Специальности

Кафедра ведет образовательную деятельность студентов по специальности

5В010800 – Физическая культура и спорт (Образовательная программа).

Целью образовательной программы подготовки бакалавров образования по образовательной программе 5В010800 – Физическая культура и спорт" является формирование профессиональных компетенций, необходимых для педагога новой формации (в условиях обновленного содержания образования), обладающего высокой социальной и гражданской ответственностью, способного решать научно-педагогические задачи и проблемы сохранения и укрепления здоровья в процессе обучения и воспитания учащихся образовательных учреждений.

Формы и сроки обучения:

1.    Очная и заочная на базе среднего профессионального образования (сокращенная) – срок обучения не менее трех лет

2.    Очная на базе общего среднего образования (после школы) – срок обучения 4 года по очной форме обучения.

3.    Заочная на базе высшего образования (второе высшее) – срок обучения не менее двух лет.

Образовательные программы

Кафедра осуществляет деятельность по одной образовательной программе специальности 5В010800 - Физическая культура и спорт.

1.1 Сфера профессиональной деятельности

Сферой профессиональной деятельности бакалавра специальности  5В010800 Физическая   культура и спорт являются:

- физическая  культура;

- физическое  воспитание;

- спорт (массовые виды спорта, детско-юношеский спорт, параолимпийский спорт);

- физическая рекреация;

- оздоровление населения  средствами физической культуры и  лечебной физической культуры;

- адаптивная физическая культура.

1.2   Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности бакалавров специальности 5В010800 -  Физическая  культура и спорт  является педагогический процесс по реализации  систем физической подготовки, физического воспитания, спортивной тренировки, рекреации, реабилитации в следующих организациях:

- государственные, общественные, частные образовательные учреждения, (дошкольные, школьные, средние профессиональные  учебные  учреждения),   детские  спортивные школы и  клубы;

- фирмы, государственные учреждения, органы управления физической культурой и  спортивной деятельностью;

- научно-исследовательские учреждения физкультурного, спортивного и медико-биологического профиля, разрабатывающие  проблемы физического и психического здоровья.

1.3   Предметы профессиональной деятельности

Предметы  профессиональной деятельности бакалавра специальности  5В010800 - Физическая  культура и спорт:

-  преподавание;

-  воспитание;

-  спортивная тренировка  массовые виды спорта;

-  физкультурно-оздоровительная, рекреативная деятельность;

-  коррекционно-развивающая деятельность;

- научно-методическая работа;

- проектирование инновационных технологий;

- организация спортивных мероприятий   и массовых,  праздничных  спортивных выступлений. 

1.4 Виды профессиональной деятельности

Бакалавры по специальности «Физическая культура и спорт» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
образовательная (педагогическая) деятельность бакалавра  характеризуется:

образовательная (педагогическая) деятельность бакалавра  характеризуется:

- проведением научно-обоснованного процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, средних школах, профессиональных  учебных заведениях и различных организациях,  использующих  физическую  культуру и массовые виды спорта для укрепления здоровья, совершенствования форм тела посредством физических упражнений, применения гигиенических мероприятий и  использованием естественных сил природы, повышающих физическую работоспособность,  проведением активного досуга и рекреации;

организационно - управленческая  деятельность  определяется:

- организацией и  проведением педагогической деятельности по физической   культуре и спорту   в учебно-воспитательных структурах  школьного образования; проведением спортивных праздников и судейства соревнований;

-  организацией физкультурно-оздоровительной работы в школьных и дошкольных учебных заведениях, колледжах, средних  профессиональных учреждениях образования, в коллективах физической культуры, детско-юношеских спортивных школах и спортивных клубах во внеурочное время, а также в период функционирования летних спортивно-оздоровительных школьных лагерей и туристических баз.

- выполнением административной работы в государственно-управленческих структурах по физической культуре в качестве методиста, инструктора по ФК, администратора, зав.  кабинетом, помощника по делам физической культуры и др;

- научно-исследовательская  деятельность связана с проведением научных исследований в области физической культуры в общеобразовательных  и научных  лабораториях, учреждениях, в детских спортивных школах, клубах по рекреации и реабилитации спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой; проектная  деятельность связана  с разработкой  тренажерного оборудования, оказания консультативной помощи при проектировании спортивных сооружений, площадок,   спортивных снарядов  и инвентаря;

- организационно-технологическая деятельность  связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых технологий обучения по физической культуре, а также технических средств, тренажеров с целью подбора оптимальных режимов обучения  и воздействия на организм   учащихся, лиц различного возраста, пола, уровня здоровья и физической подготовки;

- тренерская (спортивная) деятельность характеризуется  научно-обоснованным  планированием, контролем, коррекцией  функциональной,  физической, технико-тактической, психологической, интеллектуальной сторон подготовленности организма и спортивных достижений, воспитанием морально-волевых качеств, патриотизма у лиц различного возраста, пола, спортивной квалификации занимающих спортом с целью достижения высоких спортивных результатов без ущерба здоровью, укрепления и сохранения здоровья   занимающихся физической культурой;

- организационная деятельность связана с проведением и  судейством соревнований  по физической культуре и спорту спортивных праздников в  учебных  заведениях, клубах, учреждениях.

