Уважаемые друзья!

Шестого февраля 2013 года с 17.00 до 18.00 часов, состоится очередная онлайн-конференция по теме «Ханафи мазхабы - бастауы мен қазіргі кезде» - «Ханафисткий мазхаб: истоки и современность» с последующей публикацией наиболее актуальных вопросов на страницах газет «Сарыарка самалы», «Звезд Прииртышья» и нашего университета «Білік».

Предварительно, до 06 февраля вопросы просим направлять на электронный адрес Центра newcenterPGU@yandex.kz.

В день проведения интернет-конференции, 06 февраля 2013 года с 17.00 до 18.00 часов, вопросы принимаются на сайте университета «Rukhani alem» rukhanialem.psu.kz.

 

Уважаемые жители области!

У вас есть возможность задать вопрос Кожамжаровой Майре Жанайдаровне, кандидату философских наук, доценту, старшему научному сотруднику, Бертымуратову Жолдас Қаспақұлы, теологу, сотруднику Центра, Каирбекову Нурлан Ефратовичу, исламоведу, сотруднику Центра.

Справки по телефону: 8 (7182) 67-37-04

С уважением, сотрудники
Регионального научно-практического
центра исследования межэтнических
и межконфессиональных процессов
ПГУ им.С.Торайгырова

 

Вопрос: Гость

Абу Ханифанадан оқулықтар қалды ма?

Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Абу Ханифадан келесі еңбектер қалды:
- "Масаилю'ль-усуль или Захиру'-Риваййа"
- "Масаилю'н-Навадир"
- "Аль-вакиат" и фетвы
- "Фихқу акбар"


Вопрос: Гость

Кто такие «машайихи»?


Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Машайхи-исламские ученые


Вопрос: Гость

Какие источники Ханафитского мазхаба существует?


Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Ханафитский мазхаб источники: 1. Коран (слова Аллаха) 2. Сунна (слова, деяния Пророка Мухаммада) 3. Ижма (Догма ученых) 4. Қияс (сопостволение)


Вопрос: Гость

Ханафи мазхабы қандай әдістермен қолданады?


Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Құран, Сунна, Қийяс, Истихсан, Иджма, Орф


Вопрос: Гость

Отличие джафаритов от суннитского мазхаба?


Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов является неприятие тезиса о «закрытии врат иджтихада». Именно иджтихад, с точки зрения джафаритов, является важнейшим средством реализации веры «как доказательства», но не простого подражания благочестивым предкам. Помимо этого, джафариты признают лишь те ахбары (хадисы у суннитов) Сунны, которые восходят к первым сподвижникам Мухаммада. Также джафариты признают принцип «благоразумного скрывания веры» (ат-такийа) в ситуациях, когда существует угроза жизни мусульманина, и институт временного брака (мута).


Вопрос: Гость

Какие источники Ханафитского мазхаба существует?


Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

- Масаилю'ль-усуль или Захиру'-Риваййа»
- «Масаилю'н-Навадир»
- «Аль-вакиат» и фетвы


Вопрос: Гость

В чем преимущество ханафитского мазхаба над остальными?


Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Ханафитски мазхаб над другими мазхабами ни какого приемущества не имеет. Однако на территорий Казахстана исторический принято ханафитское направление, потому что именно этот мазхаб позволяет сохранять тысячелетние традиций народа.


Вопрос: Гость

Почему в закон о религии обозначен именно Ислам суннитского толка ханафитского мазхаба?


Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

На территорий Казахстана исторический данное направление являлось культураобразующим пропагандирующее традиционные общечеловеческие ценности.


Вопрос: Гость

Объясните пожалуйста, в чем отличие ханафитского мазхаба от маликитского?


Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Не только между ханафитским и маликитским мазхабом, а вообще между четырмя мазхабами есть различия в толкований не первостепенных вопросов, а во второстепенных вопросах (в ичтихаде, то есть объяснении).


Вопрос: Гость

что означает праздник «Ид» в мусульманстве?


Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

С арабского языка слово "Ид" означает праздник. В исламе празднуется 2 праздника: Ид-фитр и Ид-удха. Ид-фитр - это праздник, который приходит после месяца рамазана. Ид-удха празднуется после окончания хаджа и называется праздником жертвоприношения.


Вопрос: Гость

Кто такие «табиины»?


Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

"Табиины" - последователи. Они не видели пророка и не разговаривали с ним, но видели и общались с подвижниками пророка Мухаммеда.


Вопрос: Гость

Здравствуйте. Меня зовут Альсеитов Рустем, я магистрант группы МИ-22н. Тема моей магистерской диссертации касается истории народного ислама в нашей стране. Поэтому я решил воспользоваться возможностью и задать Вам некоторые вопросы, интересующие меня. Во-первых, я бы хотел узнать Ваше мнение по поводу «народный ислам», это понятие сравнительно недавно введено в научный оборот и вызывает очень много споров. Допустим, я под понятием «народный ислам» понимаю некую интерпретацию официального, классического ислама в кочевой степи, если вкратце. Однако, многие ученые не согласны с этим, они считают, что нельзя делить ислам, он един, различно же только его понимание. Но как, все таки, можно назвать традиционную религиозную систему казахского народа? Да, я знаю мы последователи ханафитского масхаба, но ведь он очень много воспринял от доисламских верований. Как это можно назвать? Во-вторых, как соотносится культ предков с официальными канонами ислама? Мне будет очень интересно Ваше мнение, спасибо.


Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

На территории Казахстана исторически получил распространение Ислам суннитского толка ханафитского мазхаба, который характеризуется большой степенью терпимости, учитывающим местные традиции и обычаи. Поэтому когда в научном обороте используют понятия народный ислам, то имеет в виду ислам адаптированный к местным условиям, а также к требованиям времени. В современном религиоведении наряду с понятием "народный ислам" синонимично используется понятие "бытовой ислам". Профессиональные теологи и исламоведы отмечают, что в связи с изменением исторической ситуации может меняться богословская интерпретация "Фатуа". По поводу второго вопроса, если обычаи и традиции народов не противоречат к канонам Корана и Сунны, то они не являются запрещенными.