Библиографическое обслуживание в качестве своего предмета имеет систему «библиографическая информация - потребитель», цели – создание таких условий деятельности, которые наилучшим образом могли бы способствовать доведению библиографической информации до читателя. Его результатом выступает объем «мероприятий», осуществленных в целях распространения сведений о документах: число выполненных библиографических справок, списков литературы, проведенных Дней информации, Дней библиографии, Дней специалистов, организованных выставок-просмотров, обзоров литературы и т.д. Все эти результаты реально обозримы, доступны для учета, и по ним главным образом судят о масштабах и качестве библиографической работы. В совокупности они обеспечивают достижение общей задачи данного процесса – удовлетворение потребностей в библиографической информации.

Обслуживание – это та деятельность, по результатам которой пользователи судят о необходимости, полезности для них библиотеки. От удовлетворённости обслуживанием зависят дальнейшие отношения между информационной службой (библиотекой) и представителями различных целевых групп: станет ли посетитель постоянным читателем данной библиотеки или отдаст предпочтение альтернативным источникам удовлетворения информационных потребностей.

В качестве общей конечной цели библиотечно-информационного обслуживания выступает содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. В связи с этим изучение особенностей информационных потребностей рассматривается как основа формирования системы библиотечно-информационного обслуживания. Данные об информационных потребностях в той или иной форме используются при комплектовании и организации хранения информационных фондов, в процессе информационного, библиотечно-библиографического обслуживания потребителей информации и на других важных этапах деятельности информационно-библиотечных систем.

В процессе организации обслуживания можно выделить несколько последовательно реализуемых этапов:

- изучение пользователей;

- выбор режима и формы обслуживания;

- анализ информационных ресурсов, которые могут быть использованы при обслуживании;

- анализ эффективности инструментов навигации в информационных ресурсах;

- подготовка (или приобретение) информационной продукции;

- изучение эффективности обслуживания.

Потребители библиографической информации

Организовать должным образом библиографическое обслуживание нельзя без хорошего знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. Поэтому возникает необходимость классификации читателей как реальных и потенциальных потребителей библиографической информации. С библиографической точки зрения наибольший интерес представляет дифференциация, в основу которой положены сферы профессиональной деятельности читателей, их должностной статус. Дифференциация потребителей необходима для четкого определения читательского назначения документов и средств информационного обслуживания. Основными группами потребителей, например, в сфере социальных наук являются: преподаватели, аспиранты, студенты высших и средних учебных заведений. Дальнейшая дифференциация может осуществляться по различным признакам: отрасли, специальности, образования, профиля учреждения.

В отраслевой библиографии выделяются две группы информационных потребностей:

- профессиональные

- непрофессиональные

Возникновение профессиональных библиографических потребностей в области общественных наук обусловлено необходимостью приобретения новых знаний, без которых невозможно решение научных и практических задач. Все библиографические потребности имеют сложную структуру: содержательную, функциональную, видовую, деятельностную. Профессиональные библиографические потребности, например, в сфере образования, дифференцируются на три группы:

- библиографические потребности исследователей (ученых);

- библиографические потребности педагогов (в вузах их деятельность сочетается с научной);

- библиографические потребности специалистов-практиков.

Профессиональные библиографические потребности в области социальных наук удовлетворяют с помощью традиционных источников информации – текущих и ретроспективных научно-вспомогательных библиографических пособий, а также с помощью библиографических баз данных, а также посредством первоисточников.

Непрофессиональные библиографические потребности – это информационные потребности, которые вырастают на основе повседневных интересов читателей. Самым распространенным источником информации для широкого круга граждан, интересующихся социальными вопросами, являются периодические издания: журналы и газеты. Что касается источников библиографической информации, то различные группы потребителей информации по социальным наукам могут обращаться к ним в соответствии с образовательным и культурным уровнем.

Информационные потребности проявляются в информационных запросах, означающих осознание специалистом необходимости приобретення знаний по тому или иному вопросу. Однако запросы не отражают полностью содержание информационных потребностей, и это нужно иметь в виду в процессе библиографической деятельности, которая должна не только основываться на знании запросов, но и учитывать истинные информационные потребности во всем объеме.

Субъектом информационной потребности является потребитель информации, в качестве которого может выступать не только отдельный индивидуум, но и целый коллектив.

