Уважаемые друзья!
Региональный научно-практический центр исследования межэтнических и межконфессиональных процессов ПГУ им.С.Торайгырова продолжает информационно-разъяснительную работу посредством онлайн-конференций.
Очередной диалог с пользователями интернет пространства по теме «Мәдениет және салт-дәстүр – көпконфессиялықтың көпшілік спектрінде» - «Культура и традиции – в спектре многоконфессионального многообразия» состоится 14 марта 2013 года с 17.00 до 18.00 часов, с последующей публикацией наиболее актуальных вопросов на страницах газеты нашего университета «Білік».
Предварительно, до 14 марта вопросы просим направлять на электронный адрес Центра newcenterPGU@yandex.kz.
В день проведения интернет-конференции, 14 марта 2013 года с 17.00 до 18.00 часов, вопросы принимаются на сайте «Rukhani alem» www.rukhanialem.psu.kz.
Уважаемые жители области!
У вас есть возможность задать вопрос Жапековой Гульфайрус Кабдуловне, кандидату исторических наук, доценту, старшему научному сотруднику, теологу, сотруднику Центра Бертымуратову Жолдасу Каспаковичу, исламоведу, сотруднику Центра Каирбекову Нурлану Ефратовичу.
Справки по телефону: 8 (7182) 67-37-04.
Дорогие друзья! Тема «Культура и традиции – в спектре многоконфессионального многообразия», вызвала определённой интерес у пользователей сети. На электронный адрес Центра продолжают поступать вопросы. Размещаем некоторые из них:
Rose Muratova - 1.Почему религией оспаривается вопрос о происходждении человека и теории Дарвина
2.Почему о распротранении религиозных воззреениях заговорили только сейчас. Сейчвс вместо восстанолвения клубов и культурно-просветительской работы на селе идет активное восстановлени религиозных объектов. Культура и религия не должны быть соперниками
С ув. ,ст.преп.каф"МЭО" КазУМОиМЯим.Абылай хана, к.э.н. Муратова Роза Ашимовна
Тамара Биль bill_toma@mail.ru - Какова роль культурных ценностей этносов, проживающих на территории Казахстана?
Айзада Макеева
Мы благодарны за вопросы, представленные пользователями. Ответы на них Вы получите в день проведения онлайн-конференции
Характер вопросов присланных к нам говорит о том, что избранная тема актуальна, интересна.
Для Вас, уважаемые пользователи, мы поместили статьи, заметки учёных, магистрантов, сотрудников Центра нашего университета, часть из которых опубликованы в научных изданиях РК.
Дорогие друзья! У Вас есть возможность задать вопросы персонально каждому из модераторов, в случае необходимости вопрос можно задать по телефону 8 (718-2) 673704. Ответы на вопросы, заданные по указанному телефону, будут также размещены на сайте.
С уважением, сотрудники
Регионального научно-практического
центра исследования межэтнических
и межконфессиональных процессов
ПГУ им.С.Торайгырова
Уважаемые гости портала, предлагаем Вашему вниманию информационный материал по теме онлайн-конференции. Государственная программа "Культурное наследние".
Какова роль культурных ценностей этносов, проживающих на территории Казахстана?
На территории Казахстана мирно сосуществуют более 130 этносов, толерантность является стержневым принципом казахского народа. С первых дней независимости Казахстан выработал собственную модель межэтнического и межконфессионального согласия. Основополагающими принципами государственной национальной политики являются единство народов Казахстана, этническое конфессиональное, культурное и языковое многообразие. За годы независимости в нашей стране создана эффективная правовая база, направленная на обеспечение межэтнического и межконфессионального равенства. Её составляют законы о свободе вероисповедания, языках, Ассамблее народа Казахстана, Доктрина национального единства. Казахстан в ближайшие годы присоединиться к Конвенции ЮНЕСКО «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения». Культурное многообразие казахстанского общества позволило нашей стране стать диалоговой площадкой для представителей различных этносов и конфессий мирового сообщества.
Ұлттық пен діни салт-дәстүрді бір-бірінен бөлуге бола ма?
Ұлттың құндылығы – мәңгі өзімен бірге жасасып келе жатқан тілінде, салт-дәстүрінде, ұлттық өнерінде. Оларды бір-бірінен бөліп те қарай алмаймыз. Себебі, олар бірін бірі толықтыра отырып, тұтас бір ұлттық болмысын құрайды. Діни дәстүрлер мен құндылықтарды ұлттық дәстүрлерден тек шартты-теоретикалық тұрғыда бөлуге болады. Жалпыадамзаттық құндылықтарға негізделуіне байланысты осы құндылықтар мен дәстүрлер бір-бірін толықтырып, қоғамның шынайы тірлішігінде біртұтастық ретінде болады.
На что направлена деятельность Ассамблеи народов Казахстана?
