Құрметті достар!
С. Торайғыров атындағы ПМУ-нің Этносаралық және конфессияаралық үрдістерді зерттеудің аймақтық ғылыми-практикалық орталығы онлайн конференция арқылы ақпараттық-танымдық жұмысын жалғастырады. Интернет кеңістігін пайдаланушыларымен «Мәдениет және салт-дәстүр – көпконфессиялықтың көпшілік спектрінде» - «Культура и традиции – в спектре многоконфессионального многообразия» тақырыбы бойынша келесі диалог 2013 жылдың наурыздың 14-і күні сағат 17.00-ден 18.00-ге дейін өтеді. Онлайн-конференцияның өзекті мәселелері университеттің «Білік» газетінде басылымға шығады.
Сұрақтарды алдын-ала Орталықтың newcenterPGU@yandex.kz электрондық поштасына жіберуіңізге болады.
Интернет-конференция өтетін күні, 2013 жылы 14 наурызда 17.00 мен 18.00 сағат аралығында, «Rukhani alem» rukhanialem.psu.kz. сайтында сұрақтар қабылданады.
Құрметті облыс тұрғындары!
Сіздерде философия ғылымдарының кандидаты, доценті, орталықтың аға ғылыми қызметкері – тарих ғылымдарының кандидаты, доцент, орталықтың аға ғылыми қызметкері - Жапекова Гүлфайрус Қабдұлқызына, теолог, орталықтың қызметкері Бертымұратов Жолдас Қаспақұлы, исламтанушы, орталықтың қызметкері Каирбеков Нұрлан Ефратұлы сұрақтарыңызды қоюға мүмкіндіктеріңіз бар.
Анықтама телефоны: 8 (7182) 67-37-04.
Қымбатты достар! «Мәдениет және салт-дәстүр - көпконфессиялықтың көпшілік спектрінде» тақырыбы ғаламтор желісін пайдаланушылар арасында үлкен қызығушылық туғызды. Орталықтың электрондық мекен-жайына әлі де сұрақтар түсіп жатыр. Олардың кейбіреулерін көрсетіп отырмыз:
Rose Muratova Сұрақ 1. Адамның пайда болуы және Дарвин теориясы неліктен дінмен келісілмейді? 2. Неге қазіргі кезде ғана діни ілімдердің таралуы туралы сөз қозғала басталды? Қазіргі таңда ауылдық мекендерде мәдени-ағартушылық жұмысты және мәдени клубтарды қайта қалпына келтіру орнына діни объектілерді көптеп салу бойынша жұмыстар жүргізілуде. Мәдениет пен дін бір-біріне қарама-қайшы болмауы керек. Құрметпен Абылай хан атындағы ХҚжХТҚазУ-нің «ХЭҚ» кафедрасының аға оқытушысы, э.ғ.к., Муратова Роза Ашимовна
Тамара Биль bill_toma@mail.ru - Қазақстан территориясында мекендейтін этностардың мәдени құндылықтарының рөлі қандай?
Айзада Макеева - Жақында Наурыз мерекесі тойланады. Осы мейраммен байланысты қандай рәсімдер бар?
Ғаламтор желісін пайдаланушылардың жіберген сұрақтары үшін өте ризамыз. Осы сұрақтардың жауаптарын Сіздер онлайн-конференцияның өтетін күні көре аласыздар.
Сіздер жіберген сұрақтарыңыздың мазмұны осы тақырыптың өзекті және қызықты болғанын көрсетеді.
Құрметті ғаламтор желісінің пайдаланушылары біз Сіздер үшін ғалымдардың, магистранттардың, университеттегі Орталық қызметкерлерінің мақалаларын, жазбаларын Орталықтың сайтына орналастырдық, олардың кейбіреулері ҚР-ның ғылыми баспаларында жарияланған.
Құрметті достар! Сіздерде әрбір модераторға сұрақ қоюға мүмкіндік бар, қажеттілік туындаған кезде сұрағыңызды 8 (718-2) 673704 нөмірі бойынша қоя аласыз. Аталған нөмір бойынша қойылған сұрақтарға жауаптар сайттың бетінде жарияланады.
Үлкен құрметпен С.Торайғыров атындағы
ПМУ-нің этносаралық және конфессияаралық
үрдістерді зерттеудің аймақтық ғылыми-
практикалық орталығының қызметкерлері
Құрметті порталдың қонактары!
Сіздердің назаларыңызға, онлайн-конференцияның тақырыбына сәйкес ақпараттык материалды ұсынып отырмыз.
Государственная программа "Культурное наследние".
Какова роль культурных ценностей этносов, проживающих на территории Казахстана?
На территории Казахстана мирно сосуществуют более 130 этносов, толерантность является стержневым принципом казахского народа. С первых дней независимости Казахстан выработал собственную модель межэтнического и межконфессионального согласия. Основополагающими принципами государственной национальной политики являются единство народов Казахстана, этническое конфессиональное, культурное и языковое многообразие. За годы независимости в нашей стране создана эффективная правовая база, направленная на обеспечение межэтнического и межконфессионального равенства. Её составляют законы о свободе вероисповедания, языках, Ассамблее народа Казахстана, Доктрина национального единства. Казахстан в ближайшие годы присоединиться к Конвенции ЮНЕСКО «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения». Культурное многообразие казахстанского общества позволило нашей стране стать диалоговой площадкой для представителей различных этносов и конфессий мирового сообщества.
Ұлттық пен діни салт-дәстүрді бір-бірінен бөлуге бола ма?
