ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ КАК ЛОКОМОТИВ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИК ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН
Доклад заведующего кафедрой «Социология и политология», кандидата политических наук, доцента И.А. Калиева на Ученом совете ПГУ имени С. Торайгырова
Вследствие распада СССР в конце XX века среди общественности и ряда политиков некоторых бывших советских республик возникла потребность восстановления тесной интеграции. В начале XXI века идея постсоветской евразийской интеграции получило широкое распространение.
Согласно проекту Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева предполагалось, что вначале в Евразийский Союз войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могут присоединиться другие государства – Армения, Узбекистан, Молдова.
На рубеже XX и XXI веков Россия и Белоруссия создали сначала Сообщество, а затем Союзное государство, однако потребность в более широком Союзе осталась.
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев четко обозначил суть всех проблем и позицию Казахстана, связанную с созданием Евразийского Союза. Следует отметить, что впервые с идеей создать на пространстве СНГ качественно новое интеграционное объединение – Евразийский Союз Государств Президент Казахстана выступил в марте 1994 года.
Суть предложений, выдвинутых Н. А. Назарбаевым, сводилась к следующему:
Во-первых, строить интеграцию, прежде всего на основе экономического прагматизма. Первооснова будущего Евразийского Союза – Единое экономическое пространство как масштабный ареал совместного развития народов стран-участников.
Во-вторых, добровольность интеграции. Каждое государство и общество должны самостоятельно прийти к пониманию ее необходимости.
Казахстан всегда считал, что объективно Казахстан и Россия – это локомотивы евразийской интеграции.
Казахстан рассматривает Евразийский Союз как открытый проект. Его нельзя представить без широкого взаимодействия, например, с Евросоюзом, другими объединениями.
Интеграция в Евразийский экономический союз – это не только взаимодействие, взаимное приспособление, сотрудничество, объединение национальных хозяйств, интернационализация хозяйственной жизни, но и восстановление, восполнение некоторого единства – то есть это новая целостность. Она требует и новых объединяющих идей.
10 октября 2000 года в г. Астане был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), вступивший в силу 30 мая 2001 года после его ратификации всеми государствами – членами Сообщества. Участниками ЕврАзЭС стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС получили Украина, Молдова и Армения.
Через семь лет после подписания Договора об учреждении ЕврАзЭС в октябре 2007 года в Душанбе главами трех из пяти государств был принят Договор о создании единой таможенной территории, формировании таможенного союза и утвержден План действий на 2008-2010 годы по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Эти документы определили стратегию и последовательность шагов по созданию таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.
В начале 2009 года была создана Комиссия Таможенного союза со статусом международной организации. Активная работа правительств этих стран, Комиссии Таможенного союза и других структур Сообщества позволила с 1 января 2010 года начать работу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на основе сформированной договорно-правовой базы. С 1 июля 2011 года таможенные территории трех стран объединены в единую таможенную территорию.
В декабре 2010 года подписан пакет из 17-ти базовых Соглашений, формирующих новый, более глубокий уровень интеграции – Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России. После их ратификации в 2011 году они вступили в силу с 1 января 2012 года.
Экономическая целесообразность и важность формирования Единого экономического пространства, обусловлена рядом объективных преимуществ интеграции. Наряду с расширением рынка сбыта товаров, формирование единой таможенной территории создаются условия для восстановления трансграничной научно-технической и производственной кооперации предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Еще одно положительное последствие создания Таможенного союза – увеличение эффективности транзитного потенциала государств союза. Росту грузоперевозок способствуют отсутствие барьеров на внутренних границах. В будущем это открывает равный доступ к инфраструктуре, что особенно важно и актуально для Казахстана и Белоруссии как стран, не имеющих выхода к «большому» морю.
Таким образом, современная евразийская экономическая интеграция и ее институциональная основа строятся на сближении экономических потенциалов интегрируемых государств.
С 1 января 2012 года начался практический этап создания Единого экономического пространства. Последовательно станут реальностью механизмы согласования экономической политики трех стран и обеспечения трансграничного свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов, унифицированное законодательство. Национальные субъекты бизнеса получат равный доступ к инфраструктуре в каждом государстве, участвующем в ЕЭП. В перспективе сложатся единые транспортные, энергетические и информационные системы. ЕЭП станет прочной основой для перехода к более высокой ступени интеграции – Евразийскому экономическому союзу.
Основными целями формирования ЕЭП были определены:
- эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
- создание условий стабильного развития экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня населения;
- проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
- развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
- создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.
Единое экономическое пространство является более глубокой формой экономической интеграции и включает в себя, помимо действующего Таможенного союза, такие составляющие, как проведение согласованной экономической политики, обеспечение свободного движения услуг, капитала, трудовых ресурсов и доступ к инфраструктуре государств-членов ЕЭП.
Образование Евразийского экономического союза России, Беларуси и Казахстана означает создание общего рынка товаров с классическими эффектами увеличения масштаба и разнообразия, что способствует повышению эффективности и росту экономического потенциала стран-членов.
При всех особенностях евразийского экономического процесса он идет в рамках, которые, с одной стороны, заданы правилами ВТО и нормами международного права, с другой стороны, определяются тенденциями глобализации. При этом, наряду с универсальными формами региональной интеграции, есть возможность выбора отдельных элементов, также как и пределов интеграции. К примеру, можно создавать единый финансовый регулятор, а можно ограничиться гармонизацией норм регулирования финансового рынка.
Проект плана, а также проект решения Совета ЕЭК «Об организации работы над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе» были одобрены на состоявшемся 12 марта заседании коллегии комиссии. Эти документы планируется рассмотреть на ближайшем заседании Совета ЕЭК.
Согласно проекту плана, в течение 2013 года проводились различные мероприятия по подготовке Договора о создании Евразийского экономического союза, в феврале 2014 года он был вынесен на заседание коллегии Евразийской экономической комиссии для одобрения.
На сегодняшний день в рамках ЕврАзЭС принято значительное число актов по различным аспектам его деятельности. Определены следующие основные направления интеграционного сотрудничества:
- формирование таможенного союза и единой таможенной территории;
- проведение согласованной экономической политики;
- активизация взаимодействия в реальном секторе экономики;
- совместное развитие энергетического рынка;
- формирование Транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС;
- взаимодействие в агропромышленном секторе, формирование общего рынка капитала;
- взаимодействие в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики.
Период с июня по декабрь 2014 года будет отведено на проведение ратификационных процедур, с тем, чтобы с 1 января 2015 года Договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу.
События в мире подталкивают стороны к тому, чтобы реализация проекта создания Евразийского экономического союза ускорялась.
Евразийский экономический союз России, Белоруссии и Казахстана, который планируется создать к 2015 году, должен стать наиболее современной формой экономической интеграции трех государств, которые уже сегодня имеют общую таможенную территорию и чей суммарный ВВП составляет 85% валового продукта стран СНГ.