Всякому человеку присущи определенные потребности, среди которых здоровая еда и сон, интересная работа и возможность самореализации, ну и, конечно же, комфортное место обитания. Ведь от того, насколько нам комфортно в нашем доме, районе, городе зависит, насколько продуктивной будет наша повседневная деятельность. В этой связи понятие комфортного проживания в городской среде приобретает особый смысл.
Чего уж кривить душой, в мире не так уж много городов, где жить действительно удобно и безопасно. Тем более удивительно обнаружить успешно реализованную концепцию неординарного подхода в градостроении там, где этого совершенно не ожидаешь. Если конкретизировать, то, к примеру, многие крупные города, даже в так называемых «развитых» странах Европы и Северной Америки, кои нам непрерывно ставят в пример, далеки от концепции «города-мечты». Подчас они больше походят на человека, измученного хроническими болезнями, одетого в дорогой, но уже вышедший из моды, костюм и горстями глотающего болеутоляющие. Между тем, здесь есть и исключения. Об одном из таких, стоящих особняком городов, мы и будем говорить сегодня.
Куритиба – город необычный и тому есть ряд причин. Начнем с того, что находится он, как ни странно, в Бразилии. Эта страна, нашему обывателю нередко преподносится в искаженном виде через «мыльные оперы», производство которых здесь поставлено на поток. Кроме того, как почти о любой стране, средствами массовой информации у нас формируется определенный образ, нередко недостаточно соответствующий реальной картине мира. Мы не будем рассматривать и без того заезженные штампы по поводу Бразилии, «где много диких, диких обезьян». Мы попробуем увидеть другую Бразилию в лице отдельно взятого города.

Дорожное наследие

Система общественного транспорта в Куритибе хороша и проста: для скоростных автобусов выделены проспекты с двусторонним движением. Проезд пассажиры оплачивают при входе на остановку, поэтому посадка на автобус происходит быстро, да и водитель не отвлекается. Существуют и остановки с пересадкой на другие линии.
Проектированием такой системы начал заниматься в 1965 году Институт исследований и планирования городской среды, созданный при участии молодого архитектора-урбаниста Жайми Лернера. До него стратегия градостроителей сводилась к делению города на зоны и к строительству новых дорог. Институт же начал разрабатывать общую концепцию города, а планирование стало системным и непрерывным процессом.

В 1971 году 33-летний Лернер, уже побывавший на посту президента института, был назначен мэром Куритибы и начал воплощать свои проекты в жизнь. Он видел будущее в развитии общественного транспорта и одновременно в расширении зеленых и пешеходных зон. Первые экспрессы по выделенным проспектам Лернер запустил в 1974 году. По тем временам решение было просто революционным. Куритиба стала моделью, по которой создавалась система общественного транспорта в Боготе, Сантьяго, Мехико, Лос-Анджелесе, Сеуле и многих других городах мира.

Единственное, что не удалось скопировать практически никому, – та регулярность, с которой ходят автобусы: в рабочий день интервалы составляют 1-3 минуты. И хотя экспрессы в Куритибе далеко не новые, а дороги слегка разбитые, жители, которые пользуются общественным транспортом каждый день, довольны, потому что всегда могут вовремя и быстро доехать до работы и учебы.

Правда население Куритибы с 1970-х годов увеличилось почти втрое и на сегодняшний день составляет 1 848 943 человек. Соответственно выросло и количество личных автомобилей и автобусы, которые когда-то решали проблему транспорта в городе, стали помехой для автовладельцев.

«Деревья подарят нам тень, если мы дадим им воду»

Стеклянную теплицу ботанического сада путеводители сравнивают с Хрустальным дворцом в Лондоне. Пожалуй, до дворца ей далековато, но в зеленом ухоженном саду теплица выглядит очаровательно. Неподалеку – озеро с черепахами и огромными карпами. По берегу бродят белые цапли, тут же сидят лесные утки. Немного погодя, вы поймете, что так устроены все парки города: каждый – своего рода заповедник, где сохраняются флора и фауна региона. Проехавшись днем на туристическом экспрессе по городу, вы убедитесь, что он со всех сторон утопает в зелени и огромные зеленые пространства плавно перетекают одно в другое.
Сегодня в Куритибе на каждого жителя приходится 64,5 м2 зеленых насаждений. Причем в расчет не идут газоны и водоемы, только древесные массивы площадью не менее 100 м2.

В 1971 году, до прихода Лернера на пост мэра, на каждого горожанина приходилось всего полметра зелени, хотя население города было втрое меньше. «Деревья подарят нам тень, если мы дадим им воду», - под таким девизом началась программа озеленения. Горожане сами поливали растения на улицах. Было посажено более миллиона деревьев благодаря экономии на ирригации.

«Кучерявые газонокосилки»

Если деревья Лернер доверил людям, то газоны – овцам породы суффолк. Сэкономив на газонокосилках и бензине, мэр одновременно позаботился об окружающей среде, вспомнив старый добрый способ поддержания растительности в порядке. В 1980-х годах кудрявые «работники» появились и в других парках города, при этом стоит отметить, что в Париже к их помощи начали прибегать только в прошлом году. «Трудятся» овцы не каждый день – у них, как и людей есть выходные и праздники. К тому же большое количество гуляющего населения в парке может навредить деликатной нервной системе животных. Правда, при Лернере овцы людей не боялись и паслись на газонах каждый день на радость детям.