1. 5 Функции профессиональной деятельности

 Основные функции бакалавра физической культуры и спорта связаны  с проведением воспитательной, образовательной,  спортивной, оргмассовой  и оздоровительной   работы в качестве:

-   учителя физической  культуры и  физического  воспитания; 

-  тренера по виду спорта – с организацией и проведением работы в группах по видам спорта в дошкольных и школьных учебных заведениях, спортивных школах; обеспечением тренировочного процесса научно-обоснованными средствами и методами тренировки  и  реабилитации;  эффективным управлением функциональным состоянием организма спортивной подготовленностью и результатами  выступлений спортсменов ДЮСШ;

1.6  Типовые задачи профессиональной деятельности:

уметь 

- вести  просветительную работу по ФКиС, ЗОЖ,  использовать способы повышения  знаний  в области  физической   культуры личности и здорового образа жизни;

- внедрять способы всесторонней гуманизации, оптимизации  и гармонизации  физического  развития; духовного богатства, моральной  чистоты, идеалов  олимпийского образования;  воспитания любви и преданности родине граждан  Республики Казахстан;

- работать в качестве организатора спортивных соревнований и их судейства, проведение праздников по массовой физической культуре и спорту;

- планировать, контролировать, корректировать уровни подготовленности занимающихся физической культурой и видами спорта с целью достижения высокого  спортивного результата;  повышения резервных адаптационных возможностей организма и  устойчивости его к  воздействию различных факторов внешней среды (повышенной, пониженной температуры, среднегорья, высокогорья, водной среды  и  других факторов), физических нагрузок с учетом индивидуального режима жизни, тренировок в соответствии с требованиями гигиены;

-   развивать и совершенствовать физические, волевые качества;

- организовывать целенаправленно учебный-тренировочной процесс, научно-обоснованно управлять процессом  подготовки спортсменов   и спортивными результатами без вреда для здоровья, повышать   уровни  физической  работоспособности,    индивидуального  фонда   двигательных    способностей,   умений,    навыков  с  целью     достижения физического совершенства и поддержания здоровья;

- владеть средствами, методами многолетнего  сохранения и укрепления  здоровья, пропаганды здорового  образа жизни;  приобщения  населения к занятиям физической  культурой и  спортом;  развития  двигательных навыков, необходимых в труде  и повседневной жизни.

1.7 Направления профессиональной деятельности  в сфере физической  культуры и спорта:

-   педагогическая (образовательная);

-  тренерская (спортивная);

-  организационно-управленческая;

-  производственно-технологическая;

-  сервисно-эксплутационная;

- расчетно-проектная;

- экспериментально-исследовательская.

1.8 Содержание профессиональной деятельности.

Содержание профессиональной деятельности бакалавра  физической культуры и спорта включает такие направления  деятельности в сфере физической  культуры и спорта, как педагогическая (образовательная), тренерская (спортивная), организационно-управленческая, производственно-технологическая, методическая,  сервисная, проектная, экспериментально-исследовательская, научно-исследовательская в области физической культуры и спорта, каждая из которых характеризуется следующими признаками:

•    педагогически - образовательная деятельность в качестве  учителя, тренера направлена на формирование  мировоззренческой  системы научно-практических знаний в области   по физической культуры личности привития (мотивационно-ценностного и здоровьесберегающего отношения к здоровью;

•    педагогически-воспитательная  направленность деятельности учителя-тренера ФКиС связана с воспитанием личности по проявлению самостоятельности, преодолению трудностей, воспитанию воли, формированию ценностных ориентаций,  соблюдения общечеловеческой и   спортивной этики и др.

•    педагогическая  спортивно – оздоровительная деятельность связана с процессами:
- планирования и организации учебного и учебно-тренировочного  процесса по физическому воспитанию и  видам спорта, с  контролем  за его эффективностью,  с учетом уровня подготовленности;

   - организации психологической подготовки занимающихся физической культурой и спортом  спортсменов  и команд, проведения психодиагностики свойств личности, ситуационного управления подготовкой; разработки спортивно-нормативных документов;

- использование как общепринятых методов, так и их  научно-методической разработкой, с  внедрением  инновационных методик и технологий в учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию, спортивной  тренировке, с целью  совершенствования  физического здоровья,  физической  подготовленности,   спортивных достижений   всех слоев населения  и спортсменов  высокой  квалификации;

•    психолого  - педагогическая деятельность направлена на:

- проектирование педагогического процесса, программ развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности; научно-исследовательской; организационно-воспитательной; коррекционно-развивающей; культурно-просветительской; консультативной, обеспечивающей построение межличностных и деловых отношений к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой и др;

•    тренерская деятельность  связана:

- с научно-обоснованным отбором, планированием, контролем, коррекцией функциональных возможностей,  физической, технико-тактической, психологической, интеллектуальной сторон подготовленности спортсменов, учебно-тренерской  работой, направленной на достижение высоких спортивных результатов, воспитанием морально-волевых качеств, патриотизма у лиц различного возраста, пола, спортивной квалификации с целью достижения высоких спортивных результатов без вреда для здоровья  занимающихся;

- с использованием видов  спорта для оздоровления  всех слоев населения, пропаганды здорового образа жизни, социальной и спортивной, адаптации  лиц с отклонениями в  состоянии здоровья;

•    спортивно-судейская организаторская деятельность характеризуется :

- проведением и  судейством соревнований  по физической культуре и спорту, спортивных праздников в  учебных  заведениях, клубах и других учреждениях.

- организацией и проведением соревнований  по видам спорта.

1.9 Требования к ключевым компетенциям бакалавра физической   культуры  и спорта.

