Региональный научно-практический центр исследования межэтнических и межконфессиональных процессов ПГУ им.С.Торайгырова 14 декабря с 17.00 до 18.00 часов проводит очередную онлайн-конференцию по теме «Традиционный ислам в Казахстане и его особенности».

Предварительно, до четырнадцатого декабря вопросы можно направлять на электронный адрес Центра newcenterPGU@yandex.ru.

В день проведения интернет-конференции, 14 декабря 2012 года с 17.00 до 18.00 часов, вопросы принимаются на информационном портале университета www.psu.kz.


Уважаемые друзья!

У вас есть возможность задать вопрос Жапековой Гульфайрус Кабдуловне, к.и.н., доценту, Каирбекову Нурлан Ефратовичу, сотруднику Центра.

Справки по телефону: 8 (7182) 67-37-04.

С уважением, сотрудники

Регионального научно-практического

центра исследования межэтнических

и межконфессиональных процессов

ПГУ им.С.Торайгырова


Вопрос: Гость

Почему столько течений в исламе?

Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Ислам - это религия веры во всевышнего Аллаха. В исламе есть такое понимание как Ахли сунна уаль жамагат, что означает "быть в единстве и придерживаться священной сунны пророка Мухаммада". Что же касается разных направлений и течений, то в большинстве разница у них не в основных вопросах, а во второстепенных. И это идет от толкований вопросов шариата разными учеными. И это допустимо в религии.


Вопрос: Гость

Какие праздники есть в исламе?

Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

В исламе празднуют 2 больших праздника: Ораза Айт, который приходит после месяца Рамазана, и второй - Курбан Айт, который приходит через 70 дней после месяца Рамазана и совпадает с завершением паломниками священного Хаджа.


Вопрос: Гость

Что такое мазхабы в исламе?

Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Мазхаб с арабского языка переводится как "путь" или "направление", показанное учеными в сфере шариата ислама. В исламе есть 4 мазхаба: Имам Агзам Абу Ханифа, Имам Шафиги, Имам Ханбали, Имам Малики. На территории Средней Азии и Казахстана в основном придерживаются направлению Имам Агзам Абу Ханифа.


Вопрос: Гость

Если мусульманин не ходит на мероприятия, где разливают спиртное, тоже считается салафитом?

Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Это абсолютное право человека, на какие мероприятия ходить на какие нет. Но по канонам Ислама, верующему человеку нельзя ходить, где разливают спиртное, потому что алкогольные напитки считаются запрещенными.


Вопрос: Гость

Здравстуйте. У меня несколько вопросов. Буду благодарна если на них ответите. как вы относитесь к ношению хиджаба или покрытию головы девушками? почему к этому так негативно отностятся в гос учереждениях, если наша гос.религия мусульманство? еще часто слышу фразу "казахи никогда не носили хиджабов, носите казахскую национальную одежду", что это за национальная одежда такая? как я знаю раньше девушек выдавали замуж рано, а после рождения ребенка, женщина одевала кимешек - не вижу разницы с хиджабом, все же прикрыто:длинное платье,покрытая голова; разъясните пожалуйста. понятно что у нас светское гос-во, но оно и демократическое! каждый сам вправе решать что ему одевать: кто то выбирает европейский стиль, кто то арабский, кто то еще какой нибудь, Разве не так? Спасибо. P.S.: мои вопросы касаются темы хиджаба или просто платка, а не паранжи и т.п., так как сама не поддерживаю это.

Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством. (Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). В Преамбуле Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» закреплено «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан». В традиционной национальной одежде каждой возрастной группе женщин соответствовал особый головной убор, его детали варьировали в зависимости от социального статуса. Взрослые незамужние девушки надевали конические шапки с меховой опушкой, украшенной перьями филина. В течении первого года замужества невестка (келин) носила свадебный головной убор – саукеле, который через год сменяла на желек. (платок, шаль, вышитое покрывало к саукеле) После рождения первого ребенка женщины аула специально приходят в дом к невестке и надевают ей на голову "кимешек" (женский головной убор) этот обряд еще называется "жаулық салу".