Установить категории специалистов по единой стандартной схеме, пригодной для всех отраслей науки н техники, сложно. В этих целях используют главным образом многоаспектные классификации, включающие ряд признаков. Совокупность этих признаков учитывает не только факторы, формирующие информационные потребности, но и конкретные цели их изучения. Такой подход принято считать наиболее объективным и обоснованным.

Не менее важным признаком классификации потребителей является сфера профессиональной деятельности. В соответствии с этим можно выделить следующие группы потребителей: исследователи, руководящие работники административно-управленческого аппарата (организаторы науки), научно-педагогические кадры высших и средних учебных заведений. Эти группы потребителей информации могут быть разделены в соответствин с дифференциацией отдельных участков профессиональной деятельности. Так, в группе исследователей можно выделить ученых-теоретиков, ведущих фундаментальные исследования, и ученых-экспериментаторов, выполняющих прикладные исследования в области естествознания.

Категория потребителей информации, в которую входят работники средних и высших учебных заведений подразделяется на преподавателей, исследователей (для вузов), лаборантов.

При классификации потребителей используют и другие признаки: занимаемая должность, образование и научный ценз, стаж работы.

Весьма распространенной является группировка по должностному положению. В зависимости от него выделяют потребителей трех уровней. К первому из них относятся директора научно-исследовательских учреждений, их заместители по науке, ученые секретари. Второй уровень составляют заведующие лабораториями, секторами, отделами, группами. Третий уровень включает старших научных сотрудников, младших научных сотрудников, стажеров-аспирантов.

В соответствии с образовательным цензом следует выделить: аспирантов, сотрудников без ученой степени и кандидатов, докторов наук.

За основу классификации коллективных потребителей берут тип трудовой деятельности коллектива, отраслевую принадлежность, цели, задачи и должностные функции потребителей и прочее, либо совокушюсть признаков. В этом случае в качестве потребителей выступают, например, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, лаборатории, отдельные группы ученых, разрабатывающих определенную тему.

На формирование информационных потребностей влияет и уровень производства, и уровень доведения до потребителей библиографической ииформации: чем выше уровень производства, тем выше потребность в ней.

Нередко потребитель выражает свои потребности в соответствии с теми возможностями, которые предоставляет ему библиотека или орган ннформации. Например, наличие системы ИРИ может не только активизировать ее использование абонентами, но и определить потребность в ней у специалистов, не состоящих на индивидуальном обслуживании. Систематическое проведение дней ииформации, как правило, поддерживает постоянный интерес к ним потребителей информации. Осознание специалистами преимуществ автоматизированных ИПС, обеспечизающих полноту и оперативность информирования, обусловило рост потребностей в этих системах, а следовательно, и их активное внедрение в практику. При этом хорошее качество библиографического обслуживания также стимулирует потребности в библиографическон информации, в то время как нерелевантное информационное обеспечение снижает заинтересованность специалистов.

Особую роль играет библиографическая грамотность специалиста. Исследователи в большей мере, чем производственники, осведомлены о системе библиографического информирования и лучше в ней ориентируются. Это существенно повышает степепь использования ими и библиографической информации.

Информационные потребности специалистов любой отрасли знания сложны по своей структуре и представляют совокупность потребностей в первичных документах, в сведениях о первичных документах, т.е. в библиографической информации, а также в фактографической и концептографической информации.

(Книги Е. В. Иениша «Библиографический поиск в научной работе» (1982г.) и Г. Б. Паршуковой «Методика поиска профессиональной информации» (2006 г.), статья на образовательном портале ПГУ «Библиографическое пособие в научной деятельности»).

Виды информационно-библиографического обслуживания

Ни к одному вопросу не было привлечено в свое время столько внимания со стороны библиотечно-информационных работников, как к проблеме изучения информационных потребностей. А. И. Черный определяет информационную потребность следующим образом: информационная потребность – это «информация, для достижения какой-либо цели». Для ее удовлетворения создавались библиотеки и архивы, а в последнее время – сложные информационные системы. Как справедливо отмечают многие исследователи, именно нужды потребителей определяют виды обслуживания, которые им должны предоставить информационные специалисты.

