Дорожное наследие
В 1971 году 33-летний Лернер, уже побывавший на посту президента института, был назначен мэром Куритибы и начал воплощать свои проекты в жизнь. Он видел будущее в развитии общественного транспорта и одновременно в расширении зеленых и пешеходных зон. Первые экспрессы по выделенным проспектам Лернер запустил в 1974 году. По тем временам решение было просто революционным. Куритиба стала моделью, по которой создавалась система общественного транспорта в Боготе, Сантьяго, Мехико, Лос-Анджелесе, Сеуле и многих других городах мира.
Правда население Куритибы с 1970-х годов увеличилось почти втрое и на сегодняшний день составляет 1 848 943 человек. Соответственно выросло и количество личных автомобилей и автобусы, которые когда-то решали проблему транспорта в городе, стали помехой для автовладельцев.
«Деревья подарят нам тень, если мы дадим им воду»
В 1971 году, до прихода Лернера на пост мэра, на каждого горожанина приходилось всего полметра зелени, хотя население города было втрое меньше. «Деревья подарят нам тень, если мы дадим им воду», - под таким девизом началась программа озеленения. Горожане сами поливали растения на улицах. Было посажено более миллиона деревьев благодаря экономии на ирригации.
«Кучерявые газонокосилки»
Избавление от мусора
Среди прочих экологических достижений команды Лернера было избавление города от мусора. Поскольку в бюджете Куритибы не хватало денег на строительство комплексов по сортировке отходов, мэр решил, что можно обойтись без больших инвестиций, если договориться с людьми. В 1980-м году началась масштабная образовательная кампания в школах: детям внушали, что мусор нужно разделять, чтобы в последующем его можно было переработать. Дети, в свою очередь, объясняли это родителям, и те не желая выглядеть дикарями перед чадами, стали проявлять сознательность.
В фавелах – традиционных районах трущоб, где мусоровоз зачастую не мог даже проехать, запустили программу по обмену мусора на продукты первой необходимости и проездные билеты на месяц. Тогда это спасло город от обилия жестянок, пластика и бумажек.
Бразильская Европа
Чтобы подчеркнуть связь с Европейской культурой, около 20 лет назад в Куритибе были открыты Португальский культурный центр, Итальянские ворота, Немецкий лес, Польский лес и Мемориал украинским иммигрантам. Хотя сегодня европейское происхождение не особо считывается в облике города.
Ностальгия по Мэру
«Нет людей, есть идеи».
• Город не так сложен, как нам пытаются его преподнести продавцы сложностей.
• Иногда городу нужна акупунктура: локальные изменения, быстрые «уколы», которые придадут ему жизненных сил.
• Город должен расти по плану и быть многофункциональным: так, чтобы рядом были работа и учеба, торговые, культурные и спортивные центры.
• Хороший дом подобен черепахе: это дом, работа и возможность передвигаться.
• Транспорт – это такая система, которая позволяет жить и работать в городе. Он не может быть сам по себе.
• Надо сократить количество машин, чтобы было больше пространства для людей. Общественные места – это главное, ради чего люди живут в городах.
• Элитные дома для богачей нерациональны, чем выше стены, за которыми они хотят спрятаться, тем больше шансов, что у входа, кто-то будет поджидать их с недобрыми намерениями. Нужно, чтобы разные люди с разным достатком жили в одном пространстве. Это и есть настоящая безопасность.
• Многие жалуются, что город слишком большой, а денег слишком мало. Надо решать проблемы, используя то, что имеешь.
Вместо заключения
А задумывались ли вы, что может быть, в холено-лощеной прилизанности Европейских городов нет жизни? Может быть, в них все слишком правильно? «Здесь не стой. Туда не ходи». Все красиво, но ничего нельзя. Где размах души, присущий нашему человеку? Вот выглянул он с утра в окно, а там – помойка. Вышел из подъезда, а там лужа на пол-двора и дорога до остановки, как полоса препятствий с неизбежными прыжками через лужи и брызгами грязи, смачно летящими в разные стороны. Зато по приходу на работу и по возвращении домой наш человек неизменно чувствует, что помимо всего прочего он сегодня прожил день не зря. И это далеко не сарказм, уважаемые читатели, ибо все эти мелочи – есть неотъемлемая часть нашей с вами жизни, своеобразное отражение нашего видения мира.
Мы все разные, и это надо учитывать. В любом случае нам всем следует задуматься над тем, как сделать жизнь в родном городе и стране в целом лучше, в первую очередь, начав с себя и перестав жить по принципу «моя хата с краю» … и перестав оглядываться на «старушку» Европу, ибо у нас всегда был и будет свой, только нам предначертанный, путь.
РУФИНА ТОРПИЩЕВА
«Білік» № 12 (173), 2014 жыл, 29 желтоқсан