О войне написано столько, что по сию пору не может человек объять весь масштаб произошедшего. Война делала героями обычных людей. Та война не ведала цвета кожи и разреза глаз. Сыны каждого из народов плечом к плечу проливали кровь за свою Родину. Среди них были и татары. Время было такое. Страна была одна на всех. О героях той войны, писателях и поэтах-фронтовиках, сынах народа татарского будет наш сегодняшний разговор.

Может ли человек передать словами все, что видел на войне? Может ли донести до людских сердец ту боль, что питает несгибаемую волю защищать отчий край? Может ли словом передать, как обнажались души людские, как белое становилось черным? Может ли вдохнуть в человека гордость за свою Отчизну?

Может, если делает это мастер слова, которому пришлось сменить перо на винтовку, уютный кабинет на холодный окоп, объятия родных на рвущиеся снаряды… и смерть, которая ходит за тобой попятам каждую секунду.

Когорта отважных

С полей войны не вернулась целая плеяда татарских поэтов и журналистов. В их числе: Муса Джалиль, Фатых Карим, Адель Кутуй, Абдул Алиш.

О поэте-фронтовике Мусе Джалиле мы уже писали, и он по праву носит имя героя войны, отдавшего жизнь за свою Родину. Для татар по значимости он, как для казахов Абай. Оба были незаурядные мыслители, оба глубоко болели душой за свой народ. Сам же Абай, великий сын казахского народа, говорил о татарах так: «Смотрю на ногаев, они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть…». Трудно спорить с таким мудрым человеком. Сразу оговоримся, что в рамках одной статьи просто невозможно раскрыть творчество всех писателей и поэтов-фронтовиков, так как каждый из них заслуживает отдельного разговора.

Адель Кутуй

Замечательный журналист А. Кутуй в первые же дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Под глубочайшим впечатлением от увиденного на фронте он создал в эти годы глубоко патриотические произведения. В стихотворении «Доверие» поэт нарисовал образ отважного бойца-фронтовика. Но больше всего он известен, как автор поэмы в прозе «Неотосланные письма». Это удивительное творение, раскрывающее письма женщины своему возлюбленному, наполненные глубочайшей искренностью, любовью и нежностью. В нем отражено, как растет их дочь, как тоскует героиня по своему мужу и как она мечтает о простом человеческом счастье, переосмысливая те недолгие моменты, что они были вместе. Письма эти так и не были отправлены. Любовь и война всегда идут рука об руку. Вот некоторые из них. А вот одно из его стихотворений о Родине.

 

ТОСКУЮ

Стихотворение в прозе

Перевод Р. Кутуя

Удивительные, душистые цветы чужой стороны. Я вдыхаю их аромат. Я вдыхаю, но мне все равно не хватает воздуха — спазмы в горле. Тихий запах полыни с родного поля исцелил бы меня.

Тоскую, сильно тоскую по тебе, Родина моя.

Я из чистых ключей, из глубоких колодцев пью ледяную воду. Я пью, но не могу утолить жажду. По вольной Волге, широкому Дону, быстрой Арагве и светлому Диму я тоскую. Тоскую по их родной воде — только глоток, только глоток из устоявшегося лугового озера я пил бы, как редкое вино.

Я тоскую, сильно тоскую по тебе, Родина далекая.

Я шел через Карпаты. Я у финляндских озер отдыхал, но не видел ничего вдохновеннее Казбека, величественнее Эльбруса, легче белых чаек на родных озерах ничего не встречал.

Разве повторима твоя красота, Родина моя?

Я прохожу через деревни, города чужой стороны. Я иду в Берлин. Букеты цветов несут мне дети. Седые старики прозрачное вино наливают мне. Девушки-чужеземки протягивают из корзин виноград и улыбаются, говоря:

— Ты нас от смерти спас. Иди к нам, красивый парень. Нашим гостем будь. Останься с нами…

Но я не могу улыбаться — их вино не опьяняет меня, их улыбки не согревают меня, и я продолжаю дальше свой путь. Я будто вижу веселые, с рассыпающимся гомоном праздники в далеком доме, когда даже усталые ноги танцевать идут от легкого вина. Я будто вижу тонких девушек, и они согревают меня, смеющиеся дети согревают меня.