Библиотеки любого уровня осуществляют функции информационных, научных, культурных и образовательных учреждений. Они накопили большие библиотечно-информационные ресурсы, которые интересны потребителям, и имеют довольно большой арсенал приемов и методов пропаганды и информирования. Библиотеки играют двойную роль:

- создают и предоставляют информационные продукты и услуги;

- ведут просветительскую деятельность, информирование и консультирование потребителей.

Информационные потребности можно разделить на документальные, библиографические, фактографические.

Документальные информационные потребности – это потребности в документах.

Библиографические  потребности – это потребности в сведениях о документах.

Фактографические – это потребности в сведениях фактического характера.

Все эти информационные потребности неразрывно связаны между собой, что обуславливает взаимосвязь и взаимодействие источников информации при удовлетворении информационных потребностей по социальным наукам.

Источниками документальной информации являются документы различных типов, видов, на разных носителях.

Источники библиографической информации – библиотечные каталоги, библиографические указатели, библиографические базы данных.

В качестве источников фактографической информации могут выступать документы различных типов и видов, включая энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники, фактографические картотеки и базы данных.

Организация систематического информирования читателей является перспективным и приоритетным направлением деятельности библиотек.

Одним из видов этого обслуживания является библиографическое  информирование, как «систематическое обеспечение библиографической информацией абонента в соответствии с его долговременно действующим запросом». В свою очередь оно подразделяется на три разновидности: индивидуальное, групповое и массовое информирование.

Первые две из названных относятся к дифференцированному библиографическому информированию, а последняя – к недифференцированному (массовому). Иначе говоря, дифференцированное информирование осуществляется с учетом информационных потребностей индивида или группы потребителей со сходными (близкими) информационными потребностями, а недифференцированное (массовое) – без учета этих потребностей широкого круга потребителей, как определено в стандарте – по социально значимым темам.
 

Дифференцированное информирование в режиме избирательного распространения информации (ИРИ)

Библиографическое информирование – одно из самых сложных видов обслуживания. Основу его составляет систематическое обеспечение читателей информацией в соответствии с их запросами. Наибольшая релевантность (соответствие запросу) передаваемой информации достигается в системе индивидуального (группового) библиографического информирования. Высокоорганизованными формами библиографического информирования являются избирательное распространение информации (ИРИ) и дифференцированное обеспечение руководства (ДОР).

Переход на обслуживание в режиме избирательного распространения информации, чаще всего называемом системой ИРИ, обеспечивает возможность слежения за реакцией абонентов на посылаемые оповещения. Данная система является наиболее прогрессивной формой дифференцированного обслуживания. Она сформировалась и получила широкое распространение в органах информации, однако в ее основе заложены те же принципы, которые характерны для традиционного индивидуального и группового информирования в библиотеке. Принципиальное отличие ИРИ от традиционной формы заключается, прежде всего в надежно организованной, постоянно действующей и, как правило, формализованной обратной связи с потребителем информации.

Требования к системе ИРИ.

В строгом смысле системой ИРИ можно назвать такую систему информационного обеспечения, которая отвечает следующим требованиям:

- максимальная полнота доводимой до абонентов библиографической информации;

- краткое раскрытие содержания документа с помощью реферата (аннотации) и (или) набора ключевых слов;

- оперативность и регулярность доведения информации;

- наличие постоянно действующей обратной связи с абонентами; обеспечение абонента первичными документами или их копиями при поступлении на них запроса.

Для обеспечения полноты, наряду с отбором поступивших в библиотеку первичных документов и их обработкой для ввода в систему ИРИ, просматриваются текущие библиографические источники, которые могут содержать сведения о первичных документах, не приобретаемых библиотекой, но соответствующих информационным потребностям абонентов. Обычно для этой цели используются реферативные журналы и (или) библиографические источники типа.

Следует заметить, что стремление к максимально возможной полноте вводимых в систему документов может привести к нежелательной ситуации, суть которой состоит в следующем. При решении какой-либо задачи абонент системы, не имея четкого представления о необходимой ему информации, стремится всегда сам следить за публикациями по его специальности или по той проблеме, над которой он работает. Для этого он знакомится со всеми доступными у периодическими изданиями, а также с отечественными и зарубежными реферативными журналами. Затем, спустя некоторое время, библиотека или орган НТИ информируют его о тех статьях, с которыми он уже непосредственно познакомился. Ясно, что такая информация является для него лишней.

