Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова в списке лучших. Буквально на днях образовательный портал ПГУ вошел в мировой рейтинг сайтов высших учебных заведений "Вебометрикс", считающийся одним из наиболее авторитетных, став пятым в стране и Центральной Азии. За последний год о нашем альма-матер заговорили не только в Казахстане, но и на мировом уровне. Ректор Арын Орсариев считает, что это не предел.
- Арын Амангельдиевич, в прошлом году вы вошли в этот кабинет в качестве ректора впервые. Какие мысли и чувства вы тогда испытывали?
- В первую очередь ответственность. ПГУ - не просто учебное заведение, это системообразующий элемент в системе подготовки кадров.
Наш университет играет особенную роль в развитии Павлодарского региона, формировании его управленческой и инженерно-технической элиты. Об этом говорят цифры - каждый четвертый учащийся в области, сдающий ЕНТ, поступает в ПГУ, и в итоге каждый третий руководитель и каждый второй инженерно-технический работник и госслужащий – это выпускник ПГУ!
- Каким был для вас этот год? Решились ли те задачи, которые вы перед собой ставили?
- По долгу своей предыдущей работы заместителем акима по социальным вопросам я неоднократно бывал в ПГУ и, пройдя конкурс, уже четко знал, какие задачи стоят передо мной.
Наш университет способен влиять на рост всей Павлодарской области в самых разных сферах. И мы хотим, чтобы в этом был задействован каждый наш студент, ученый, сотрудник.
Для этого я ставлю перед собой четыре основные задачи. Первое - я убежден, что основным показателем конкурентоспобности наших выпускников является не просто их трудоустройство, а стабильный рост их заработной платы. Когда я пришел сюда год назад, мы измерили среднюю заработную плату наших выпускников 2014 года за последние восемь месяцев работы. Получилось 65,6 тысячи тенге. Общими стараниями мы увеличили этот показатель. Сейчас эта цифра составляет 87 тысяч.
Вторая задача - сделать так, чтобы наши преподаватели получали больше, чем сейчас. Для этого мы ориентируем наших ученых на нынешние потребности рынка. В результате люди, выделяющие деньги на исследования, начали их больше ценить и дают суммы, большие, чем раньше. Если за 2013-14 годы наши ученые суммарно заработали порядка 100-120 миллионов тенге, то за 2015 год эта цифра уже достигла 160 миллионов. Но и этого не достаточно.
Нам необходимо увеличивать количество исследований на коммерческой основе или как-то коммерциализировать свои изобретения. Это то, что я хочу в университете сейчас развивать. Чем больше мы сможем продавать наши знания, тем более востребованными они станут на рынке, и тем лучшие знания мы сможем давать нашим студентам и сильнее мотивировать наших преподавателей.
Третья задача - мы должны интегрироваться в международную науку. Для этого надо постоянно публиковать результаты своих исследований в международно-признанных журналах. В этом мы тоже уже добиваемся небольшого, но стабильного роста.
Если говорить об основном хлебе всех университетов - студентах, то летом 2015 года мы набрали абитуриентов на 20% больше, чем в предыдущем. Это победа, но, конечно, хочется еще больше. Причем здесь мы конкурируем не только с павлодарскими вузами, но и с астанинскими, алматинскими, омскими, томскими и новосибирскими, а также с заведениями Китая, Германии, Чехии. Порядка 20% выпускников уезжают из области, и мы стараемся снизить этот процент.
- Вы лично были студентом и казахстанского, и иностранного вузов (Сорбонна. - прим. авт.). Конечно, сравнивать эти разные школы образования не совсем корректно. Тем не менее какие минусы и преимущества обоих систем вы бы могли отметить?
- Сразу отмечу, нельзя однозначно говорить, что западное образование лучше. Сейчас много различных методик преподавания. Например, Оксфорд и Кембридж - это практически индивидуальное образование с акцентом на исследования. Гарвард - это царство кейсов, где студенты не просто слушают лекции и семинары, но и разбирают знания на конкретных жизненных примерах лучших специалистов в изучаемой области. Вообще, хорошие американские школы ориентированы на зарабатывание денег через инновации. И преподаватели у них в основном зарабатывают не преподаванием, а за счет того, что они имеют хорошие проекты. Таким же образом мы хотим сделать и у себя.