Избавление от мусора

Среди прочих экологических достижений команды Лернера было избавление города от мусора. Поскольку в бюджете Куритибы не хватало денег на строительство комплексов по сортировке отходов, мэр решил, что можно обойтись без больших инвестиций, если договориться с людьми. В 1980-м году началась масштабная образовательная кампания в школах: детям внушали, что мусор нужно разделять, чтобы в последующем его можно было переработать. Дети, в свою очередь, объясняли это родителям, и те не желая выглядеть дикарями перед чадами, стали проявлять сознательность.

В фавелах – традиционных районах трущоб, где мусоровоз зачастую не мог даже проехать, запустили программу по обмену мусора на продукты первой необходимости и проездные билеты на месяц. Тогда это спасло город от обилия жестянок, пластика и бумажек.

Бразильская Европа

Гуляя по ухоженным улочкам рядом с городскими парками, повсюду видно влияние европейской архитектуры: то португальские изразцы, то германские фахверковые балки. Для местных властей и СМИ это до сих пор служит поводом называть столицу штата Парана бразильской Европой.

Чтобы подчеркнуть связь с Европейской культурой, около 20 лет назад в Куритибе были открыты Португальский культурный центр, Итальянские ворота, Немецкий лес, Польский лес и Мемориал украинским иммигрантам. Хотя сегодня европейское происхождение не особо считывается в облике города.

Ностальгия по Мэру

Многие жители Куритибы сетуют, что ее лучшие годы были лет 12 назад. И все достижения в виде чистых жилых районов, удобного общественного транспорта и парков, были созданы благодаря Жайми Лернеру. Он был мэром три срока, в общей сложности 12 лет и люди всякий раз переизбирали его, потому что ему многое удавалось сделать. При этом горожане недовольны современными политиками, по их мнению, думающими исключительно о своих интересах. Главный тезис многих горожан: «Важно, чтобы над городом трудились профессионалы, а не политики!».

«Нет людей, есть идеи».

Мудрецы былых эпох говорили: «Нет людей, есть идеи». И это изречение как нельзя лучше отражает 9 основных принципов Жайми Лернера об идеальном городе-черепахе.

Город не так сложен, как нам пытаются его преподнести продавцы сложностей.

• Иногда городу нужна акупунктура: локальные изменения, быстрые «уколы», которые придадут ему жизненных сил.

• Город должен расти по плану и быть многофункциональным: так, чтобы рядом были работа и учеба, торговые, культурные и спортивные центры.

• Хороший дом подобен черепахе: это дом, работа и возможность передвигаться.

• Транспорт – это такая система, которая позволяет жить и работать в городе. Он не может быть сам по себе.

• Надо сократить количество машин, чтобы было больше пространства для людей. Общественные места – это главное, ради чего люди живут в городах.

• Элитные дома для богачей нерациональны, чем выше стены, за которыми они хотят спрятаться, тем больше шансов, что у входа, кто-то будет поджидать их с недобрыми намерениями. Нужно, чтобы разные люди с разным достатком жили в одном пространстве. Это и есть настоящая безопасность.

• Многие жалуются, что город слишком большой, а денег слишком мало. Надо решать проблемы, используя то, что имеешь.

Вместо заключения

Нам все время ставят в пример Европу с ее «городами мечты», выдержанными в едином архитектурном ансамбле строго по букве закона, с идеально чистыми маленькими улочками (при этом почему-то всегда забывают упомянуть этнические гетто-кварталы и город Неаполь) и запрете праздновать день рождения любимой бабушки с песнями и плясками до 6 утра.

А задумывались ли вы, что может быть, в холено-лощеной прилизанности Европейских городов нет жизни? Может быть, в них все слишком правильно? «Здесь не стой. Туда не ходи». Все красиво, но ничего нельзя. Где размах души, присущий нашему человеку? Вот выглянул он с утра в окно, а там – помойка. Вышел из подъезда, а там лужа на пол-двора и дорога до остановки, как полоса препятствий с неизбежными прыжками через лужи и брызгами грязи, смачно летящими в разные стороны. Зато по приходу на работу и по возвращении домой наш человек неизменно чувствует, что помимо всего прочего он сегодня прожил день не зря. И это далеко не сарказм, уважаемые читатели, ибо все эти мелочи – есть неотъемлемая часть нашей с вами жизни, своеобразное отражение нашего видения мира.

Возможно, не все, что удалось с успехом внедрить в солнечной Куритибе так же легко нашло бы свое применение и у нас. И если делать поправку на ментальную, культурную и этническую специфику нашего региона, то вышеупомянутые милые барашки скорее всего в первые же недели украсили бы чей-нибудь дастархан.

Мы все разные, и это надо учитывать. В любом случае нам всем следует задуматься над тем, как сделать жизнь в родном городе и стране в целом лучше, в первую очередь, начав с себя и перестав жить по принципу «моя хата с краю» … и перестав оглядываться на «старушку» Европу, ибо у нас всегда был и будет свой, только нам предначертанный, путь.

РУФИНА ТОРПИЩЕВА

«Білік» № 12 (173), 2014 жыл, 29 желтоқсан