Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение несовершеннолетних в один вид девиантных действий повышает вероятность их вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического развития. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы).

Психологическая помощь детям девиантного поведения необходима для:

  • решения тех личностных и социальных проблем детей с девиантным поведением, которые часто являются причиной такого поведения;
  • работы с семьей имеющих детей с девиантным поведением для эффективной коррекции такого поведения;
  • привития навыком комфортного взаимоотношения с социумом.

Для того, чтобы полноценно использовать интеллектуальный и психологический потенциал имеющихся  методических ресурсов психологов и для того, чтобы на практике применить и распространить уже отработанные модели работы с детьми девиантного поведения, необходима организация работы по психологической помощи детям данной категории. 


Цель курса:

Формирование навыков учителей по психологической помощи детям с девиантным поведением на основе изучения и усвоения ими знаний данного курса, развитие умений системного анализа девиантного поведения в процессе семинарских и практических занятий.

Задачи:

  • систематизация знаний учителей об особенностях девиантного поведения детей на основе изучения общечеловеческих закономерностей психологических процессов;
  • развитие умений и навыков учителей по работе с детьми с девиантным поведением посредством системно-психологического анализа различных теорий и психологических фактов проявлений девиаций;
  • формирование навыков оказания профессиональной помощи семье имеющей детей с девиантным поведением и детям данной категории.

 

Основные принципы работы психолога с детьми с девиантным поведением:

1.     Признание личности ребенка с девиантным поведением. Все дети и особенно дети с девиантным поведением имеет право ошибаться, быть несостоятельным в чем-либо, быть не таким, каким хочет его видеть общество. Психолог должен признать личность детей с девиантным поведением, его право на выбор траектории учебной и трудовой деятельности. При этом выборе психолог должен быть рядом, оказывать ему квалифицированную и своевременную помощь.

2.     Гуманизм. Вся профессиональная деятельность психолога должна быть направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей с девиантным поведением.

3.     “Плохое” поведение - привычный способ адаптации к среде. Психолог должен учитывать, что такое поведение есть защита подростка от общества, а не он сам.

4.     Честность и открытость. Психологу необходимо говорить детям с девиантным поведением и его семье о том, что происходит на самом деле.

5.     Поиск. Для профессионального роста психолога необходимо постоянное самосовершенствование и самообучение. Искать и находить пути наиболее эффективных методов по работе с детьми с девиантным поведением.

6.     Зона ближайшего развития как принцип выбора форм и методов работы. Психологу необходимо учитывать запросы и возможности детей с девиантным поведением и их родителей для того чтобы выбирать способы взаимодействия с ними.

ТемыЛек.Практ.
I Психологические синдромы детского и подросткового возраста
1
Понятие психологического синдрома. 11
2
Социальная дезориентация.11
3Семейная и групповая изоляция.11
4Интеллектуализм и сужение сферы деятельности.
11
II Основные подходы к объяснению девиантного поведения
5
Ортодоксальный11
6
Эго11
7
Девиантное поведение и пониженное самоуважение (Г.Кэплан)11
8Школьная дезаптация.11
III Виды девиантного поведения
9
Аддиктивное поведение (наркомания, алкоголизм, игромания, трудоголизм и т.д.)
22
10Суицид. Предсуицидальное и суицидуальное поведение.24
11Делинквентность и криминальное поведение.24
12Школьная дезаптация.22
IV Приемы и методики психологического сопровождения детей с девиантным поведением и их семей.
13Особенности психологического сопровождения детей с девиантным поведением и их семей.1
14Роль семьи при психологической помощи детям с девиантным поведением1
15Психологические приемы и методы психологической помощи детям с девиантным поведением.

5

Итого: 45 ч
1926