Система высшего образования области представлена 4 вузами и организует стройную вертикаль совместно со школами, ТиПО и организациями дополнительного образования.
Ежегодно высшая школа выпускает порядка четырех тысяч активных и конкурентоспособных по региону граждан. В сумме мы достаточно неплохо заполняем основные ниши рынка труда и безработица в регионе не превышает 5%. Это хороший показатель в сравнении с другими регионами Казахстана и стран Евразийского экономического союза.
Вместе с тем, в предстоящий период нам придется столкнуться с рядом новых вызовов.
Первый, среднее образование должно быстро идти вперед и соответствовать международному положению нашей страны и региона. Результаты опросов преподавателей вузов свидетельствуют о том, что педагоги школ области дают достаточно хорошие предметные знания. При этом выпускники некоторых школ бывают не обучены навыкам их практического применения.
Здесь хотелось бы отметить, что высшее образование сталкивается со следующими проблемами: Во-первых, выпускники школ недостаточно подготовлены в плане поиска информации, самостоятельной работы по подготовке рефератов и проектов. Порядка 40% первокурсников просят организовать дополнительные занятия по обучению данным навыкам.
Во-вторых, языковая подготовка ограничивает наши возможности формировать группы полиязычного обучения. Студенты зачастую показывают низкий уровень успеваемости по иностранным языкам (оценки в пределах 60-80 баллов, это «3» и слабая «4»). Как следствие, они не имеют возможности прослушать лекции зарубежных ученых. Ежегодно около 50 студентов оформляются на платный летний семестр для ликвидации задолжности по иностранному языку. Менее 10% первокурсников готовы к обучению в ВУЗе на трех языках и выезду в зарубежные страны по программам академической мобильности. Есть вопросы и по подготовке казахского языка в русскоязычных школах.
В-третьих, педагоги вузов сталкиваются с недостаточными техническими навыками и компетенцией в использовании информационно-коммуникационных технологий. Многие выпускники, особенно из сельских школ, не способны оперировать таблицами Excel и готовить презентации в формате Power Point. По биологическим дисциплинам около 30% поступивших студентов не имеют навыков работы с микроскопами, микропрепаратами. При изучении Химии, большое число студентов не имеют практических навыков работы с реактивами, не знают названий химических посуд и т.д.
Второй вызов возникает на фоне повышающейся открытости и интеграционных процессов нашей страны. Вузам области все больше приходится конкурировать с другими регионами Казахстана и мира. Три из четырех вузов региона входят в первую десятку Казахстана по всем основным рейтингам. Однако по рейтингу вузов СНГ мы входим лишь в список двухста, а в мире по рейтингу Webometrics мы лишь в четвертой тысяче.
В этой связи павлодарскому региону необходимо и дальше поднимать качество своего высшего образования. Во многом это все способствует тому, что появляется третий вызов, связанный с отрицательным сальдо миграции. Лучшие выпускники школ часто предпочитают выезжать в другие регионы Казахстана, Евразийского экономического союза и мира. При этом назад возвращаются лишь единицы. Можно посчитать, что если за четыре года в детсаду и 11 лет в школе на одного человека тратится более 200 тыс тенге ежегодно, то с каждым выбывшим абитуриентом регион теряет порядка 15 тыс долл.
Четвертый вызов связан с замедлением экономического роста в области. В связи с чем появляется вероятность высвобождения рабочих мест.
Что мы предлагаем для повышения качества образования?
Первый шаг. Мы хотим углубить наши отношения со средними учебными заведениями области. Ежегодно в университете проводится международная научная конференция «Сатпаевские чтения», в которой принимают участие ученые, студенты и школьники различных образовательных учреждений Казахстана и зарубежья. Данная конференция имеет воспитательное значение для подрастающего поколения, прививая интерес к различным отраслям знаний, посредством обмена научным опытом, способствуя росту молодых ученых. К традиционным Сатпаевским чтениям мы с этого года добавим новые спецкурсы по подготовке к ЕНТ и КТА. Наш Технопарк уже работает по робототехнике с Назарбаев интеллектуальной школой и казахско-турецким лицеем. Центр Ж.Аймауытова работает с лицеем #10. С директором 3-й гимназии мы договорились о закреплении за ними кафедры иностранных языков. Мы дополнительно готовы закрепить нужные кафедры и центры за всеми желающими учебными заведениями.
Второй шаг. Для повышения качества высшего образования с предстоящего учебного года мы намерены углубить интернационализацию, внедрить специальные курсы по лидерству, акмеологии и предпринимательству. Для этого мы подписали меморандумы о взаимопонимании с Американскими университетами Дьюк, Коламбия, Колорадо скул оф Майнз, европейскими ВУЗами Люнд (Швеция), Брунел и Кэмбридж (Великобритания), Российскими – Московский Институт стали и сплавов, Институт Нефти и газа им. Губкина, Финансовый институт при Правительстве РФ. Общий формат отношений будет предполагать привлечение их преподавателей и организацию двухдипломного обучения.
Разработка и реализация новых образовательных программ осуществляется с привлечением зарубежных вузов-партнеров и предприятий Павлодарской области, реализующих проекты ГП ИИР-2.
Университетом совместно с Lund University (Sweden). Universitat Politècnica de València (Spain) разработаны 5 новых образовательных программ в рамках 2 специальностей магистратуры. Университетом запланировано создание двух новых лабораторий по направлениям: металлургия, нефтехимия. Для отрасли «Металлургия» планируется создание лаборатории компьютерного моделирования и апробации технологических процессов в металлургии и металлообработке. Для отрасли «Нефтехимия» будет создана лаборатория процессов нефтепереработки и нанотехнологии. На приобретение лабораторного оборудования для новых современных лабораторий, государством выделено более 400 млн. тенге.
Думаю, все вместе это позволит значительно усилить наши позиции на образовательном рынке Казахстана и региона.
Третий шаг. В текущем году вузам области удалось привлечь порядка 300 грантов для выпускников школ из трудоизбыточных регионов страны по программе Серпiн. Полагаю, что это позволит смягчить проблемы предстоящего дефицита кадров на рынке труда.
Четвертый шаг. С этого года мы начали больше ориентироваться на привлечение абитуриентов по программам второго высшего образования и магистратуры. В этом году, несмотря на общее снижение численности выпускников школ, мы сумели на более чем 43% увеличить число заявлений на прием в университет. Причем, число заявлений от работающих жителей на магистратуру и второе высшее образование почти в два раза превысило прошлогодние показатели. Теперь мы можем как отобрать наиболее подготовленных абитуриентов, так и обучать тех, кто готов перейти с работы в учебный отпуск.
В преддверии первого сентября мы поздравляем педагогов области с новым учебным годом. Мы вместе работаем над одной общей задачей – повышением качества человеческого капитала, отвечаем за конкурентоспособность трудовых ресурсов республики в целом и нашей области в частности.