Бакалавр  по физической  культуре и  спорту должен

иметь представление:

- о всеобщих законах природы, общества, познания, исторической  обусловленности, нравственных требований и норм, осмысления и восприятия искусства и художественного творчества  как общественного исторического  явления и возможности его использования для  процессов гуманизации  спорта;

- о научных, философских, религиозных основах мироздания,    назначении и смысле жизни человека,  заботе о своем  здоровье и  общества  в целом, о роли физической   культуры и  спорта в жизни  и культуре общества как  средства физического  воспитания, укрепления  здоровья,  и как фактора духовных,  нравственных устоев личности человека;

- об образовательном, воспитательном  и оздоровительном значениях  физической   культуры  и спорта,  в области  нравственности,  привития любви к  Родине и уважения  ко всем народам, о роли спорта во  взаимоотношениях  с  другими государствами;

- о целях, задачах, принципах, средствах, методах и формах воспитательной, оздоровительной  и спортивной работы на уроках физического воспитания, в учебно-тренировочном и  соревновательном процессах;

знать:

- компьютерные методы сбора, хранения, обработки информации и уметь использовать их  в своей   профессиональной  деятельности;

- лексический минимум одного из иностранных языков и уметь вести диалог, беседу общего и профессионального характера, осуществлять переводы иностранной литературы в области  физической культуры и  спорта;

- общие и специфически функции физической культуры, разновидности и структуру физической культуры в обществе, целенаправленность основных  сторон процесса физического  воспитания;

- роль физической культуры в системе воспитания детей дошкольного, школьного возраста,  молодежи, людей среднего, пожилого и  старческого возраста;

-  историю развития спорта, его сущность,  функции, формы, условия  функционирования в обществе, тенденции развития, основы  системы   спортивной  подготовки  и соревнований, структуру  спортивной тренировки, основные стадии и этапы многолетней подготовки  спортсменов;

 - логику развертывания теоретического исследования, общенаучные и интегративные подходы к научным исследованиям по физической   культуре  и   спорту;

 - медико-биологические и психолого-педагогические особенности   занятий физической культурой, массовыми, избранными и базовыми видами спорта, культивируемыми  в школах;

 - системы, функции,  теоретические,  экономические, правовые и организационные   основы управления  физической   культурой и спортом, школы научного управления физической   культурой и  спортом и ее современные модели, особенности развития современного профессионального  спорта;
  

- принципы построения, теоретические основы, нормы расчета планирования  и размещения  спортивных сооружений для различных  видов   спорта и физкультурных оздоровительных комплексов; 

-  этнопедагогику и этнопсихологию, народно-национальные игры, спорт,  физические  упражнения казахского  и других народов;
уметь:

- методически  обоснованно планировать, контролировать и управлять   процессом  физического воспитания, уровнем спортивной подготовки (физической, технической, тактической, психологической, функциональной и физиологической), здоровьем     лиц различного  возраста  и пола,  спортивной квалификации,  в  разных  условиях  внешней   среды;

- добиваться высоких спортивных результатов, оптимальной физической работоспособности и совершенствования резервных возможностей организма с учетом  закономерностей индивидуальной адаптации организма;

-  осуществлять организационно - массовую работу в различных звеньях физкультурного движения; планировать развитие  физической   культуры и спорта, программно-методическое  обеспечение занятий по  физической   культуре и  спорту;

- пропагандировать здоровый образ жизни и занятия физической   культурой  и   спортом;

-  научно организовывать  менеджмент и маркетинг  на разных  уровнях  управления  физической   культурой  и  спортом как эффективное средство оздоровления организма;

- проводить педагогические исследования, комплексный контроль количественных и качественных показателей, математико-статистических данных с оцениванием и анализом, количественных и качественных показателей, осуществлять  анализ результатов измерений с использованием, педагогических, психологических и медико-биологических методов  исследования;

иметь навыки:

- по  планированию, контролю  и управлению   процессом  физического воспитания, спортивной подготовки (физической, технической, тактической, психологической и функциональной), здоровья   у  лиц различного  возраста  и пола,  спортивной квалификации  в  разных  условиях  внешней   среды;

-  обучения,  показа (демонстрации) технико-тактических действий  движений,  физических упражнений и их анализа;

- применения медико-биологических, психолого-педагогических, статистических методов исследования;

- использования  средств, методов  обучения спортивных тренеров с учетом различного возраста, пола, спортивной  квалификации;

-  анализа адекватности физических нагрузок  физиологическим возможностям организма в зависимости от возраста, пола, уровня  спортивной  квалификации;

- использования методик спортивного отбора, прогнозирования, моделирования, мониторинга;

быть компетентным:

- в вопросах, стоящих перед  физической  культурой  по   воспитанию, образованию, оздоровлению населению, организации спортивной подготовки с лицами различного возраста, пола, спортивной квалификации;

- в вопросах использования инновационных технологий  по физической  культуре и спорту, связанных с обучением, воспитанием, оздоровлением, спортивной тренировкой;

- в особенностях воздействия средств и методов, физического воспитания на функциональные психологические физические и адаптационные  возможности организма;

- в вопросах оптимизации физической и спортивной подготовки,  рационального использования природных условий внешней среды, средств психолого-педагогического и медико-биологического   контроля;

- в особенностях организации, планирования, контроля,  управления тренировочным  процессом,  уровнем спортивной подготовки (физической, функциональной, технической, тактической, психологической), здоровьем      лиц различного  возраста  и пола,  спортивной квалификации  в  разных  условиях  внешней   среды;

- в  использовании средств и методов совершенствования резервных возможностей организма, оптимизации  физической работоспособности, направленных на  достижение   высоких спортивных результатов, без причинения вреда здоровью занимающихся;

- в осуществлении организационно - массовой работы в различных звеньях физкультурного движения, в программно-методическом обеспечении физической культуры и спорта, в планировании, прогнозировании координации и  развития  физической   культуры  и  спорта в стране;

- в пропаганде здорового образа жизни и занятий физической   культурой  и   спортом;

- в организации  менеджмента и маркетинга  на разных  уровнях  управления  физической   культурой  и  спортом.

