Жизнь и судьба
Грянул 1941 год, началась Великая Отечественная Война и он записался на фронт добровольцем, несмотря на то, что, учитывая его партийный и литературный статус (а на тот момент он уже был автором оперы «Алтынчәч», занимал пост председателя Союза писателей, депутата горсовета) его пытались демобилизовать либо перевести на штабную службу. Однако, в своем стремлении попасть на передовую он был непреклонен и в последних числах февраля 1942 года с первой же командой офицеров-резервистов уехал на Волховский фронт.
Был ещё один сборник стихов из Моабита, его привез бывший военнопленный Габбас Шарипов. Терегулов и Шарипов были арестованы. Терегулов погиб в лагере. Габбас Шарипов отбыл наказание (10 лет), затем жил в Волгоградской области.
«Моабитская тетрадь» попала в руки поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Статья К. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году, после чего началось триумфальное «шествие» подвига поэта и его товарищей в народное сознание. Немалую роль в реабилитации Мусы Джалиля сыграл и его друг, писатель Гази Кашшаф.
В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.
Живое слово
Джалиль был человек, исполненный чувства высокого гражданского долга, беззаветно любивший свою отчизну, всей душой и сердцем болевший за нее. Читая его стихи, не раз испытываешь некое дажавю, как-будто те грани человеческого бытия, которые в них затронуты, уже освещал кто-то из иных мастеров пера. Особенно это чувствуется, когда Джалиль с болью в сердце вскрывает пороки своего народа. То, какая щемящая тоска, жгучий стыд и глубочайшая надежда читаются в его стихотворениях, не может не напомнить стихи мудрости другого великого писателя и поэта, сына казахского народа, братского татарскому, «Слова назидания» Абая Кунанбаева.
Читатель может подумать, что раз Джалиль писал «Моабитскую Тетрадь» в концлагере, во время Великой Отечественной, то и будет в ней звучать только тема войны и безысходности узника. Однако это не так: более трети «Моабитской Тетради» составляет любовная лирика и воспоминания об отчизне. Конечно же, пребывание в тюрьме, бытность узника, откладывает свой отпечаток на человека, но Джалиль, человек стойкого духа, не давал себе сдаваться, не позволял унынию поглотить свою душу и потому весь период своего заключения продолжал писать, искренне веря, что даже после его смерти то, за что он ратовал, не будет забыто его современниками и потомками.
Немного размышлений
Только задумайтесь: каких-то 35-40 лет назад, когда не было ни интернета, ни даже видеомагнитофонов, книга была одним из лучших подарков. Особенно это касалось тех книг, которые позволяли прикоснуться к культурам других народов, когда, читая книгу вы погружались в иные миры, всецело полагаясь на мастерство автора книги. У Вас работало воображение, у вас обогащалась речь и мышление, и ваш мир не сжимался до размеров чьей-то «безудержной» (что несомненно условно) фантазии воплощенной в вашем ультра-современном планшете.
Да, сейчас прямо со своего смартфона любой школьник или студент может узнать том или ином факте истории, получить справку по тому или иному автору или композитору. Но давайте на один день уберем его смартфон в стол и спросим, какие кюи Курмангазы он недавно (или вообще) слушал, когда в последний раз читал «Слова Назидания» Абая? Спешим уверить Вас, что это вовсе не камень в огород казахского народа, ибо то о чем идет речь в равной степени касается всех, независимо татарин ты, казах или белорус.
«Зачем столько букаф, аффтар?», - спросит современный молодой человек. Данным очерком мы лишь хотим обратить Ваше внимание на наше наследие, на те ценности, которые авторы полувековой и более давности стремились обратить наши взоры, на те ценности, ради которых наши деды и прадеды отдавали жизни в Великую Отечественную, и на клочках чудом добытой бумаги писали в «Моабитскую Тетрадь» о том, что было и будет истинно ценно во все времена.
РУФИНА ТОРПИЩЕВА
«Білік» № 6 (167), 2014 жыл, 30 мамыр