История человечества насчитывает несколько тысячелетий и на протяжении всего этого периода человек изыскивал различные способы самовыражаться в искусстве, прозе, поэзии и музыке. Между тем, нередко то или иное музыкальное направление становилось основой для возникновения целых субкультур, давало толчок к появлению нового мышления, новой жизненной философии.

Наша сегодняшняя статья об одном из таких направлений, ставшем знаковым в ХХ веке. Сегодня мы поговорим о роке.

Сразу оговоримся, что наша статья не претендует на абсолютную объективность. Напротив, она является сугубо личным видением концепции рока и рок-музыки как таковых с оглядкой на его историю и то влияние, которое он оказал на жизнь человека в ХХ – ХХI веке.

Мы прекрасно понимаем, что среди читателей, возможно, будет немало тех, кто не согласится с нашим взглядом на феномен рока, однако, как гласит народная мудрость: «Сколько людей, столько мнений». В любом случае, мы постараемся сподвигнуть Вас, уважаемые читатели, задуматься и озадачиться теми аспектами данной темы, которые, возможно, никогда раньше Вас не интересовали.

Немного теории, немного истории

Такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо, неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, брит-поп, до брутальных и агрессивных жанров – дэт-метала и грайндкора.

Основные центры возникновения и развития рок-музыки – США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен – на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960 – 1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.

Философия рока

Существует точка зрения, разделяемая большим числом экспертов, что рок-музыка – это не просто один из жанров музыки, но и особый социокультурный феномен второй половины XX столетия, породивший свою субкультуру.
Рок по своей сути – это протест. Внутренний ли, внешний ли, но протест. Часто этот протест направлен против общепринятых норм, традиционных систем ценностей.

С другой стороны рок – это рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с окружающим миром.

Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать человеку свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.

Влияние рока на психофизиологию человека

Еще в стародавние времена людьми было замечено, что музыка способна удивительным образом влиять на человека. Под ее воздействием он мог как внутренне возвышаться, устремляясь к чему-то светлому и чистому, так и приобщаться к низменным своим позывам.

Во многих странах люди об этом знали и строго придерживались так называемой «музыкальной гигиены». Например, в древнем Китае музыкантам, под страхом смертной казни, запрещалось во время исполнения использовать определенные мелодические переходы и сочетания. Считалось, что использование этих мелодических решений могло вызвать слабоумие, бесплодие и прочие болезни.

К разумному и осторожному использованию музыки призывали и великие мыслители Древней Греции, заостряя внимание на том, что невоздержанность в музыке может вызвать не меньшую невоздержанность в желаниях человека, что в конечном итоге приведет к его деградации.

Об огромной силе музыки знали и жители средневековья. Ее удивительные свойства использовались для воздействия на умы людей, для поддержания в них пиетета перед высшими силами. С этой целью многие католические храмы оснащались органом, а само здание храма проектировалось таким образом, чтобы создать определенное инфернально-сакральное звучание. В итоге человек, находясь в определенной точке храма, например в центре, ощущал необъяснимый трепет, благоговение и слушая органную музыку мог «услышать Глас Божий» и даже упасть в обморок. Все это создавало у слушающего ощущение высшей сакральности происходящего.
Секрет этого явления был раскрыт уже в ХХ веке, когда ученые выяснили, что на человека, слушавшего орган, сильнейшим образом воздействовал инфразвук, т.е. звук на частоте ниже 20 Гц, находящийся вне диапазона слышимости.

Этим знанием, ради коммерческой прибыли, также вооружились многие музыканты. Имея доступ к высококлассному звуковому оборудованию, они попросту записывали в инфразвуковой тональности тексты зомбирующе-повелевающего характера. Тем самым они стали вызывать у слушателей необъяснимое с логической точки зрения привыкание к своей музыке. Вся опасность данного приема в том, что музыка и текст, находящиеся вне диапазона слышимости, не воспринимаются нашим рациональным сознанием, и проникают напрямую в наше подсознание. В результате у человека могут сформироваться определенные устойчивые убеждения, которые были искусственно ему навязаны даже без его ведома.

Примером может служить скандал, случившийся вокруг песен Мадонны несколько лет назад. Тогда один исследователь-энтузиаст, используя специальное оборудование, разложил ее песни на составляющие, среди которых он обнаружил отдельную звуковую дорожку, записанную в инфразвуке. Преобразовав ее в слышимый диапазон, он получил следующий текст: «Я преображаюсь в грехе». Выводы делайте сами.

Конечно же, Мадонна не принадлежит к когорте рок-исполнителей, но суть явления остается неизменной. Рок очень мощно воздействует на человека, на его сознание, тело и душу.

Теперь попробуем осмыслить, почему рок находит отклик у стольких людей. Всем людям в определенные периоды своей жизни свойственно переживать, огорчаться, грустить и тосковать. И рок удивительным образом вторит этому внутреннему состоянию. Когда на душе не спокойно, когда хочется кричать, а не можешь, когда хочется весь мир разнести к чертям собачьим, рок как будто бы становится своеобразной отдушиной. Послушал, и вроде легче стало.

