Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение несовершеннолетних в один вид девиантных действий повышает вероятность их вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического развития. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы).
Психологическая помощь детям девиантного поведения необходима для:
- решения тех личностных и социальных проблем детей с девиантным поведением, которые часто являются причиной такого поведения;
- работы с семьей имеющих детей с девиантным поведением для эффективной коррекции такого поведения;
- привития навыком комфортного взаимоотношения с социумом.
Для того, чтобы полноценно использовать интеллектуальный и психологический потенциал имеющихся методических ресурсов психологов и для того, чтобы на практике применить и распространить уже отработанные модели работы с детьми девиантного поведения, необходима организация работы по психологической помощи детям данной категории.
Цель курса:
Формирование навыков учителей по психологической помощи детям с девиантным поведением на основе изучения и усвоения ими знаний данного курса, развитие умений системного анализа девиантного поведения в процессе семинарских и практических занятий.
Задачи:
- систематизация знаний учителей об особенностях девиантного поведения детей на основе изучения общечеловеческих закономерностей психологических процессов;
- развитие умений и навыков учителей по работе с детьми с девиантным поведением посредством системно-психологического анализа различных теорий и психологических фактов проявлений девиаций;
- формирование навыков оказания профессиональной помощи семье имеющей детей с девиантным поведением и детям данной категории.
Основные принципы работы психолога с детьми с девиантным поведением:
1. Признание личности ребенка с девиантным поведением. Все дети и особенно дети с девиантным поведением имеет право ошибаться, быть несостоятельным в чем-либо, быть не таким, каким хочет его видеть общество. Психолог должен признать личность детей с девиантным поведением, его право на выбор траектории учебной и трудовой деятельности. При этом выборе психолог должен быть рядом, оказывать ему квалифицированную и своевременную помощь.
2. Гуманизм. Вся профессиональная деятельность психолога должна быть направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей с девиантным поведением.
3. “Плохое” поведение - привычный способ адаптации к среде. Психолог должен учитывать, что такое поведение есть защита подростка от общества, а не он сам.
4. Честность и открытость. Психологу необходимо говорить детям с девиантным поведением и его семье о том, что происходит на самом деле.
5. Поиск. Для профессионального роста психолога необходимо постоянное самосовершенствование и самообучение. Искать и находить пути наиболее эффективных методов по работе с детьми с девиантным поведением.
6. Зона ближайшего развития как принцип выбора форм и методов работы. Психологу необходимо учитывать запросы и возможности детей с девиантным поведением и их родителей для того чтобы выбирать способы взаимодействия с ними.
№ | Темы | Лек. | Практ. |
I Психологические синдромы детского и подросткового возраста | |||
1 | Понятие психологического синдрома. | 1 | 1 |
2 | Социальная дезориентация. | 1 | 1 |
3 | Семейная и групповая изоляция. | 1 | 1 |
4 | Интеллектуализм и сужение сферы деятельности. | 1 | 1 |
II Основные подходы к объяснению девиантного поведения | |||
5 | Ортодоксальный | 1 | 1 |
6 | Эго | 1 | 1 |
7 | Девиантное поведение и пониженное самоуважение (Г.Кэплан) | 1 | 1 |
8 | Школьная дезаптация. | 1 | 1 |
III Виды девиантного поведения | |||
9 | Аддиктивное поведение (наркомания, алкоголизм, игромания, трудоголизм и т.д.) | 2 | 2 |
10 | Суицид. Предсуицидальное и суицидуальное поведение. | 2 | 4 |
11 | Делинквентность и криминальное поведение. | 2 | 4 |
12 | Школьная дезаптация. | 2 | 2 |
IV Приемы и методики психологического сопровождения детей с девиантным поведением и их семей. | |||
13 | Особенности психологического сопровождения детей с девиантным поведением и их семей. | 1 | |
14 | Роль семьи при психологической помощи детям с девиантным поведением | 1 | |
15 | Психологические приемы и методы психологической помощи детям с девиантным поведением. | 5 | |
Итого: 45 ч | 19 | 26 |