Чтобы избежать такой ситуации, целесообразно, по согласованию с абонентом, исключать из направляемых ему оповещений карточки со сведениями о статьях из тех журналов, которые он регулярно просматривает.

Существенное значение имеет соблюдение требования о раскрытии содержания документов, вводимых в систему. Наличие реферата, аннотации или перечня ключевых слов позволяет абоненту оценить документ не только с точки зрения соответствия содержания его информационным потребностям, но и сделать вывод о степени полезности информации, содержащейся в первичном документе. Ограничение библиографической записи только библиографическим описанием затрудняет предварительную оценку документа потребителем и может привести к «ложным» запросам.

Обслуживающий персонал большинства систем ИРИ состоит, как правило, из библиографов и специалистов информационной службы соответствующего профиля. Однако это не означает, что система ИРИ может быть создана только при наличии информационной службы. Располагая квалифицированными кадрами библиотекарей-библиографов, практически любая библиотека имеет возможность перейти от традиционной формы информирования к обслуживанию в режиме ИРИ.

В условиях ЦБС эта деятельность координируется ИБО, сотрудники которого разрабатывают нормативные, технологические документы, составляют и рассылают в филиалы полный список периодических изданий, получаемых ЦБС и бюллетень «Новые книги».

Требование оперативности и регулярности доведения библиографической информации обусловливается необходимостью своевременного знакомства потребителя со всем новым, что происходит в интересующей его предметной области. Нерегулярное поступление информации и (или) запаздывание может сделать ее бесполезной или малоэффективной.

Наличие постоянно действующей обратной связи позволяет судить об эффективности библиографического информирования, оценивать соответствие посылаемых абонентам системы ИРИ оповещений о документах их запросам.

Как показывает практика, некоторые абоненты системы ИРИ отказываются от обратной связи, мотивируя это разными причинами. Объясняется это в значительной мере низкой информационной культурой. Работники библиотеки должны разъяснять важность обратной связи для улучшения качества обслуживания и по возможности повышать информационную культуру абонентов.

Немаловажное значение имеет и последнее требование, поскольку вторичная информация только «нацеливает» потребителя на первичные документы, и лишь последние в конечном итоге могут удовлетворить информационную потребность абонента.

Система ИРИ предъявляет более высокие требования к изучению информационных потребностей абонентов, иначе она может вызвать отрицательное с их стороны отношение и посеять недоверие к библиотеке как информационной службе. Поэтому целесообразно использо¬вать такие методы изучения информационных потребностей, которые в условиях конкретной библиотеки дали бы наилучшие результаты.

Трудоемкость обслуживания абонентов при переходе к системе ИРИ намного увеличивается. По этой причине ее внедрение в настоящее время возможно далеко не во всех типах библиотек. В частности, практически невозможно обеспечить ее функционирование на должном уровне в ЦБС государственных массовых библиотек. Поэтому в методическом пособии «Организация работы централизованной библиотечной системы» (1985) сказано, что индивидуальное информирование отдельных читателей по определенным темам может осуществляться письменно с применением лишь элементов избирательного распространения информации. Под элементами в данном случае понимается обратная связь с абонентами.

Обслуживание в системе ИРИ может осуществляться при введении библиографических записей в электронный каталог (ББД «Книги», «Статьи»). Обычно в крупных библиотеках (в частности ЦБС) вводом библиографических описаний книг в электронный каталог занимаются работники отдела обработки литературы, а журнальных статей — сотрудники библиографического отдела.

Используя обе базы данных на основе предварительного изучения информационных потребностей ведущих специалистов библиографы (в филиалах – библиотекарь, который назначается ответственным за ИРИ) регулярно оповещают их о вновь поступивших документах в фонд библиотеки.

Как уже отмечалось, система ИРИ предполагает постоянно действующую обратную связь, при которой абонент реагирует на каждое библиографическое сообщение. С этой целью библиографическая информация направляется абонентам на специальных картах с отрывным талоном, который и служит средством обратной связи.