Считается что современная традиционная казахстанская школа - это наследие традиционной советской школы, где всегда разделяли две профессии - ученый-исследователь и преподаватель. Так исторически сложилось, что наукой у нас занималась исключительно Академия наук, а на Западе - университеты. Это и есть главное отличие советской системы образования. Мы сейчас берем чужие знания, учебники, книги и здесь читаем. Это, в принципе, нормально. Но если мы хотим двигаться вперед и больше зарабатывать, нам надо самим создавать знания.
- Тут я с вами соглашусь, к сожалению, часто наука в вузах отходит на второй план. Преподавание отбирает огромное количество времени у научной деятельности, а многое, что изобретено, зачастую вынуждено пылиться из-за невозможности эффективного внедрения. Но у вас совсем другой взгляд на эту сферу вузовской жизни.
- Абсолютно другой. Мы хотим стать не просто исследовательским университетом, а исследовательско-предпринимательским. Для этого мы практически всех первокурсников учим предпринимательству, причем на международном уровне. С осени 2015 года нам читает лекции Алекс Крол, директор Института Крола из Силиконовой долины. Люди, окончившие такие курсы, мотивированы действовать. Для меня очень важно, чтобы и студенты, и работники действовали, занимались бизнесом, зарабатывали. Когда я пришел в университет, у нас было четыре-пять студентов, которые занимались бизнесом, сейчас их порядка 20. И к концу этого учебного года, я думаю, их станет еще больше. Сейчас уже можно говорить о том, что каждый трехсотый студент ПГУ становится предпринимателем. В идеале мы хотим, чтобы наши выпускники не искали работу, а сами создавали рабочие места себе и другим людям.
Также я считаю, что исследования, проводимые в стенах университета, должны быть в первую очередь полезны обществу. Сейчас в Павлодаре самая большая проблема - экология. В стенах нашего университета недавно начал работу центр компетенций по экологическим технологиям. Мы разработали уже порядка десяти технологий, готовых к внедрению. Например, методика по переработке отходов алюминиевого завода в металлическую руду. Это может пригодиться другим производствам в нашем регионе, например, «Кастингу», «KSP Steel». Также мы можем заняться брикетированием угольной пыли. Еще один проект - катализаторы, необходимые в процессе переработки нефти. Этот проект мог бы сократить часть выбросов, которые делает ПНХЗ. Задача - внедрить эти технологии в жизнь. У нас уже есть согласие наших же предприятий выделить деньги на покупку и внедрение этих технологий.
- Все это позволяет ПГУ держаться в списке лучших университетов Казахстана…
- Да, ПГУ входит в пятерку лучших университетов Казахстана. По казахстанским меркам это хорошо. Но нам надо идти дальше. Рядом Новосибирский и Томский университеты, которые входят в 400 лучших университетов мира. Т.е. для нас это далеко не самый лучший показатель. Нам, чтобы конкурировать с Томском, Омском, Барнаулом, Астаной, надо развиваться, расти, иметь серьёзных партнеров. Поэтому мы наладили контакт со Стэнфордом, этой осенью у нас были преподаватели из Университета Дьюка, Колумбийского университета, Оксфорда, Кэмбриджа, входящих в мировую тридцатку. Также мы работаем с лучшими российскими и азиатскими университетами. Нам важно взять все самое лучшее от наших вузов-партнеров и подняться на уровень выше.
Если вы возьмете первые 100 университетов мира, то увидите, что подавляющее их большинство англоязычные. Поэтому мы поставили задачу повышать уровень английского языка - ввели дополнительные курсы и внедрили возможность сдавать здесь TOEFL, создав TOEFL-центр. Чтобы реализовать знания, организовали в университете центр «Болашак». Нам выгодно не просто обучать студентов здесь, а дать им дорогу дальше. Это основная наша задача по интернационализации. И касается это не только студентов, но и преподавателей.
Ну и плюс: чем больше иностранных преподавателей и студентов, тем больше мы привлечем средств от международных организаций и, соответственно, сможем укрепить материально-техническую базу университета и улучшить качество знаний, которые мы даем студентам.
- Вы возглавляли Конгресс молодежи Казахстана, будучи заместителем акима области - курировали вопросы молодежной политики. Одним словом, ваш профессиональный путь так или иначе всегда был связан с молодежью.