2. Основные общенациональные цели образования и иерархия целей по циклам дисциплин

Основные образовательные цели государства в сфере физической культуры и спорта  связаны с решением проблем:

- формирования  основы для  развития  общенационального  приоритета образовательной  системы;

- определения   стратегических приоритетов  в развитии  образования, направленных на повышение качества образования, опережающей  подготовки высококвалифицированных кадров, гибкости и  мобильной адаптации;

- формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, позволяющей интегрироваться  в мировое образовательное  пространство;

- удовлетворения потребностей личности и общества для  получения качественного профессионального образования, профессиональной  компетенции.

Иерархия целей  по циклам:

целью циклов по  общеобразовательным дисциплинам является:

- повышение общеобразовательного  уровня, формирование  научного  мировоззрения о развитии природы и общества;

- овладение разговорным казахским (русским), иностранными языками, экологической   культурой;

- освоение  методических  и прикладных вопросов, позволяющих решать практические  вопросы специальности «Физическая культура  и спорт».

Физическая культура - цель дисциплины  в вузе обеспечить оптимальный  уровень знаний, умений и навыков по развитию психологических,  физиологических резервов организма, физических качеств, позволяющих  поддерживать физическую работоспособность и здоровье студента в достижении  высоких спортивных результатов при занятии спортом.

Целью циклов базовых дисциплин является создание фундаментальных теоретических и методологических основ, повышающих общий образовательный уровень  в области естественных и педагогических наук, позволяющих успешно освоить прикладные профессиональные дисциплины специальности.
Целью циклов  профессиональных дисциплин  является:

- дать полноценные, интегрированные знания с базовыми дисциплинами, сформировать умения, навыки и высокую  профессиональную компетентность в области физического воспитания,  методик преподавания видов спорта, контроля и коррекции подготовленности школьников и спортсменов,   необходимых преподавателю-тренеру по избранному виду  спорта или специализации, согласно перечню образовательных программ;

- обеспечить конкурентоспособность на рынке  преподавательских  и тренерских кадров.

3. Требования к уровню образованности выпускников

3.1 Требования к общей образованности.

Бакалавр  должен:

 - владеть методами познания на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при исполнении профессиональных функций, методологией профессиональной деятельности, направленной на развитие педагогического творчества и формирования потребности к самообразованию;

- гуманитарной культурой, этическими, правовыми нормами, регулирующими отношение  человека к человеку, обществу, окружающей  среде; 

- культурой мышления и умением на научной основе организовывать свой труд, анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

- государственным и русским языками в сфере профессионального и научного общения; грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику, глубоко изучать и развивать терминологию по физической культуре и спорту на государственном языке;

 - обладать теоретическими знаниями, практическими навыками  и умениями, позволяющими ему работать в системе физической культуры (по физическому воспитанию, массовым видам  спорта и спорту высших достижений, реабилитации в спорте);

- иметь способность приобретать новые знания при изменении направления профессиональной деятельности;

- владеть и уметь использовать методы    смежных дисциплин при оценке  степени воздействия   средств физического воспитания  на организм;

- быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность на английском языке.

3.2 Требования к социально-этическим  компетенциям.

Бакалавру специальности «Физическая  культура  и спорт» необходимо:

- владеть общеинтеллектуальными умениями (гностическими, проектировочными, конструктивными, коммуникативными, организаторскими);

- быть компетентным в вопросах социологии образования, семьи, религии, спорта,  социальной  коммуникации в качестве потребителя, работника, собственника; уметь составлять экономические расчеты бюджета семьи, прогнозировать спрос, предложения на рынке услуг по физической культуре и спорту;

-  иметь навыки  по совершенствованию социальной  ситуации;

- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных организаций и уметь их анализировать;

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения в сфере физической культуры и спорта, о спортсменах как специфической социальной группе;

- понимать значение физической культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения, передачи социального опыта, базисных ценностях культуры;

- владеть методикой и техникой  социологических исследований;

- знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, спортивную этику.

3.3 Требования  к экономическим и организационно-управленческим компетенциям.

Бакалавр  специальности «Физическая   культура  и спорт» должен:

-   владеть основами экономической деятельности в сфере ФК и С и товарно-денежных  отношений в ФК и С, принципами  управления ФК и С, вопросами  материально-технического и  финансового  обеспечения ФК и С, организацией ФК и С в зарубежных странах, подготовкой кадров и организацией  работы в ФК и С, планированием и прогнозированием развития ФК и С;

-  иметь представление об экономической оценке эффективности  в ФК и С, о современном экономическом  состоянии ФК и С в республике;

- знать о внешнеэкономической деятельности физкультурных и спортивных организаций, процессах международной политической жизни, политической обстановке, политическом процессе в Казахстане, его роли и статусе в современном политическом мире, о политическом значении спортивных достижений. 

3.4  Требования к профессиональным  компетенциям.