Получая регулярно, в установленные сроки партию карт, потребитель после просмотра должен обвести одну из цифр на талонах и возвратить их в библиотеку или информационную службу, а карты с описанием документов оставить для личной картотеки (или картотеки соответствующего подразделения как группового абонента). На образце приведена пятибалльная шкала оценок. Имеются другие варианты ранжированной оценки полученной информации (от трех до шести баллов), однако во всех случаях обязательно присутствуют два существенных показателя: представляет интерес (ценная информация); не соответствует теме запроса. Таким образом, абонент оценивает документ по библиографическому описанию или по описанию и реферату (аннотации). На основе анализа талонов обратной связи осуществляется оценка системы, корректируются запросы потребителей, состав направляемой им библиографической информации. Важным требованием к системе ИРИ является обеспечение абонентов первичными документами или их копиями. С этой целью в талон обратной связи вводится специальный код, обозначаемый обычно цифрой «0» или «1».

Анализ запросов по талонам обратной связи позволяет вносить коррективы в тематический план комплектования библиотеки. Это существенно в тех случаях, когда в систему вводятся сведения об отсутствующих в фонде библиотеки документах. Если запросов поступило много, библиотека принимает решение об обеспечении потребителей такими документами (использует ЭДД (МБА) или приобретает их).

В самой системе избирательного распространения информации заложены возможности для ее оценки на основе анализа талонов обратной связи. Значительно сложнее обстоит дело с оценкой эффективности традиционных форм библиографического обслуживания. В этом случае обратная связь проявляется обычно только в запросе потребителя на документ, о котором он был проинформирован библиотекой, и оценка потребителем каждого поступившего к нему библиографического сообщения не обеспечивается. Кроме того, запрос вообще не обязателен, поскольку читатель может получить документ, о котором он был проинформирован библиотекой, и по другим каналам. Поэтому библиотеки периодически прибегают к непосредственным контактам с абонентами, к специальным опросным листам или анкетированию. Анализируя ответы, они вносят коррективы в свою работу.

Учет работы ведется по следующим параметрам:

-    количество абонентов;

-    количество тем;

-    количество оповещений (растиражированных), информациоыных сообщений.

Массовое библиографическое информирование

Массовое библиографическое информирование призвано содействовать информированию широкого круга лиц и коллективов, заинтересованных в систематическом получении сведений о вновь появляющейся литературе. В ГОСТе 7.0-99 оно определяется как «информирование широкого круга потребителей информации по социально значимым темам». В этом кратком объяснении нет упоминания об информационных потребностях, с учетом которых этим же ГОСТом определяются термины «индивидуальное» и «групповое библиографическое информирование». Однако это не означает, что «широкие круги потребителей» не имеют информационных потребностей. В данном случае речь идет о такой форме обслуживания, при которой индивидуальные и групповые информационные потребности не принимаются во внимание. Массовое информирование служит одним из средств пропаганды литературы, поступающей в фонд библиотеки.

Распространенной формой массового библиографического обслуживания является выпуск информационных бюллетеней, в которых сведения о поступивших в библиотеку изданиях располагают в определенном порядке (чаще всего в систематическом).

Некоторые библиотеки проставляют шифр книги и индекс классификационной схемы, что облегчает ее поиск по запросу читателя. Одно из важнейших требований, предъявляемых к бюллетеням, – оперативность их издания и сведение к минимуму информационного интервала (времени от поступления литературы в библиотеку до отражения ее в очередном номере бюллетеня). Оптимальный вариант – ежемесячное издание бюллетеней с информационным интервалом, не превышающим полутора месяцев.

В небольших библиотеках, не имеющих возможности издавать бюллетени, составляют списки новых поступлений и вывешивают, как правило, у стола выдачи литературы. Нередко списки заменяют картотекой, которую помещают на столе выдачи или рядом с каталогами. И в том, и в другом случае информирование о новых поступлениях должно вестись систематически, с заранее установленной периодичностью, о которой следует ставить в известность читателей библиотеки.

Для информирования о новых поступлениях используются СМИ. На страницах местных газет (областных, городских, районных) и многотиражек публикуются списки и краткие обзоры, подготовленные библиотеками. Отдельные библиотеки ведут на страницах газет постоянную рубрику («Книжная полка», «Новые книги»), в которой публикуют сведения о наиболее интересных книгах, поступивших в их фонды. Такие же материалы, подготовленные специальными библиотеками, печатаются на страницах многотиражек высших учебных заведений, НИИ, предприятий.

Эффективной формой ознакомления читателей библиотеки с новыми поступлениями является проведение дней специалиста, дней информации, выставок-просмотров. Преимущество их состоит в том, что читатели имеют возможность непосредственно знакомиться с поступившими в библиотеку материалами. Необходимость этих мероприятий можно изучить посредством анкетирования.

