Предлагаемый вашему вниманию обзор охватывает журналы по библиотечному делу, содержащие необходимую информацию в помощь библиотечным работникам.
Профессиональный журнал «Библиотека» со 100-летним стажем, традиционно актуален. №7 2011 года не является исключением. Данный номер посвящен анализу опыта работы различных библиотек, большое внимание уделено проблемам теории.
«О гуманизации общения, или как жить в гармонии с читателем» называется статья профессора Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств С.А. Езовой в рубрике «Деловое общение». Её многочисленные публикации всегда с интересом встречаются бибилотекарями.
Одной из актуальных проблем психологии общения является его гуманизация, что предполагает подход к человеку как к наивысшей ценности.
Что такое гуманные, гармоничные отношения? Проявление уважения, внимания к человеку, достижение взаимопонимания с партнером, умение выстраить контакт, выражение готовности к сопереживанию, сочувствию, дображелательность, искренность, естественность, справедливость, толерантность и т.д.
Так как эффективность библиотечной деятельности, и в частности библиотечно-информационного облуживания, обусловлена взаимоотношениями библиотекаря и читателя, гуманизация их – насущная потребность библиотечной сферы.
С точки зрения выдающегося американского психолога А. Маслоу, к важнейшим для личности потребностям относятся уважение и признание.
Положительные знаки внимания возвышают человека, улучшают его настроение, формируют доброе отношение к тому человеку, от кого они исходят.
Во взаимодействии библиотекаря и читателя имеют место все названные виды строуксов.
Через какие знаки внимания библиотекарь может управлять поведением читателя, привлекать или отталкивать, об всем побробно можно прочитать в этой статье.
В рубрике «Патриотизм – духовная крепость России» опубликована статья «Подвижник земли русской», посвященная великому полководцу, дипломату – Александру Невскому. Автор данной статьи, заместитель директора Нижегородской Областной детской библиотеки, Галина Пальгуева предлагает разработки мероприятий, проведенных в детских библиотеках области.
В 2008 г. на родине князя – в Переславле-Залесском – отмечали Александровские дни. В 2009 г. они проходили в Нижегородской области. В том же году в Ленинградской области стартовала долгосрочная Международная духовно-просветительская программа на 2010-2020 гг. «Александар Невский – имя Росии».
Автор рассказывает, что в детских библиотеках Нижегородской области в связи с проведением Александаровских дней все внимание было сосредоточено на вариантах пересказа исторических событий в биографии Александра Невского.
Между тем работа с этим именем необходима читателям не только для того, что-бы осветить факты, свидетельствующие об его полководческих или дипломатических талантах и действиях.
Ещё один немаловажный вопрос: с какого возраста нужно начинать знакомство с Александром Невским? Ответ – с младшего.
Маленьким читателям Александра Невского можно представить былинным богатырем, похожим на Илью Муромца и Добрыню Никитича, стоящим на страже руских земель. Читателям постарше – полководцем и дипломатом. Со страшеклассниками уже можно говорить о роли великого князя в объединении русских земель.
Знакомство с различными историческими версиями жизни и подвигов Александра Невского осуществляется в библиотеках во время проведения Дней информации, литературно-исторических путешествий, презентаций книг, которые способстуют привлечению новых читателей и прививают лобовь к чтению исторических книг, художественной литературы.
Цель автора – подсказать варианты более эффективного использования традиционных и пути поиска новых библиотечных форм работы.
«Счастье жить и учиться в мирное время» называется статья Марины Макарьевой, главного библиотекаря Областной детской библиотеки г. Астрахань.
Война... Кажется, само это слово обозначает горе, слезы, разлуку. Время всё дальше отдаляет нас от трагической и героической страницы в истории. Но интерес к ней не ослабевает, ибо Победа не ушла в прошлое. Проходят годы, но не теряет воспитательного значения все то, что связано с подвигом отцов и дедов. В этом, безусловно, помогают книги о Великой Отечественной войне. Автор рассказывает о том, что сотрудники Областной детской библиотеки к годовщине Великой Победы в библиотеке проводили литературный марафон «Дети читают книги о войне». Основная идея марафона – приобщить детей к чтению художественной литературы о Великой Отечественной войне и помочь им через творческие работы выразить собственное уникальное понимание художественного произведения, поделиться своими чувствами. В рамках марафона проводились громкие чтения, акция «Письмо ветерану», разработана электронная презентация «И память о войне вам книга оставляет».