- Да, и мне это сейчас очень помогает в работе. Я понимаю наших студентов, знаю их проблемы, знаю, чем они живут и интересуются. И я считаю, что вуз должен не просто контролировать и обеспечивать учебный процесс, он должен принимать активное участие в жизни молодых людей, занимать их в свободное время, давать возможности заработать, реализоваться, стать не только профессионалом своего дела, но и просто хорошим человеком.
Что касается развития молодежной политики, я считаю, что всю молодежь можно разделить на три категории: девиантную, конструктивную и конкурентоспособную. Задача любого коллектива, где есть молодежь, - сделать так, чтобы было меньше девиантных и больше конкурентоспособных. Сейчас у нас в ПГУ учатся активные и конкурентоспособные ребята. Практически каждый сотый из них является победителем различных спортивных, творческих, интеллектуальных и иных конкурсов. Моя задача - увеличить это количество. Поэтому мы проводим курсы лидерства, тренинги, развиваем молодежные организации. У нас их было 12, сейчас станет больше. Но вопрос все же не в количестве организаций, а в том, сколько молодежи они охватывают, и в качестве работы. Над этим мы и работаем.
- ПГУ всегда играл важную роль в развитии и пропаганде духовности, национальной культуры, гражданской активности. Планирует ли вуз и далее развивать эти миссии?
- Конечно, мы и не останавливались. Мы сейчас пишем энциклопедию нашего известнейшего земляка Алькея Маргулана. Он сделал очень много для казахстанской истории, этнографии, этнологии. Мы продолжаем наши исследования по Жусипбеку Аймауытову. У нас действует центр Машхура Жусипа. Вся эта работа будет продолжаться, а результаты - передаваться в общество.
И мы как университет будем продолжать осуществлять вклад в духовность. Я хочу, чтобы мы совместно с другими нашими членами общества видели, что конечный итог всех наших действий в сфере духовности и культуры - это снижение разводов, укрепление семьи, повышение производительности труда, снижение преступности, увеличение патриотизма и желания людей не уезжать из Павлодарской области. У нас ведь довольно высокое качество жизни, есть рабочие места. И я очень болезненно реагирую на то, что люди уезжают отсюда.
- Вас можно отнести к той категории людей, которые, не являясь уроженцами этого края, тем не менее чудесным образом становятся родными для этих мест. Слушаю вас и понимаю, что и вы полюбили Павлодар. Я права?
- Я вообще считаю, что все мы обязаны быть патриотами Казахстана, невзирая на то, где кто родился и где живет. Это ведь наша общая родина. Сам я коренной алматинец, но за последние годы Павлодарская область стала мне родной, я здесь пустил корни. У меня в Павлодаре родилась дочь, здесь первые шаги сделал сынок, старшие дочери сейчас учатся в павлодарских школах. И я вам скажу, что никто из них не хочет уезжать отсюда. Город стал для нас родным. Мы стали павлодарцами, и даже долго не можем находиться в Астане, Алматы. Когда мы там, я все время слышу от детей: папа, когда мы поедем домой?
Прииртышье - это уникальная земля, и живут здесь чудесные люди. Мы - промышленная область, и даже кризис 90-х не особо больно ударил по нам, зато хорошо закалил. Мы стабильно и ровно преодолеваем все трудности. Жители региона верят в светлое будущее, невзирая ни на что, верят, что будет улучшение. Мы оптимисты. И я думаю, что это наша сильная черта.
Об интересных местах города и области я могу говорить часами. В Павлодаре много таких людей, которыми я восторгаюсь, которых уважаю и горд, что знаком и дружу с ними.
Я люблю наш Потанинский музей. И каждого нашего гостя я туда обязательно веду. Там столько интересных экспонатов! И по ним можно изучать историю не только Павлодарской области, но и Казахстана, мира, цивилизации. А какие там экскурсоводы! Это один из лучших краеведческих музеев Казахстана. Я там так часто бываю, что могу сам провести экскурсию часа на четыре.