Но есть у этой отдушины другая сторона. Во многих интервью рок-музыканты не раз заявляли, что немалое число своих песен они написали, находясь в состоянии глубочайшей депрессии, переживая личные драмы, мучаясь от ночных кошмаров, часто просто не желая жить. В минуты особого отчаяния созданные ими песни попросту помогали им выжить. Таким образом, львиная доля творчества рок-музыкантов – результат депрессивно-суицидальных периодов жизни этих людей. То есть, по сути, они выплескивали на бумагу и нотный стан, если можно так выразиться, свою внутреннюю душевную грязь. И это, не учитывая того факта, что многие рок-исполнители нередко в огромных дозах употребляли наркотики, алкоголь и придавались безудержному блуду.
Отдельного разговора заслуживают рок-концерты, некоторые из которых подчас больше напоминают шабаш или же сатанинскую мессу с поеданием живых кошек и кроликов прямо на сцене и прочей бесовской атрибутикой.

Единственным, как нам видится, искупающе-компенсирующим фактором во всем этом может быть лишь то, что подавляющее большинство знаковых фигур рок-культуры были наделены талантом по масштабам сопоставимым только с их пороками.

В противовес им, музыканты и композиторы прошедших эпох были внутренне настолько же гармоничны, насколько гармоничной была их музыка. Если у Вас возникают сомнения по этому поводу, просто послушайте Баха, Моцарта, Грига или Штрауса.

И тот факт, что тот посыл, который вольно или невольно вложил рок-исполнитель в свое творение, находит отклик у столь большого числа людей, лишний раз дает повод задуматься: «А все ли с нами в порядке? Неужели у нас на душе так же, как звучит очередной рок-запил? Не идем ли мы по пути саморазрушения?».

Мы уже слышим, как адепты рок-музыки возразят на вышесказанное, что рок – это не только маниакально-депрессивные тенденции, но и злоба дня, острая социальная тематика, которую система подчас старается замалчивать, отовсюду навязывая человеку рафинированную поп-культуру.

Больше того, для многих это не просто музыка, а образ, философия жизни, можно даже сказать сама жизнь. Спорить с этим мы не будем, ибо это, как говорится, «статус кво» – сложившийся порядок вещей.

Лирическое отступление

Мы должны «покаяться» перед Вами, дорогие читатели. Честно признаемся, что, начав изобличать рок-музыку в нашей заметке, мы немного слукавили. Мы бы не хотели, чтобы у Вас сложилось мнение, что мы, авторы статьи, ярые роконенавистники. Это далеко не так. Временами мы и сами отводим душу в роке. В подтверждение этому мы попробуем показать Вам, как выглядит и звучит рок для нас на примере отдельно взятого рок-коллектива.

Группа Queen всегда выделялась среди великого множества прочих рок-коллективов помимо незаурядной музыки, также за счет яркого и эпатажного солиста Фредди Меркьюри. Был он человек во многом противоречивый, как и сама музыка, которую исполнял, и, как мы уже упоминали, колосс его таланта был сопоставим по величине лишь с его пороками. Теми самыми пороками, которые так рано оборвали его яркую жизнь. Так вот, Меркьюри зная, что очень скоро сойдет в Царство Теней, создал величайший гимн жизни песню «Show must go on». Если до этого немало текстов Меркьюри отличались некоторой легкомысленностью и местами шутовством, то в этой композиции, напротив, он, переосмыслив свой жизненный путь, сделал ее квинтэссенцией всего, что умирающий человек хочет успеть сказать миру. Песня стала симбиозом извечных человеческих вопросов: «Кто же знает, зачем мы живем на этом свете?». В итоге, переосмыслив свою жизнь он, как бы смирившись с высшей волей, поет «Whatever happens, I leave it all to chance» («Что бы ни случилось, на все воля случая»). Песня действительно очень мощная как мелодически, так и контекстуально. Очень рекомендуем Вам просто ее послушать и все сразу поймете.

Rock – значит «скала»

Завершая наш сегодняшний разговор о роке, мы вынуждены констатировать, что рок, как таковой, невозможно охватить, осмыслить, постичь, настолько он необъятен в великом многообразии своих проявлений. Потому что рок – это в первую очередь люди, со всеми своими переживаниями, радостями и горестями, душевной болью и вибрациями высших сфер.

Рок в одной из своих интерпретаций с английского переводится как «скала». Этой самой скалой он и будет оставаться еще для многих, пока в каждом из нас будет жить, даже спрятанный глубоко внутри, маленький бунтарь. Бунтарь, стоящий на краю обрыва, подставив всего себя навстречу шквальному ветру и соленым брызгам бушующего моря.

Ибо, как пел незабвенный Фредди Меркьюри: «Show must go on»*

* Show must go on – (англ.) [шоу маст гоуон] – Шоу должно продолжаться

РУФИНА ТОРПИЩЕВА

«Білік» № 11 (172), 2014 жыл, 30 қараша