День специалиста – это комплексная форма обслуживания, сочетающая непосредственный показ первичных и вторичных документов с другими мероприятиями по пропаганде достижений науки и техники. По характеру и назначению День специалиста занимает промежуточное место между массовым и групповым библиографическим обслуживанием. Как говорит само название, он организуется для специалистов определенной категории (экономистов, учителей).

Если День специалиста проводится для данной категории работников впервые, подбор литературы осуществляется ретроспективно, при повторном проведении – ограничиваются новыми поступлениями. Наряду с показом отобранных первичных и вторичных документов День специалиста включает чтение лекций, демонстрацию фильма по данной тематике и обязательно библиографический обзор основной литературы.

Кроме того, на ДС выступают сотрудники отдела комплектования (состояние и проблемы комплектования по теме ДС); библиографического (консультации по СПА (собственному и сети Интернет - НБ, РНТБ…), обзор информационных (РЖ) и библиографических пособий); специализированных отделов (секторов) обслуживания, например, сектор литературы по искусству (обзор справочных изданий).

Такой комплекс мероприятий и возможность непосредственного общения специалистов между собой («неформальный» канал коммуникаций) превращает День специалиста в весьма эффективное средство пропаганды новейших достижений науки и техники, передового производственного опыта. В некоторых библиотеках специалистам могут быть предоставлены копии малообъемных документов или же они могут получить по ЭДД, МБА материалы, с которых нельзя снять копии.

День информации – это тоже комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новых поступлениях, включая и библиографические материалы. Периодичность проведения Дня информации зависит от количества поступающей литературы; при небольшом объеме поступлений организуется один раз в месяц. В крупных библиотеках выставка новых поступлений обновляется еженедельно.

О днях информации библиотека извещает читателей, организации и учреждения, находящиеся в зоне обслуживания, с помощью плаката, по местному радио и через местную печать, а также путем рассылки специальных писем-извещений. Особенно важна такая реклама в начальный период организации Дней информации.

Выставка-просмотр или подборка новых поступлений организуется, как правило, в читальном зале библиотеки (продолжительность один-два дня). Литературу группируют по основным отраслям знаний и раскладывают на столах. Источники библиографической информации (текущие и ретроспективные указатели) также подбирают и в соответствии с их содержанием располагают вместе с первичными документами. Работники библиотеки организуют сбор заявок от посетителей на заинтересовавшие их материалы, проводят консультации, обращают внимание на необходимость знакомства с библиографическими источниками, отражающими литературу вопроса.

В некоторых библиотеках показ новых поступлений сопровождается устным библиографическим обзором наиболее ценных книг. Иногда этот обзор записывается, и при желании читатели могут его прослушать. Готовит обзор, как правило, библиограф, но могут привлекаться и сотрудники других подразделений, в том числе отдела комплектования и обработки, первыми анализирующие содержание поступивших книг в процессе каталогизации и индексирования.

Поскольку Дни информации проводятся в течение двух-трех дней и далеко не всем читателям удается посетить библиотеку именно в эти дни, эффективность данного мероприятия в региональных библиотеках (в том числе отраслевых) снижается. Поэтому весьма желательно иметь картотеку новых поступлений. Ею могли бы воспользоваться читатели, не присутствовавшие на Дне информации. Кроме того, участники ДИ могут получить бюллетень «Новые книги» в электронном виде для более тщательного изучения новой литературы.

Успешное развитие библиографической деятельности библиотек любого типа и особенно такого направления, как библиографическое информирование специалистов, немыслимо без установления тесных связей с библиотеками других ведомств и информационными службами, без координации этой работы внутри отрасли, региона (области, района, города). Сегодня общепризнанным является такое положение, когда ни одна, даже самая крупная библиотека не в состоянии удовлетворить информационные потребности читателей, опираясь только на свои информационные ресурсы.