Я очень люблю павлодарские театры. Хотя до приезда сюда я не назвал бы себя заядлым театралом. Эта любовь появилась у меня именно здесь, в драматическом театре имени Чехова. Я уважаю Виктора Валентиновича Аввакумова и считаю его одним из лучших театральных менеджеров Казахстана. Он сумел найти идеальный баланс экономики и творчества. У него и коллектив стабильный, к тому же без интриг, свойственных творческим людям, и посещаемости театра может позавидовать столичный. А какой репертуар, режиссеры, авторы, находки!..
Я обожаю Юрия Дмитриевича Поминова. Обожаю его документалистику и рекомендую его книги всем. Я рад знакомству с Джафаром Джафаровичем Махмутовым. Павлодарские трамваи - это ведь его заслуга. Им столько лет, и они ходят, как часовой механизм, до сих пор! Это ведь удивительно. Трамваи - это яркая особенность Павлодара. А Аби Саркыншакович Саркыншаков, Наум Григорьевич Шафер... Это ведь люди-легенды. И познакомился со всеми ними я здесь.
Естественно, как и все жители нашей области, я люблю Баянаул. Но еще я очень люблю Щербактинский район, особенно в мае, когда там почки распускаются. Какое счастье попасть в лес в это время! А еще там есть мавзолей Габдул-Уахит Хазрета. Я туда два раза в год езжу и просто отдыхаю душой.
А какой у нас Иртыш! Это самая крупная река Казахстана. Карагандинцы, шымкентцы, алматинцы не знают, что такое большая река. И всех наших гостей мы всегда везем кататься на теплоходе. Особенно нравится иностранцам. Они сразу же начинают фотографироваться, снимать всю эту красоту на видео. И обязательно мы провозим наших гостей под мостом, давая возможность загадать заветное желание.
- Должно быть, в общении с иностранными коллегами вам очень помогает знание нескольких иностранных языков.
- Да, это действительно большое преимущество. Изучение иностранных языков началось еще со школы. Тогда я попал в группу французского языка, но поскольку у меня мама говорит на английском, то самостоятельно я постигал еще и его. А потом уже в университетах подтянул. Сейчас я владею им довольно свободно, могу выразить любую мысль и во всех заграничных поездках обхожусь без переводчика. Еще у меня есть базовые знания испанского, он очень похож на французский, и когда я был месяц на Кубе, то специально им занимался. Сейчас я начал изучать китайский. Это самый распространенный язык в мире после английского. К тому же Китай - это наш сосед, с которым наш университет налаживает отношения. В прошлом году ПГУ открыл в Шанхае центр развития казахского языка, сейчас планируем создать у нас центр развития китайского языка.
- А есть ли другие увлечения у вас, помимо изучения иностранных языков? И самое главное, есть ли у вас свободное время на эти увлечения?
- Люблю петь в караоке. Я, быть может, не очень хорошо пою, но зато от души. Еще люблю ходить в кино. Мы часто с семьей устраиваем совместные походы на городские культурные мероприятия - в театр, кино, на выставки, концерты.
Я вообще все свободное время стараюсь проводить со своей семьей. У нас четверо детей. Все самое ценное в моей жизни происходит именно вокруг них. Я прихожу домой, с порога меня встречает доченька, которой сейчас полтора года. Она маленькая, поэтому все члены семьи постоянно хватают её на руки, нюхают, обнимают. Когда я прихожу домой и слышу ее нежное «папа», для меня сразу же перестают существовать стрессы и проблемы.
- Несмотря на то, что в прошедшем приемном сезоне ваш вуз оставил далеко позади своих конкурентов по набору абитуриентов и магистрантов, тем не менее с вашим приходом в информационном пространстве ощущается явное потепление отношений между вузами нашего региона. Можете прокомментировать?
- Не надо забывать, что мы все вместе, ПГУ, ИнЕУ, ПГПИ и ЕИТИ, делаем одно общее дело. Мы заинтересованы в том, чтобы наши студенты получили качественное образование и нашли достойную работу, чтобы павлодарские люди не уезжали из области на ПМЖ за границу. Пусть мы и конкурируем за контингент, за гранты, но у нас общая миссия - мы развиваем регион. Поэтому мы должны, честно и по-спортивному конкурируя, работать слаженно и достойно на благо нашей области и страны.
http://obozrenie.kz/interview/6236-pgu-vyhodim-na-mirovoy-uroven.html
Ксения МИХЕД
Фото: Руфина ТОРПИЩЕВА