Вопрос: Гость

Доброе время суток Гульфайрус Кабдуловна, ассаламуалейкум уа рахматуЛЛах уважаемый Нурлан Ефратович. Вопросы уважаемому имаму Нурлану. 1) Откуда было взято понятие "Традиционный Ислам" и был ли при Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха, "традиционный ислам" или все таки был просто ислам такой же как и у всех других пророков? Примечание под Исламом я понимаю религию в целом, не отдельно какие то адаты, а акыда и шариат. понимаю такой ислам который сказан аяте: «Воистину, религия перед Аллахом — Ислам» (Али Имран,3/9) или «Кто придерживается другой какой-либо религии, кроме Ислама, его религия не будет принята и он в Судный День будет из тех, кто нанес урон самому себе» (Али Имран,3/85) или «О те, которые уверовали! Входите в ислам полностью» (Св. Коран, сура «Корова»: 208)) Отсюда вытекает второй вопрос: 2) Чем отличается традиционный ислам от Ислама который был ниспослан Пророкам (смотрите аяты выше)? > Если ничем не отличаются то вытекает третий вопрос: 3) В каких вопросах религии допустимы особенности народа (традиции, устоявшие ценности и т.д) и какое правило в этом отношении существует, а в каких областях религии ЗАПРЕЩЕНО следовать традициям и устоявшим нормам, где люди независимо от нации и цвета кожи должны следовать? (например в каком то народе нормальным считается брак геев, в исламе запрещен гомосексуализм. второй пример: где то нормальным и похвальным считается поклонение могилам, их обитателям а в Исламе это Запрещено и это ширк) в этом направлении. 4) Расскажите пожалуйста зачем вообще нужен Ислам и можно ли представить жизнь без него. Могу ли я, добрый, не кому не вредящий, делающий добрые дела, обойтись без Ислама.

Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Cпасибо за вопрос. Вы правы, Ислам как целостное учение неделим. Понятие «традиционный ислам» актуализировался сравнительно недавно. В современных условиях под данным понятием понимают религию свободную от идеологического и политического фактора, придерживающуюся общих человеческих ценностей. Для Казахстана таковой является ислам суннитского толка ханафисткого мазхаба, который характеризуется высокой степенью терпимости, учитывающий обычаи и традиции казахского народа. Поэтому, с момента его распространения. «традиционный ислам» в нашей стране представляет собой своеобразный гармоничный «синтез» (сочетание) ханафитского мазхаба, доисламских верований в Казахстане и традиций казахов. Каждый народ имеет свою уникальность в приспособлении и выживании в труднейших климатических условиях, чем мы и обязаны своим предкам, за их великий багаж опыта, оставленный нам, благодаря которому мы выжили. Наш народ не поклоняется могилам, мы выражаем предкам свое глубокое почтение и благодарность. Для казахской традиционной культуры гармоничные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, понятие семьи были и являются фундаментальной основой существования всего казахского народа. Религии, направленные на добрые дела, не представляющие угрозу для других и безопасности страны являются ценными для всех. Какую религию выбрать и исповедовать – это Ваш самостоятельный выбор. Конституция РК даёт Вам право выбора на свободу вероисповедания.


Вопрос: Гость*

Почему мы говорим только о мусульманине , а не мусульманке, из-за этого в обществе сложилось понятие что Ислама придерживаться должны только мужчины, а женщинам там нет места. Ведь все упирается на женщину, она воспитывает будущее поколение. А то будут у нас дети, дочери, которые когда нибудь будут ходить прикрыв лишь себя лоскутком ткани, не стыдясь ни кого. к этому все идет. Мои пожелания побольше вести лекции и беседы, конференции на тему Женщина в Исламе. Заранее спасибо. Извините, если не так написала.

Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Мы учтём Ваше пожелания, по поводу активизации работы на тему «Женщина в Исламе».


Вопрос: Гость

Почему Вы не ведете работу с нашим обществом, в том плане, что со временем появится больше девушек мусульманок, нужно перестраивать наше общество к этому, чтобы они привыкали к ним. А Вы наоборот ущемляете права мусульманок. Почему бы им так не одеваться. Это же намного лучше. чем видеть девушек, у которых открыто все всем на обозрение (общество это считает правильным), почему бы нам не открыть центры которые учат родителей и их детей (особенно, дочерей) жить и одеваться согласно нравственным нормам и этикету.

Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Казахские женщины никогда не были ущемлены своим обществом. Уважение к старшим, миролюбие и терпимость, которые закладываются в детстве, является основной национальной чертой казахов. Были бы признательны, если бы Вы стали одной из активных участниц по просвещению культуры одежды, возрождению и сохранению казахской национальной одежды.


Вопрос: Гость

Если мусульманину или мусульманке удобно читать литературу про Ислам на русском языке (так как на казахском языке не очень понятно), то он тоже считается салафитом. (Вы говорили об этом на лекции, я присутствовала там)?

Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Каждый гражданин вправе читать литературу на доступном ему языке.


Вопрос: Гость

Получается по мнению наших родителей, аксакалов девушка одетая в хиджаб считается "салафиткой" (извините если не правильно написала), то есть наше общество вообще не хочет поддерживать девушек мусульманок?

Ответ: РНПЦИМиМП ПГУ им.С.Торайгырова

Конституцией РК, Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» закреплены нормы, согласно которых, каждый гражданин вправе исповедовать религию по своему выбору, если деятельность этого религиозного объединения не противоречит законодательным нормам.