Бакалавр по специальности «Физическая   культура  и спорт» должен:

- владеть основами теории и практики различных систем физического воспитания и подготовки спортсменов  как массовых разрядов, так и высокой квалификации;

- свободно владеть программным материалом физического воспитания и спортивной тренировки;

- выполнять нормативы спортивных разрядов (первого, второго)  по избранному виду и  по базовым видам спорта (второго, третьего);

- владеть   методикой преподавания физической культуры и массовых видов спорта на всех уровнях существующей структуры образования;

- знать и физиологические и врачебные методы контроля за  переносимостью физических нагрузок, средства восстановления, уметь  применять их в физическом воспитании  учащихся и в спорте;

- уметь научно-обоснованно управлять  физическими и функциональными резервами организма для сохранения здоровья и демонстрации  высоких  спортивных результатов с соблюдением закономерностей  адаптации организма;

- владеть основами знаний о строительстве спортивных типовых сооружений, с учетом нормативных требований к их оборудованию;

- ориентироваться в действующем законодательстве по вопросам физической культуры и спорта.

3.5 Требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей.

Бакалавр по специальности «Физическая   культура  и спорт» обязан быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, что  обеспечивается следующими требованиями:

- знать историю физической культуры всех времен и народов мира, передовой опыт организации массовой оздоровительной, учебно-методической, спортивной  работы за рубежом;

- быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность на иностранном  языке;

- владеть методами познания на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при исполнении профессиональных функций;

- владеть  методологией профессиональной деятельности, направленной на развитие педагогического творчества, формирование потребности к самообразованию;

-  осуществлять гармонизацию отечественной системы образования и учебных программ с международной;

- развивать инновационные подходы в образовании;

- совершенствовать образовательные программы и информационные технологии;

- в процессе обучения  осваивать дополнительные специализации;

- повышать  уровень самообразования и творческого  освоения  знаний.

3.6  Требования к образованности по основным циклам учебных дисциплин по специальности «Физическая   культура  и спорт».

Цикл общеобразовательных дисциплин:

- знать теоретические и практические основы  истории Казахстана, философии, иностранного, казахского (русского) языков, информатики и экологии в объеме, предусмотренном ГОСО;

- освоить социально-гуманитарные и естественно-научные основы знаний, необходимых для профессиональной деятельности (бакалавра) по физической культуре и спорту.

- совершенствовать  общеобразовательный   уровень, формировать  научное  мировоззрение о развитии природы, общества;

-   овладеть разговорным казахским (русским), иностранными языками и экологической   культурой;

-  освоить  методологические психолого-педагогические и медико-биологические  прикладные вопросы, позволяющие решать научно-практические  проблемы специальности «Физическая культура  и спорт».

- обладать хорошим физическим здоровьем и высокой работоспособностью, позволяющими успешно выполнять учебную и производственную деятельность, которые возможно приобрести при  регулярных занятиях физической  культурой и спортом.

Цикл базовых дисциплин должен обеспечить:

- создание фундаментальных теоретических и методологических   основ, повышающих общий образовательный   уровень  в области естественных, педагогических  наук, способствующих успешному освоению прикладных дисциплин специальности;

-  владение  знаниями по теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии    физической   культуры  и  спорта;

- глубокое владение знаниями естественнонаучных, медико-биологических и гигиенических особенностей организма; средствами и методами, позволяющими   методически рационально осуществлять  физическое воспитание и спортивную  тренировку с учетом закономерностей развития механизмов организма. 

Цикл профилирующих дисциплин:

- определяется углубленным изучением теоретических и методических основ  по избранной специализации  и  совершенствованием  в избранной   специализации;

- связан с дальнейшим развитием и совершенствованием  двигательных умений, навыков, технико-тактического мастерства, выполнением судейской категории, высокой   профессиональной компетентностью; повышением спортивной квалификации по базовым и дополнительно избранным видам спорта;

- должен обеспечить владение методикой преподавания физического воспитания, видов спорта,   необходимой преподавателю учебных заведений, тренеру по избранному виду  спорта или специализации согласно перечню образовательных программ.

3.7 Требования к образованности по отдельным дисциплинам.

Философия, история Казахстана, казахский (русский) язык, иностранный язык,  информатика, экология:

- иметь представление о естественно-философских и религиозных основах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

- уметь разбираться в закономерностях социокультурного развития и интерпретировать пути  развития современной цивилизации;

-  знать традиции национальной культуры и культуру народов мира;

- знать общественно-исторические обусловленности нравственности, ее происхождение, развитие и функционирование;

- знать основные направления деятельности суверенного государства Республики Казахстан, общественных движений и партий в области экономики, социального развития, культурного и научно-технического прогресса, взаимоотношения Республики Казахстан с другими государствами, внешнеполитическую деятельность в названных областях;

- владеть знаниями об объективных причинно-следственных связях исторических событий, явлений в истории Казахстана;

- усвоить закономерности развития исторического процесса, условия зарождения, функционирования политической системы бывшего советского государства, причины распада мировой системы социализма, объективные факторы распада СССР и образования новых независимых государств;

- владеть государственным и русским языками в сфере профессионального и научного общения; грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику, глубоко изучать и развивать терминологию по физической культуре и спорту на государственном языке;

- быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность на английском языке;

- на основе изучения экологии  строить правильные взаимоотношения между человеком и окружающей средой;

- совершенствовать компьютерную грамотность, использовать в практике физической культуры и спорта компьютерную диагностику физического состояния;

-  знать традиции национальной культуры и культуру народов мира. Дисциплины  медико-биологической направленности:  анатомия
человека, спортивная  морфология и  биомеханика физических упражнений, биохимия ФК и С, физиология человека (общая,  возрастная физиология);  Физиологические основы   физического  воспитании и видов  спорта; спортивная  медицина, гигиена физической культуры и спорта:

 - иметь знания о строении организма человека, пропорциях и составе тела в зависимости от пола, возраста и режимов двигательной активности и уметь их использовать при отборе;     

- изучить основные закономерности роста развития организма, интегральные и частные показатели биологического возраста, владеть методиками антропометрии и соматотипирования, знать морфологические критерии для спортивной ориентации и отбора;            

-  усвоить данные об адаптационно-структурных изменениях органов и систем, обусловленных мышечной деятельностью для компетентной оценки эффективности влияния  применяемых физических нагрузок на организм;   

- знать кинематику, динамику и энергетику двигательных качеств и управление движениями, биомеханические характеристики спортивно-технического мастерства;

-  знать биохимические основы процессов жизнедеятельности при занятиях физической культурой и спортом; основные характеристики биохимического контроля при занятиях спортом, фитнессом и оздоровительными упражнениями;   

- ознакомиться с биохимическими основами питания при занятиях физической культурой и спортом;                       

- изучить физиологические закономерности деятельности нервной, мышечной и сенсорных систем, а также систем вегетативного обеспечения  в покое и при физической активности для получения базовых знаний о биологических возможностях человека  и механизмах их реализации в разных условиях внешней среды;       

- владеть знаниями о влиянии занятий физическими упражнениями и нагрузками и   видами спорта по школьной программе на индивидуальное функциональное состояние организма, различать  эти состояния с целью физиологического обоснования  эффективности влияния их на организм, а в случае несоответствия предлагать  корректировочные средства управления ими;

- знать особенности воздействий  физических упражнений разной интенсивности и  биоэнергетической направленности на организм в  возрастном и квалификационном аспектах, для правильного адекватного подбора средств и методов спортивной  подготовки с учетом индивидуальных адаптационных возможностей организма;     

- владеть физиологическими методами исследования функций организма для определения особенности  влияния физических нагрузок на  показатели тренированности  в покое,  при выполнении стандартных и предельно-напряженных  физических нагрузок в различных видах  спорта, чтобы методически обоснованно управлять физической подготовкой  и  физиологическим состоянием   организма;

 - владеть методами и средствами управления учебно-тренировочным процессом и физической подготовкой занимающихся физической культурой и спортом на основе  получаемой информации о физиологических резервах организма, особенностях их мобилизации и реализации при конкретной физической нагрузке;   

- знать особенности развития заболеваний и спортивного травматизма и меры их профилактики при занятиях физической культурой и спортом   и методику оказания первой неотложной доврачебной помощи;

- знать о  методах проведения врачебно-педагогических наблюдений и особенностях их применения в тренировочном  процессе;

- знать гигиенические основы и требования к тренировочным нагрузкам школьников и учебно-тренировочным занятиям спортсменов в рамках избранной специализации; знать основные гигиенические требования к школьным и специализированным спортивным сооружениям.

Педагогика ФК и С,  психология ФК и С, история  ФК  и С, теория и методика  физической культуры и спорта,  менеджмент в ФК и С:

- знать важнейшие этапы развития педагогической науки, педагогические идеи великих педагогов прошлого и педагогов-новаторов современности, в том числе и в физическом воспитании;

- овладеть методами научно-педагогических исследований с целью поиска новых путей, повышения эффективности процесса обучения и воспитания;

- изучить основные дидактические категории, принципы, методы и формы организации учебного процесса, применяемые в области физической культуры и спорта;

- опираясь на знания дидактики, уметь педагогически верно анализировать и оценивать конкретную учебную ситуацию и находить педагогически целесообразные и творческие возможности ее решения;

- иметь четкое представление о целях, задачах, принципах, средствах, методах и формах воспитательной работы, как на уроке по физическому воспитанию, так и в учебно-тренировочном соревновательном процессе;

- знать этнопедагогику и этнопсихологию казахского  и других народов;

- получить четкое представление о предмете психологии, его философских и гносеологических корнях, наиболее важных психологических учениях, эволюционном развитии психики и сознания;

- изучить закономерности проявлений психики, психических процессов, состояний, свойств личности, межличностных отношений; психологические закономерности деятельности и общения, обучения, воспитания и развития личности в онтогенезе; психологические особенности спортивной деятельности, факторы достижения максимального спортивного результата;
цели, задачи, структуру и содержание психологического обеспечения подготовки спортсменов;

- овладеть необходимыми методами исследования общей, возрастной, педагогической и спортивной психологии, а также методами психологического воздействия, применяемыми в физическом воспитании и спорте научиться приемам эффективного общения;

- знать историю возникновения и развития физической культуры и спорта, олимпийского спорта как составной части культуры общества, уметь дать научный анализ используемым методам и формам физического воспитания и спортивной деятельности людей в различные исторические эпохи;

- уметь раскрыть функции физической культуры и физического воспитания как самостоятельного компонента социальной жизни общества, знать структуру, функционирование и развитие физкультурного и спортивного движения как общественного явления в его связи с социально-политической, идеологической, экономической и духовной сферами общества;

- знать социально-экономические функции физической культуры и спорта в обществе, влияние спортивного ритуала, традиции и символики в спорте;

- знать методические особенности социологических методов изучения физической культуры и спорта;

- знать олимпийское движение и его современные тенденции развития в области экономики, политики, идеологии, основы профессионального спорта;

- знать экономическую деятельность в сфере ФК и спорта, формы, методы и средства стимулирования этой деятельности;

- знать основные понятия и функции системы управления физкультурным движением, правовые основы организации и управления физической культурой  и спортом, как сферой деятельности бакалавра;