Я гордо иду — я в чужбине победителем, не пленником прохожу. Для меня распахнуты ворота каждого двора, любые двери для меня открыты. Но я не войду в них. Я думаю о святом доме своей земли. Я спешу к нему, к его порогу. Я знаю, дорога к дому лежит через Берлин — и я спешу туда, чтоб никогда не было мучительного расставания с Родиной.

Ярость закипает во мне, нестерпима тоска по родному краю, и я запеваю:

Родина ваша некрасивая.

Вода ваша невкусная.

Домой возвратиться хочу.

Я пою. Мы выходим на площадь. Девушки польки поздравляют нас, хорошие песни поют нам, но моя душа далеко — я по своей Красной площади тоскую, я из дома присланные письма читаю. Друзья и родные мои спрашивают меня:

— Скучаешь ли?

Сердце сжимается. Я отвечаю:

В большой дороге

К Родине моей

Мне телеграфные столбы

Указали путь.

— Тоскуешь ли? — спрашиваете. Разве можно не тосковать.

Истосковался, сильно истосковался по тебе, Родина моя.

Любовь к тебе окрыляет меня, возвышает меня, приближает к тебе.

Где, как не на чужбине, открываешь вдруг, затосковав, что нет для человека дороже единственной Родины, священнее ее.

Чем больше тоскую, тем острее тосковать хочется. Грусть настолько сильна, что верю в возвращение.

А если не возвращаться — зачем тосковать?

Я тоскую по тебе, очень тоскую, Родина моя.

 

Фатых Карим

Если вы побываете в залах Государственного музея Татарстана, посвященных Великой Отечественной войне, непременно остановитесь возле витрины, где экспонируются серая солдатская шинель и блокноты со стихами, а с фотографии на вас смотрит человек с черными веселыми глазами. Это погибший в боях за Родину татарский поэт Фатых Карим.

В своих фронтовых стихах он создал образ верного Родине солдата. Фатых Карим был отважным сапером и погиб при штурме Кенигсберга.

Желание

В любви к прекрасному со мной,
Не знаю, кто сравним.
В стремленьи к радости земной
Я был непобедим.

Я был земле своей родным,
Лесам и водам – брат…
Теперь желанием одним
В бою мой ум объят.

Врага сжигающим, святым
Огнем я стать бы рад,
Как песня – смелым и простым,
Не знающим преград!

1942 год

За Отчизну

Пишу письмо перед началом боя.
Заговорят орудия сейчас,
И, может быть, на солнце золотое
Сегодня я гляжу в последний раз.

Но я пойду, уверенный в победе,
Расстреливать без промаха врага.
Коль сам погибну – живы будут дети,
Моя Отчизна будет жить века.

Бессмертен мир, и, пестротой сверкая,
Среди лугов останутся цветы.
Надолго сохранит земля родная
И песнь мою, и ног моих следы.

Мне умереть не страшно. Я спокоен,
Идя в огонь под стягом боевым.
За славную отчизну павший воин
Рождает песню подвигом своим.

1942 год

ДИКИЕ ГУСИ

Голубыми небесными тропами
Из-за моря, где жили зимой,
Снова гуси летят над окопами,
По весне возвращаясь домой.

Здесь озера у нас в изобилии.
Сколько заводей в чаще лесной!
И на них распускаются лилии,
Удивляя своей белизной.

Над лугами и чащею мглистою
Пролетая в весенние дни,
Мне в подарок стрелу шелковистую,
Дикий гусь, на лету урони.

Я возьму твое перышко серое,
В блеск весенней зари окуну,
Песню звонкую с пламенной верою
Напишу про родную страну.

Не впервые на поле сражения,
В грозной схватке, в кровавом бою,
Мой народ, словно солнце весеннее,
Согреваешь ты душу мою.

Пусть погибну, но песни останутся -
В них любовь и надежда моя.
... Снова дикие гуси потянутся
Вереницей в родные края.

1942

 

Абдулла Алиш

Абдулла Алиш - детский татарский писатель. Редкому писателю удается глубоко проникнуть в мир детей, увидеть мир глазами ребенка. Он был именно таким писателем, который в своих произведениях создавал необыкновенный и загадочный мир сказок.