Идея создания Ассамблеи исходила из недр казахстанского общества. Создание уникальной структуры началось с малых ассамблей в регионах. 16 февраля 1995 года Президент Н.Назарбаев отметил, что необходимо создать новый общественный институт – Ассамблею согласия и народов Казахстана – как консультативный и совещательный орган при президенте. Среди ее основных задач были выделены: духовное возрождение и развитие всех этносов Казахстана; формирование культуры межнациональных отношений, основанных на цивилизованных, демократических принципах, на уважение интересов разных народов и этносов в государственной национальной политике.
Для чего используют черно-белый шнур на «Тұсау кесу»?
Эта традиция существует не только у казахов, но и киргизов, тувинцев и других народов. Согласно тенгрианству мир делится на 3 части – подземный, земной и небесный. Первым на пути человека был мир подземный и именно оттуда, по повериям, ребенок приходил на землю. Его связь была настолько сильна, что самостоятельно ребенок не мог ее разорвать. Нужна была помощь взрослого и сильного человека. Сильного не только в физическом плане, но и духовном. Скрученные нитки черного и белого цвета означали, что в жизни человека встречается и добро и зло. Разрезание символических пут полагает, что ребенок преодолеет трудности, которые будут встречаться на его пути. По другой версии для разрезания используют пеструю нить – ала жіп, символизирующая пожелание (ала жіпті аттама – будь честным). После разрезания пут малыш делает первые шаги по белой дорожке, которая называется ақ жол и сопровождается традиционным казахским шашу, состоящий из конфет, сладостей, денег и тд.
Скоро будет праздноваться праздник Наурыз. Какие обычаи существуют, связанные с этим праздником?
Наурыз отмечается на протяжении 5000 лет. Этот праздник известен среди народов Казахстана, Средней Азии, Передней и Малой Азии. Этот день связан с весенним равноденствием и принято считать его началом Нового года согласно древнему восточному календарю. У него есть и другое название – Ұлыстың Ұлы Күні (Великий день народа). В 1926 году на территории Казахстана этот праздник был отменен, поскольку его посчитали религиозным. Ренессанс праздника приходится на 1988 год, а с 2001 Наурыз объявлен государственным праздником. Празднование Наурыза начинается с традиционной встречи рассвета. Каждая семья обязана привести в порядок свое жилище, помириться с теми, с кем находится в ссоре, приготовить праздничный дастархан. Обязательным атрибутом является наурыз коже, который готовится из 7 компонентов, так как число 7 у казахов является сакральным. Праздник сопровождается народным гулянием, устраиваются состязания национальных видов спорта – қазақша көрес, тоғыс құмалақ, Қыз-қуу, байға. Ближе к вечеру начинается айтыс – словесное состязание акынов, где участвуют мужчины и женщины. В разгар праздника молодежь собирается у алтыбақана, где все поют, танцуют и играют в национальные игры.
Почему о распротранении религиозных воззреениях заговорили только сейчас. Сейчвс вместо восстанолвения клубов и культурно-просветительской работы на селе идет активное восстановлени религиозных объектов. Культура и религия не должны быть соперниками
Уважаемая Роза Ашимовна, отвечая на Ваш второй вопрос, хотим отметить, что в первые годы независимости государственная политика, законодательство ориентированные на развитие национальной культуры, духовности народа, сохранение общественной стабильности и межконфессионального согласия дали импульс развитию религии, религиозной сферы, что способствовало процессу религиозного возрождения. В традиционных религиях видели одно из средств заполнения идеологического вакуума, образовавшегося в обществе после краха коммунистической идеологии. Но вместе с религиозным ренессансом на территорию Казахстана были импортированы нетрадиционные религиозные течения, чаще всего деструктивного характера, что в последующем послужило поводом актуализации религиозных проблем. На наш взгляд, нельзя утверждать, что культура и религия в нашей стране находится в состоянии соперничества, доказательством тому служит возрождение, в первую очередь, государственного языка, обычаев и традиций народа Казахстана, реализация программы «Мәдени мұра». Результаты этой грандиозной программы сегодня хорошо известны. С момента принятия государственной программы по настоящее время завершены реставрационные работы на 78 памятниках истории и культуры. Огромное значение для изучения вопроса о религиозном неоренессансе в Казахстане имеет двадцатитомник серии «Философское наследие казахского народа».
Почему религией оспаривается вопрос о происходждении человека и теории Дарвина?
Уважаемая Роза Ашимовна, благодарим Вас за поставленные вопросы. На современном этапе в отношении вопроса о происхождении человека существует ряд гипотез, среди которых можно выделить религиозный и научно-философский подходы. И религия, и наука ищут ответ на «вечные» вопросы, каковым можно отнести проблемы происхождения человека, эволюции. На этом фоне, несмотря на имеющиеся белые пятна в данном вопросе, Дарвиновская концепция является более полноценной теорией, т.е. она доказательна, последовательна, логична, и т. д, в отличие от религиозной, которая носит чувственно-образный характер.