- овладеть знаниями и навыками организации и управления физкультурно-спортивной деятельностью в структурных подразделениях физкультурного движения;

- овладеть основными научно-методическими понятиями и терминами управления физкультурно-спортивным движением, его доступными и целесообразными организационно-управленческими методами и средствами; 

- иметь знания и навыки по строительству простейших спортивных площадок, эксплуатации типовых спортивных сооружении;

- владеть методами формирования у населения мотивационно- ценностного понимания, назначения в обществе физической культуры и ее составных частей;

- знать общие основы теории и методики физического воспитания; основы физического воспитания учащейся молодежи и взрослого населения;

- знать основы теории спорта и теоретико-методические  основы  спортивной подготовки, особенности теории и методики детского и юношеского спорта;

- иметь современные теоретические представления и владеть теоретическими и практическими методами исследований в области физической  культуры и спорта;

- иметь предусмотренную квалификационной характеристикой спортивную подготовку.

Дисциплины базовых видов спорта в школе.

Изучение дисциплин базовых видов спорта, применяемых в школе, предполагает овладение бакалаврами  основными технико-тактическими, педагогическими, методическими и организационными методами обучения и проведения соревнований по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм, баскетболу, волейболу, гандболу, футболу, плаванию, лыжному спорту, национальным видам спорта.

Легкая атлетика:

- знать определение понятия «легкая атлетика», классификацию легкоатлетических упражнений, историю развития легкой атлетики, возникновение легкоатлетического спорта;

- знать основы техники легкоатлетических упражнений, определение понятия «спортивная техника», значение техники для повышения спортивных результатов;

- знать  теорию и методику преподавания видов легкой атлетики, основы обучения и тренировки, методы обучения, особенности использования показа и объяснения на занятиях  легкой атлетикой; уметь подавать строевые команды, правильно объяснять и показывать технику легкоатлетических видов, иметь навыки в подготовке мест занятий по легкой атлетике;

- знать структуру и  разновидности уроков и тренировочных занятий с занимающимися в зависимости от условий, сочетания видов легкой атлетики на уроке и тренировочных занятии с обучающимися;

- знать организацию планирования и учета учебной работы по легкой атлетике, общие и специальные упражнения легкоатлетов, овладеть техникой легкоатлетических видов;

- знать спортивные сооружения для занятий легкой атлетикой, их оборудование и эксплуатацию;

- знать организацию и проведение соревнований, правила соревнований по различным видам легкой атлетики.

   Гимнастика:

- знать роль гимнастики в системе физического воспитания;

- знать гимнастическую терминологию, методику составления комплексов общеразвивающих упражнений и упражнений на снарядах;

- овладеть техникой выполнения упражнений и их элементов на гимнастических снарядах и методикой обучения гимнастическим упражнениям;

- уметь проводить строевые и общеразвивающие упражнения и знать методику их проведения;

- уметь организовать и проводить соревнования по спортивной гимнастике.

Спортивные игры   (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол  и др.) и  подвижные игры:

- знать теорию  и методику преподавания спортивных игр;

- владеть техникой, тактикой игр и методикой обучения  играм;

- иметь знания, приобрести умения, навыки  по спортивным играм и обладать навыками  самостоятельной педагогической работы;

- владеть судейскими навыками, методами и формами организации спортивных соревнований;    

-   владеть навыками педагогического наблюдения;       

- знать теорию и методику преподавания подвижных игр, уметь самостоятельно проводить учебные внеклассные работы по подвижным играм с учетом возрастных особенностей школьников, знать правила судейства соревнований по подвижным играм;  уметь составлять Положения о соревнованиях, сценарии проведения Веселых стартов; знать  содержание более 50-ти подвижных игр.

- уметь отбирать и применять подвижные игры в соответствии  со спецификой конкретного виды спорта.

Национальные  виды спорта:

- знать историю возникновения и развития народно-национальных видов  спорта, обычаи, обряды и традиции, методику преподавания;

- знать о влиянии национальных  видов  спорта на  физическое и духовное развитие человека;

- уметь организовывать  и проводить  уроки и тренировочные занятия;

- уметь планировать, вести учет учебной  и тренировочной работы;

- знать оборудование и инвентарь;

- владеть техникой и тактикой национальных видов  спорта;

- знать правила соревнований, организацию и проведение соревнований.

Плавание, лыжный  спорт:

- знать историю развития вида спорта, классификацию, терминологию,  технику выполнения, тактику, необходимые физические качества, функциональные и психические свойства организма, контрольно-нормативные  требования, спортивные сооружения и материально-техническое  обеспечение, правила соревнований, судейство;

- иметь навыки и  умения,  необходимые в плавании и лыжном спорте;

- владеть методикой преподавания, теорией и методикой  обучения.

3.8 Требования к специальным компетенциям.

Бакалавры специальности «Физическая  культура и спорт» с соответствующими квалификациями, а именно: учитель ФК и тренер, сотрудник физкультурно-спортивной организации,  органов управления физической культурой и спортом, методист (инструктор) физической культуры, организатор в спорткомитете, департаменте, на предприятиях и в организациях, в общественных, физкультурно-спортивных, молодежных и иных организациях, в культурно-просветительских учреждениях, методист (инструктор) лечебной физической культуры, выполняющих реабилитационные функции с помощью физической культуры и спорта  должны владеть специальными профессиональными  компетенциями:

Педагогическая (образовательная) компетенция  связана с  владением:

- средствами и методами обучения, воспитания, тренировки, оздоровления;

- фундаментальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, педагогическим мастерством, стилем педагогического общения и руководства;

-   культурой речи, организационными формами обучения, средствами и методами обучения и воспитания, инновационными технологиями обучения;

- умения интегрировать биологические, психологические, теоретические  и методические  знания в профессиональную деятельность учителя и тренера;

- гностической направленностью, предполагающей обогащение собственных знаний о способах и формах повышения эффективности физической рекреации и реабилитации, о ее влиянии на участников физкультурно-рекреационной деятельности;

- коммуникативной направленностью педагогической деятельности,  включающей установление конструктивных взаимоотношений между обучающимся  учителем и тренером.

