- Расширяя границы международного сотрудничества. Новосибирск 2019 год
ВУЗЫ-ПАРТНЕРЫ Павлодарского государственного университета имени С.Торайгырова
Расширяя границы международного сотрудничества
За 90-летнюю историю существования Сибстрин сумел объединить в своих рядах сотни тысяч ученых и преподавателей-практиков, целью которых является развитие инновационного образования с использованием механизмов и технологий формирования инновационного мышления выпускника вуза. Результаты работы по успешной модернизации информационно-методического и технологического сопровождения процесса обучения, способствующего формированию инновационного мышления будущего профессионала, были отражены в научных докладах и практических исследованиях, представленных на пленарном заседании и в секциях ІІІ Международной научно-практической конференции «Студент ХХІ столетия: диалог, взаимопонимание, толерантность». В конференции приняли участие бакалавры, магистранты и аспиранты из Вьетнама, Замбии, Индии, Казахстана, Камбоджи, Китая, Кореи, Монголии, Намибии, России, Сербии, США, Узбекистана, Швейцарии.
В секции № 1 «Гуманитарные науки» были представлены исследования по научным направлениям формата междисциплинарного синтеза – социолингвистики, лингвокультурологии, этнолингвистики, которые фундаментально доказывают положение, что носители конкретного языка являются носителями определенной культуры и цивилизации (см. «Русская и китайская детская дидактическая литература», «Языковая ситуация в Намибии», «Сравнительный аспект изучения ментальных сценариев в монгольском и русском языках» и др.).
В секции № 2 «Общественные науки» в докладах и совместных исследованиях преподавателей и студентов рассматривались проблемы экономики ряда стран, менеджмента и маркетинговых стратегий и коммуникаций, а также вопросы межнациональных отношений и национальной идентичности и ментальности (см. «Экономика Монголии», «Индия в представлении русских людей: мифы и реальность», «Межнациональные отношения и конфликты в молодежной среде» «Развитие толерантности в условиях полиязычного образования в Республике Казахстан» (статья подготовлена студенткой ІІ курса нашего вуза Мукатаевой Аяулым, гр.АІ-201).
В секции № 3 «Строительство и архитектура» были заслушаны и обсуждены результаты исследований студентов, магистрантов и аспирантов вузов по проблемам внедрения новых технологий в практику строительства ряда стран. Также на этой секции представлены работы по истории развития строительства и архитектурного искусства, доклады о современных методах реконструкции архитектурных памятников мирового значения (см. «Технология строительства подземных сооружений в Китае», «История развития архитектуры Замбии», «Световая архитектура как метод реконструкции памятников архитектуры Узбекистана» и др.).
Известно, что одним из важных условий формирования инновационного мышления обучающегося является полиязычное образование. Изучение конкретных областей знаний (архитектура, строительство, педагогика, психология, лингвистика, менеджмент и др.) на втором и третьем языках связано с развитием метакогнитивных и металингвистических навыков обучающихся, т.е. язык изучается не ради самого языка, а ради получения предметных знаний по отраслям. Студенты и магистранты продемонстрировали высокий уровень полиязычной компетенции – владения как системой лингвистических знаний, так и навыками использования речевых алгоритмов и речевых действий продуктивного характера, владения метакогнитивными стратегиями и развитой познавательной способностью. Формирование полиязычной компетенции предполагает интеграцию предметных, языковых, коммуникационных и культурных контентов. Неотъемлемой и важной частью ІІІ Международной студенческой конференции стал фестиваль «Сибирская весна», на котором студенты, магистранты и аспиранты, обучающиеся в вузах России и Казахстана продемонстрировали свои творческие работы (пение, художественное чтение) на разных языках, танцевальное искусство и народные традиции.
Знания, понимание ценности своей культуры и уважение культуры других народов, открытость, общение и свободное выражение мыслей, равноправие и свобода выбора языка для общения и выступления – вот ключевые факторы успешности фестиваля, фокус которого нацелен на полиязычное образование в условиях толерантной поликультурной среды.
Слагаемыми успеха в проведении политики толерантности в вузе можно назвать сотрудничество преподавателей, студентов и магистрантов, нахождение в первую очередь общих характеристик исследуемых явлений и объектов, а не отличий (!), терпимость, корректность и уважение, культивируемые в студенческой среде.
На встрече с преподавателями языковых дисциплин (кафедра русского языка и иностранных языков НГАСУ (Сибстрин) были определены направления совместной работы. Это: проведение международных семинаров по инновационным образовательным технологиям, курсов повышения квалификации по предметным областям, совместная разработка дисциплин и курсов в рамках образовательных программ, проведение on-line лекций и курсов, практики, стажировки, проведение совместных исследований, публикации, внешнее рецензирование и др.
фото: Е.В. Фролова, Д.Г. Воротников НГАСУ (Сибстрин)
Тина Маняпова, профессор кафедры русской филологии Павлодарского государственного университета имени С.Торайгырова