Современное общество считается информационным. За последние годы в мире наблюдается заметное возрастание роли библиотек в развитии науки, культуры, образовании и экономике. Наиболее актуальными становятся не только компьютеризация библиотек, создание электронных ресурсов, но и интеграция усилий по расширению информационно-библиотечных сетей, разработка и средств совместного использования дорогостоящих электронных информационных ресурсов. Становятся все более очевидным, что для расширения глобальных проблем неравенства в освоении цифровых технологий необходима кооперация не только в рамках одной страны, но и международные интеграционные связи. Современные технологии, опирающиеся на компьютерную технику, дают возможность решать различные познавательные задачи на более высоком качественном уровне. А значить, мы не только должны, обязаны внедрять компьютерные технологии, словом, быть» технически привлекательными» для своих читателей. Но не стоит рассматривать автоматизацию библиотеки как цель, это лишь средство для более полного доступа и использования имеющихся информационных ресурсов. При этом следует помнить, что наша деятельность зависит не только от материально-технической базы и имеющихся фондов, но и от профессиональной компетентности ее специалистов.

Помимо традиционных способов профессионального общения, сегодня активно, используются его современные варианты, основанные на использовании новых информационных технологий:

- электронные журналы – отличающиеся быстротой публикаций, оперативностью и доступностью (при наличии доступа в Интернет):

- архивы электронных публикаций – содержащие полные тексты выступлений и докладов, а также материалы, которые по каким-либо причинам не вошли в печатное издание;

- интернет-конференции – основные преимущества которых заключаются в дистанционном участии, доступности информации для ознакомления и обслуживания, неограниченности количества участников, в возможности посещения разных секций;

- профессиональные форумы в сети Интернет предоставляют возможность специалистам обсуждать актуальные проблемы, проводить консультации.

В настоящее время существует большое количество Интернет-ресурсов, посвященных общеобразовательным и актуальным темам. Знакомство с ним и ему подобными ресурсами может оказать значительную помощь библиотеке, при организации информационного обслуживания пользователей.

Конец ХХ века ознаменовался стремительным развитием информационных технологий, что помогло снизить влияние географических, ведомственных и других барьеров, стоящих на  пути обеспечения доступности информации. Информационное обслуживание стало ориентироваться на использование совокупных информационных ресурсов общества. Инструментами навигации в этих ресурсах явились электронные каталоги, как отдельных библиотек, так и библиотечных консорциумов. Межбиблиотечный абонемент трансформировался в электронную доставку документов.


Список использованных источников

1    Фокеев, В. А. Библиографическая информация: экспликация понятия // Мир библиографии. – 2003. – №4. – С. 14-18.
2    ГОСТ 7.0-99 (ИСО 5127-1-83). Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. – Взамен ГОСТ 7.0-84, ГОСТ 7.26-80; Введ. 01.07.2000 // Стандарты по библиотечному делу / сост. : Т. В. Захарчук [и др.]. – СПб. : Изд-во «Профессия», 2000. – С. 14-49.
3    Лунегова, Е. Н. Как наладить обмен профессиональной информацией // Библиотека. – 2005. – №3. – С. 28-29.
4    Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учебно-практическое пособие / В. В.Брежнева, В. А. Минкина. – Спб. : Профессия, 2004. – 304 с.
5    Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / под общ. ред. О. П. Коршунова. – Спб. : Профессия, 2003. – 304 с.
6    Степанов, В. К. Информационно-библиографическая деятельность в цифровой среде: состояние и анализ тенденций // http: // www. Vadimstepanov.ru / pb-lst-r.htm.
7    Библиография естественнонаучной литературы / под ред. М. П. Гастфера, Г. К. Быстровой. – М. : Книга, 1983. – 287 с.
8    Новые технологии в информационном обеспечении науки // http://www.benran.ru/Magazin/cgi-bin/Sb 01/pr01.exe?!24.
9    Иениш, Е. В. Библиографический поиск в научной работе: cправочное пособие-путеводитель / науч. ред. И. К. Кирпичева. – М. : Книга, 1982. – 247 с.
10    Паршукова, Г. Б. Информационное библиографическое сопровождение научной деятельности студентов технического вуза / Г. Б Паршукова, Г. А. Кейглер, З. С. Темлякова // http: // library.nstu.ru / about / nir / 2002 / nir 20021.
11    Мангутова, С. Д. От традиционных указателей к Интернет-ориентированным поисковым системам: электронный путеводитель по библиографическим источникам (по результатам пилотного проекта РНБ) // EVA 2003: мат. конф., Москва, 1-5 декабря 2003. – С. 51.
12    Геллер, И. С. Преподаватель вуза как читатель и автор // http: // library.nstu.ru / about / nir / 2002 / nir 20021.