Ұлттың құндылығы – мәңгі өзімен бірге жасасып келе жатқан тілінде, салт-дәстүрінде, ұлттық өнерінде. Оларды бір-бірінен бөліп те қарай алмаймыз. Себебі, олар бірін бірі толықтыра отырып, тұтас бір ұлттық болмысын құрайды. Діни дәстүрлер мен құндылықтарды ұлттық дәстүрлерден тек шартты-теоретикалық тұрғыда бөлуге болады. Жалпыадамзаттық құндылықтарға негізделуіне байланысты осы құндылықтар мен дәстүрлер бір-бірін толықтырып, қоғамның шынайы тірлішігінде біртұтастық ретінде болады.
На что направлена деятельность Ассамблеи народов Казахстана?
Идея создания Ассамблеи исходила из недр казахстанского общества. Создание уникальной структуры началось с малых ассамблей в регионах. 16 февраля 1995 года Президент Н.Назарбаев отметил, что необходимо создать новый общественный институт – Ассамблею согласия и народов Казахстана – как консультативный и совещательный орган при президенте. Среди ее основных задач были выделены: духовное возрождение и развитие всех этносов Казахстана; формирование культуры межнациональных отношений, основанных на цивилизованных, демократических принципах, на уважение интересов разных народов и этносов в государственной национальной политике.
Для чего используют черно-белый шнур на «Тұсау кесу»?
Эта традиция существует не только у казахов, но и киргизов, тувинцев и других народов. Согласно тенгрианству мир делится на 3 части – подземный, земной и небесный. Первым на пути человека был мир подземный и именно оттуда, по повериям, ребенок приходил на землю. Его связь была настолько сильна, что самостоятельно ребенок не мог ее разорвать. Нужна была помощь взрослого и сильного человека. Сильного не только в физическом плане, но и духовном. Скрученные нитки черного и белого цвета означали, что в жизни человека встречается и добро и зло. Разрезание символических пут полагает, что ребенок преодолеет трудности, которые будут встречаться на его пути. По другой версии для разрезания используют пеструю нить – ала жіп, символизирующая пожелание (ала жіпті аттама – будь честным). После разрезания пут малыш делает первые шаги по белой дорожке, которая называется ақ жол и сопровождается традиционным казахским шашу, состоящий из конфет, сладостей, денег и тд.
Скоро будет праздноваться праздник Наурыз. Какие обычаи существуют, связанные с этим праздником?
Наурыз отмечается на протяжении 5000 лет. Этот праздник известен среди народов Казахстана, Средней Азии, Передней и Малой Азии. Этот день связан с весенним равноденствием и принято считать его началом Нового года согласно древнему восточному календарю. У него есть и другое название – Ұлыстың Ұлы Күні (Великий день народа). В 1926 году на территории Казахстана этот праздник был отменен, поскольку его посчитали религиозным. Ренессанс праздника приходится на 1988 год, а с 2001 Наурыз объявлен государственным праздником. Празднование Наурыза начинается с традиционной встречи рассвета. Каждая семья обязана привести в порядок свое жилище, помириться с теми, с кем находится в ссоре, приготовить праздничный дастархан. Обязательным атрибутом является наурыз коже, который готовится из 7 компонентов, так как число 7 у казахов является сакральным. Праздник сопровождается народным гулянием, устраиваются состязания национальных видов спорта – қазақша көрес, тоғыс құмалақ, Қыз-қуу, байға. Ближе к вечеру начинается айтыс – словесное состязание акынов, где участвуют мужчины и женщины. В разгар праздника молодежь собирается у алтыбақана, где все поют, танцуют и играют в национальные игры.
Почему о распротранении религиозных воззреениях заговорили только сейчас. Сейчвс вместо восстанолвения клубов и культурно-просветительской работы на селе идет активное восстановлени религиозных объектов. Культура и религия не должны быть соперниками
Уважаемая Роза Ашимовна, отвечая на Ваш второй вопрос, хотим отметить, что в первые годы независимости государственная политика, законодательство ориентированные на развитие национальной культуры, духовности народа, сохранение общественной стабильности и межконфессионального согласия дали импульс развитию религии, религиозной сферы, что способствовало процессу религиозного возрождения. В традиционных религиях видели одно из средств заполнения идеологического вакуума, образовавшегося в обществе после краха коммунистической идеологии. Но вместе с религиозным ренессансом на территорию Казахстана были импортированы нетрадиционные религиозные течения, чаще всего деструктивного характера, что в последующем послужило поводом актуализации религиозных проблем. На наш взгляд, нельзя утверждать, что культура и религия в нашей стране находится в состоянии соперничества, доказательством тому служит возрождение, в первую очередь, государственного языка, обычаев и традиций народа Казахстана, реализация программы «Мәдени мұра». Результаты этой грандиозной программы сегодня хорошо известны. С момента принятия государственной программы по настоящее время завершены реставрационные работы на 78 памятниках истории и культуры. Огромное значение для изучения вопроса о религиозном неоренессансе в Казахстане имеет двадцатитомник серии «Философское наследие казахского народа».
Почему религией оспаривается вопрос о происходждении человека и теории Дарвина?
Уважаемая Роза Ашимовна, благодарим Вас за поставленные вопросы. На современном этапе в отношении вопроса о происхождении человека существует ряд гипотез, среди которых можно выделить религиозный и научно-философский подходы. И религия, и наука ищут ответ на «вечные» вопросы, каковым можно отнести проблемы происхождения человека, эволюции. На этом фоне, несмотря на имеющиеся белые пятна в данном вопросе, Дарвиновская концепция является более полноценной теорией, т.е. она доказательна, последовательна, логична, и т. д, в отличие от религиозной, которая носит чувственно-образный характер.