Биологические компетенции обусловлены:

-  владением специальными знаниями, умениями и навыками, связанными с оценкой влияния физических нагрузок разной интенсивности, биоэнергетической базовой и избранной направленностью   видов спорта на системы организма;

- способностью бакалавра оценивать физиологические состояния организма занимающегося на уроке и  тренировочном занятии;

- способностью  управлять тренированностью организма  на основе  знаний о  функциях организма, его индивидуальных  адаптационных  возможностях   и резервах   с учетом  реакции его  систем  на физические нагрузки (с целью предотвращения  состояния перетренированности и нарушении физиологических функций организма, что может явиться причиной инвалидности или смерти занимающегося по вине   учителя или тренера).

 Психологическими компетенциями являются:

- умение выбирать методы психологического воздействия на обучающихся, адекватные характеру педагогической ситуации;

- знание  закономерностей развития личности, развития творческой деятельности, самоопределения личности; методов мотивации учебной деятельности, нравственного поведения, саморазвития обучающегося;

- умение создавать для обучающихся ситуации учебного и спортивного успеха;

- способности к организации педагогического взаимодействия, умения создавать благоприятный психологический микроклимат;

Тренерские (спортивные) компетенции:

- уметь научно-обоснованно управлять физической, технической и тактической подготовкой занимающихся без нарушения механизмов адаптации организма, достигая высоких спортивных результатов и оптимальной физической подготовки  на основе  интеграции знаний, умений и навыков о теоретических и методических основах физической культуры и спорта, биохимических,  физиологических, биомеханических, психологических  особенностях организма, о средствах и методах физической культуры, знаний и навыков о планировании, контроле и коррекции  тренировочного процесса  и подготовленности на этапах многолетней подготовки спортсменов и занимающихся физической  культурой;

- знать и владеть  инновационными методами организации и проведения научных исследований, связанных с изучением воздействия занятий физической культурой и спортом на  организм занимающегося;

- владеть методами педагогического, биомеханического, биохимического, физиологического, психологического анализа  и оценки  воздействия физических упражнений, состояний организма,  возникающих при занятии физическими упражнениями и различными  видами  спорта;

- владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, необходимой  в  профессиональной деятельности бакалавра;

- научно-обоснованно вести подготовку и отбор одаренных детей в спорте; 

-  владеть физическими, технико-тактическими умениями выполнения упражнений и действий;

- уметь использовать современные методы управления физкультурным движением.

Научно-исследовательские компетенции учителя, тренера  связаны:

- с практической направленностью  решения задач физической, спортивной подготовки, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации, внедрением  инновационных технологий;

- с конструктивными  процессами по моделированию, проектированию, внедрению и оценке эффективности тренировочного процесса;

- с конструированием урока и тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, заданий разного уровня, самостоятельной работы учащихся,  планированием и моделированием предстоящей деятельности учителя, тренера  и занимающихся, отбором и структурированием содержания, средств, методов, форм организации учебной/воспитательной деятельности, выделением  этапов деятельности и постановкой задач.

Гностические функции включают исследование и диагностику отдельных обучающихся и коллектива, уровней обученности и воспитанности обучающихся, уровней их физического развития и спортивной подготовленности и  самого себя как субъекта деятельности;

Организационно - управленческие  компетенции отражаются  в способности:

- владеть способами организации учебно-воспитательной, тренировочной, соревновательной  и оргмассовой работы;

- управлять учебной, тренировочной соревновательной и деятельностью обучающихся  и собственной  педагогической деятельностью;

- свободно владеть предметным материалом и способностью демонстрировать его практическую ценность;

- принимать педагогические решения по проблемным учебно-воспитательным ситуациям;

- научно-обоснованно использовать методы физического воспитания и спортивной тренировки, уметь  применять их на практике;

- уметь использовать потенциал ФК и С в воспитательной деятельности.      

Конструктивно-проектировочные компетенции предусматривают:

- перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных, текущих, этапных задач, связанных с организацией тренировочного процесса, спортивной работы на этапах многолетней подготовки;

- планирование деятельности как собственной, так и  подчиненных, планирование системы соревнований, выстраивание системы целей, их реализацию и определение необходимых ресурсов для их достижения; 

- оформление  управленческих решений по требуемой форме;

- проведение  соревновании разного уровня;

- проектирование досуга школьников, проведение внеклассной и внешкольной физкультурной работы, организацию активного отдыха разных групп населения, организацию массовых физкультурно-спортивных мероприятий, разработку способов решения задач, содержания физкультурно-рекреационной деятельности, выбор конкретных видов и форм организации активного отдыха для разных групп населения (в зависимости от пола, возраста, интересов, места жительства, состояния здоровья и т.д.), способов и методов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха;

- владение основами знаний планирования строительства спортивных типовых сооружений, с учетом нормативных требований к их оборудованию и  умению планировать спортивные площадки, тренажерные залы,  трассы.