Издревле в Казахстане формировалась самобытная цивилизация, ставшая огромным достоянием современного казахского народа.

Геополитическое расположение Великой степи определило исторически сложившуюся роль как самих насельников края в экономической, духовной жизни, так и народов, проживающих, в соседних регионах. Сакско-гунная, тюркская цивилизация заложила прочные основы государственности, с идеей сплоченного, единого народа, воплотившей идеалы кочевой культуры, и сформированного на ней глубокого и сложного мировоззрения.

Благодаря межпоколенной адаптации к географической среде и доминирующему скотоводческому хозяйству, кочевые племена развивали традиции степной культуры, наиболее устойчивый блок которой был связан с особым феноменом – со степным образом жизни. Его глубинные истоки берут начало в бронзовом веке, стандарты утверждаются в сакской историко-культурной общности, дальнейшее развитие по линии преемственной связи наблюдается в тюркский период. В целом, высокая степень преемственности характерна для степного образа жизни во времени и пространстве. При всех этнических и локальных вариантах были выработаны стереотипы в культуре, сохранившиеся в течение длительных исторических периодов. Особенно рельефно они проявились в материальной и духовной культуре, в нравственных и поведенческих нормах тюркских этносов.

Исследование вопросов значения и роли номадической цивилизации в глобальном масштабе, требует актуализированных подходов исторической науки. Прежде всего, необходимо обратить внимание на фактор природной специфики территории Казахстана, определивший не только экономические и культурные особенности отдельных регионов, но и условия возникновения государственности. Экономическая специализация укрепила этнические процессы.

Далекие предки казахов в лице саков, тюрков смогли создать некий культурный центр, сыгравший определяющую роль в евразийской истории. На просторах Великой степи создается информационное поле повышенной коммуникабельности, приведшей к высокой степени преемственности хозяйственных, социальных, культурных и политических институтов, возникавших в разное время и сохранявшихся в течение длительных исторических периодов. Сложившееся в степной цивилизации историко-культурное наследие стало бесценным достоянием и неувядаемой сокровищницей как тюркских, так и в целом народов Евразии.

Что же внесла Степная цивилизация в мировое развитие? Она утвердила тенгрианское миропонимание, распространила религию зороастризма. Степь была одним из первых очагов металлоплавления (зачатки металлургии). Она изобрела и утвердила собственную письменность. Определила времена года и сформировала календарное миропонимание. Для степной цивилизации характерны особый тип военного строительства и образцы военного искусства. Степь создала богатейшую устную поэтическую культуру, уникальную музыку. Только за время Казахского ханства зародилось более 500 кюйев – совершенное, оригинальное, неповторяемое музыкальное искусство. Труды Абу Насра аль-Фараби, Баласагуни, Кашгари, Дулати и других вошли в золотую сокровищницу мировой культуры. Государственное управление было основано на принципах степной демократии. В Степи приветствовались все способы ведения хозяйства.

В своих работах Президент страны Н.А. Назарбаев особо подчеркивал величайшее историческое значение цивилизации кочевников, прямыми потомками которой являются современные казахи. Изучение многоаспектной истории древней, средневековой цивилизации помогает объективному осмыслению места и роли казахской цивилизации в общемировом процессе. 

к.ист.н., доцент кафедры управления и политологии Айгуль ТУРЛЫБЕКОВА