Наша сегодняшняя статья об одном из таких направлений, ставшем знаковым в ХХ веке. Сегодня мы поговорим о роке.
Сразу оговоримся, что наша статья не претендует на абсолютную объективность. Напротив, она является сугубо личным видением концепции рока и рок-музыки как таковых с оглядкой на его историю и то влияние, которое он оказал на жизнь человека в ХХ – ХХI веке.
Мы прекрасно понимаем, что среди читателей, возможно, будет немало тех, кто не согласится с нашим взглядом на феномен рока, однако, как гласит народная мудрость: «Сколько людей, столько мнений». В любом случае, мы постараемся сподвигнуть Вас, уважаемые читатели, задуматься и озадачиться теми аспектами данной темы, которые, возможно, никогда раньше Вас не интересовали.
Немного теории, немного истории
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, брит-поп, до брутальных и агрессивных жанров – дэт-метала и грайндкора.
Основные центры возникновения и развития рок-музыки – США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен – на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960 – 1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.
Философия рока
С другой стороны рок – это рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с окружающим миром.
Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать человеку свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.
Влияние рока на психофизиологию человека
Во многих странах люди об этом знали и строго придерживались так называемой «музыкальной гигиены». Например, в древнем Китае музыкантам, под страхом смертной казни, запрещалось во время исполнения использовать определенные мелодические переходы и сочетания. Считалось, что использование этих мелодических решений могло вызвать слабоумие, бесплодие и прочие болезни.
К разумному и осторожному использованию музыки призывали и великие мыслители Древней Греции, заостряя внимание на том, что невоздержанность в музыке может вызвать не меньшую невоздержанность в желаниях человека, что в конечном итоге приведет к его деградации.
Этим знанием, ради коммерческой прибыли, также вооружились многие музыканты. Имея доступ к высококлассному звуковому оборудованию, они попросту записывали в инфразвуковой тональности тексты зомбирующе-повелевающего характера. Тем самым они стали вызывать у слушателей необъяснимое с логической точки зрения привыкание к своей музыке. Вся опасность данного приема в том, что музыка и текст, находящиеся вне диапазона слышимости, не воспринимаются нашим рациональным сознанием, и проникают напрямую в наше подсознание. В результате у человека могут сформироваться определенные устойчивые убеждения, которые были искусственно ему навязаны даже без его ведома.
Конечно же, Мадонна не принадлежит к когорте рок-исполнителей, но суть явления остается неизменной. Рок очень мощно воздействует на человека, на его сознание, тело и душу.
Теперь попробуем осмыслить, почему рок находит отклик у стольких людей. Всем людям в определенные периоды своей жизни свойственно переживать, огорчаться, грустить и тосковать. И рок удивительным образом вторит этому внутреннему состоянию. Когда на душе не спокойно, когда хочется кричать, а не можешь, когда хочется весь мир разнести к чертям собачьим, рок как будто бы становится своеобразной отдушиной. Послушал, и вроде легче стало.
Единственным, как нам видится, искупающе-компенсирующим фактором во всем этом может быть лишь то, что подавляющее большинство знаковых фигур рок-культуры были наделены талантом по масштабам сопоставимым только с их пороками.
В противовес им, музыканты и композиторы прошедших эпох были внутренне настолько же гармоничны, насколько гармоничной была их музыка. Если у Вас возникают сомнения по этому поводу, просто послушайте Баха, Моцарта, Грига или Штрауса.
Мы уже слышим, как адепты рок-музыки возразят на вышесказанное, что рок – это не только маниакально-депрессивные тенденции, но и злоба дня, острая социальная тематика, которую система подчас старается замалчивать, отовсюду навязывая человеку рафинированную поп-культуру.
Больше того, для многих это не просто музыка, а образ, философия жизни, можно даже сказать сама жизнь. Спорить с этим мы не будем, ибо это, как говорится, «статус кво» – сложившийся порядок вещей.
Лирическое отступление
Группа Queen всегда выделялась среди великого множества прочих рок-коллективов помимо незаурядной музыки, также за счет яркого и эпатажного солиста Фредди Меркьюри. Был он человек во многом противоречивый, как и сама музыка, которую исполнял, и, как мы уже упоминали, колосс его таланта был сопоставим по величине лишь с его пороками. Теми самыми пороками, которые так рано оборвали его яркую жизнь. Так вот, Меркьюри зная, что очень скоро сойдет в Царство Теней, создал величайший гимн жизни песню «Show must go on». Если до этого немало текстов Меркьюри отличались некоторой легкомысленностью и местами шутовством, то в этой композиции, напротив, он, переосмыслив свой жизненный путь, сделал ее квинтэссенцией всего, что умирающий человек хочет успеть сказать миру. Песня стала симбиозом извечных человеческих вопросов: «Кто же знает, зачем мы живем на этом свете?». В итоге, переосмыслив свою жизнь он, как бы смирившись с высшей волей, поет «Whatever happens, I leave it all to chance» («Что бы ни случилось, на все воля случая»). Песня действительно очень мощная как мелодически, так и контекстуально. Очень рекомендуем Вам просто ее послушать и все сразу поймете.
Rock – значит «скала»
Рок в одной из своих интерпретаций с английского переводится как «скала». Этой самой скалой он и будет оставаться еще для многих, пока в каждом из нас будет жить, даже спрятанный глубоко внутри, маленький бунтарь. Бунтарь, стоящий на краю обрыва, подставив всего себя навстречу шквальному ветру и соленым брызгам бушующего моря.
Ибо, как пел незабвенный Фредди Меркьюри: «Show must go on»*
* Show must go on – (англ.) [шоу маст гоуон] – Шоу должно продолжаться
РУФИНА ТОРПИЩЕВА
«Білік» № 11 (172), 2014 жыл, 30 қараша