Кроме того, он был мастером слова, наделенным разносторонними дарованиями, которые помогали ему писать рассказы и стихи, сказки и пьесы. В 1940 году он издает пьесу «Маленький узник», где показывает звериное лицо фашизма.

В октябре 1941 года в боях под Брянском Алиш попал в плен. Там он прошел все круги ада концлагерей. В одном из них он встретил Мусу Джалиля и стал его самым верным и активным помощником.

Джалиль был руководителем подпольной группы. Из числа военнопленных фашисты насильственно создавали так называемые национальные легионы: туркестанский, азербайджанский, армянский и др. Был организован легион «Идель-Урал», куда входили военнопленные Поволжья. Так как значительную часть составляли татары и башкиры, его нередко называли «татарским легионом».

Сорвать замысел фашистов, повернуть оружие против них - такую задачу поставила перед собой подпольная группа Джалиля.

Очень скоро Джалиль, Алиш и их собратья развернули активную подпольную деятельность. Рискуя жизнью, Алиш выполнял ответственные задания подпольной организации в самом сердце фашизма - Берлине. Он принимал активное участие в составлении и печатании антифашистских листовок, а также устраивал побеги пленным. «Правой рукой Джалиля» называли его товарищи.

Во фронтовых стихах Алиша навечно запечатлелась жгучая ненависть к врагам, любовь к Родине, любовь к жизни.

Одна Родина

Так что же объединяло всех этих людей? Что заставляло героев-панфиловцев и героев-татар стоять до последнего, биться за каждую пядь родной земли, умирать на чужбине?

Перед лицом общей беды люди, как никогда ощущали единство, и не имело значения кто ты: казах, татарин, русский, литовец или армянин. Все были дети одной земли.

Всех объединяло чувство Родины, безраздельной преданности своей стране и отчему краю. Каждый из них знал, что если он сейчас, вот здесь, «у безымянного поселка, на безымянной высоте» позволит вражеским танкам пройти, завтра они железными панцирями будут утюжить его родной дом и выжгут родную степь дотла.

«…и людям все это приснилось?»

Кто-то из вас спросит, почему мы озаглавили нашу статью именно так. Строки эти из песни А. Розенбаума «А может, не было войны?». В ней автор подобрал ряд образов-символов войны, в очередной раз, призывая нас, хоть на пять минут вспомнить о ней.

Оглянитесь. Мы, в повседневной суете, стали забывать о подвиге тех, кто навсегда остался на поле брани и тех, кто живым вернулся из жерновов той страшной войны, тех, кого так беспощадно эта война опалила. Тех, кто по двадцать часов без сна стоял у станка, кто на стылом ветру собирал каждый колосок, чтобы неизвестный солдат защищал одну на всех Родину.

Всем нам нужно помнить свои корни, чтить наследие предков. Необходимо уважать других, помня, что каждый народ по-своему самобытен и заслуженно имеет право говорить свое слово в когорте других этносов.

Все эти мастера слова, в числе целой плеяды писателей и поэтов-фронтовиков, своими подвигами и творчеством учили человека чувству Родины. Всей душой верили они в свой народ.

Нас нередко упрекают в излишней пафосности. Возможно это и так, но о войне невозможно по-иному писать. Дюжина человек прочтет эти строки, и ничто в их душе не шевельнется, а один задумается на миг и проникнется.

Задумается о том, кто он и в какой стране живет. И, будет помнить и верить сам, и дети его будут помнить героев былых времен… потому что, как пел А. Розенбаум «…одна земля взрастила нас».

Завершить наш разговор мы сегодня хотим строками из стихотворения Мусы Джалиля:

Завершается жизнь.
Но не смей говорить, Что напрасно мы прожили
наши дни. Пусть завидуют нам, говоря:
Так бы жить, Так сражаться
и так умереть, как они!

Вечная им за это память в сердцах и душах людей грядущих. Чтобы верили, чтобы помнили…

РУФИНА ТОРПИЩЕВА

«Білік» № 3 (176), 2015 жыл, 28 наурыз