В канун Дня Победы состоялось подведение итогов литературного марафона, звучали песни, на экране телевизора демонстрировались фотографии огненных лет, на выставке рядом с книгами были представлены отзывы и рисунки ребят.
Литературный марафон показал, что ребята всех возрастов с интересом читают книги о Великой Отечественной войне, ведь за каждой строкой – беззаветный героизм людей, их отвага и стойкость.
Думаю, каждый библиотекарь может проводить подобный марафон в своей библиотеке, ведь такие мероприятия помогают ребятам понять, какой огромной ценой завоевано счастье жить и учиться в мирное время.
В рубрике «На международной орбите» представлена статья «Передача опыта без границ». Авторы статьи Владимир Клюев, заведующий кафедрой Московского государственного университета культуры и искусств и Марина Захаренко, заместитель директора по профессиональным и общественным связям Российской государственной библиотеки для молодежи рассказывают о поездке в Китай российско-украинской делегации. В марте 2011 г. почти две недели делегация провела в Китае, побывав в шести городах (Пекин – Сиань – Нанкин – Сучжоу – Ханчжой – Шанхай) и посетив разнотипные библиотеки: Национальную библиотеку Китая, Главную библиотеку провинции Шаньси, Библиотеку Всекитайского университета науки и технологий, Шанхайскую городскую.
В работе «Библиотура-2011» выездного мобильного инновационного семинара-практикума «Современные технологии организации и управления библиотечно-информационной деятельностью» приняли участие: 19 ведущих специалистов из России и Украины.
В программе – изучение опыта сотрудничества учреждений трех стран, проектного развития библиотечно-информационной деятельности, использования и внедрения современных управленческих подходов к организации билиотечной работы, особенностей применения информационно-коммуникационных технологий, презентация инновационных идей и новаторских концепций участников семинара.
Авторы делятся впечатлениями за 11 дней пребывания в Поднебесной: об устремленной в будущее стране, и о ее технологически развитом библиотечном деле...
Прочитав эту статью, вы можете ознакомиться современными многофункциональными библиотеками Китая, с необычной архитектурой, просторными залами и «Как ценят там зание и библиотеки!», исповедуют культ знаний и энтузиазм труда.
Следующий профессиональный журнал «Библиотечное дело» №16 этого года начинается с рубрики «Пешком в историю». Тема истории всегда привлекает внимание читателей. На этот раз достойное место в этой рубрике заняла статья «Горит Цветаевский костер» Людмилы Пахомовой, журналиста Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-запедника.
Август 1941 года навсегда связала небольшой прикамский город Елабуга с именем Марины Цветаевой. Именно здесь трагически оборвалась жизнь этой удивительной русской поэтессы.
Долгие десятилетия дом, в котором закончилась жизнь Марины Цветаевой, находился в частном владении. В 1992 году неподалеку от него открылся небольшой цветаевский музей, который через пять лет вошел в состав Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Как создавали музей-заповедник, какую помощь оказывали сотрудники библиотеки в поиске произведений авторов этого периода, из каких источников пополняли книжный фонд музея, обо всем можете узнать прочитав эту статью.
Следующая статья в этой же рубрике называется «Работа для вечности». Автором данной статьи является наша соотечественница, Кульназия Бодиховна Аманжолова, ведущий научный сотрудник научного центра «Отырар кітапханасы» Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, г. Астана. Статья посвящена наследию Алкея Маргулана. Алкей Хаканулы – ученый, обладавший глубокими познаниями в различных областях науки. Он был литератором, историком, тюркологом, археологом, искусствоведом и путешественником-этнографом – явление, редко встречающееся в одном человеке.
В научном центре «библиотека Отырар» при Евразийском Национальном Университете имени Л. Н. Гумилева хранятся мемориальные книжные фонды деятелей науки, искусства и литературы Казахстана. Ученые университета, исследователи и студенты имеют возможность работать с личными книжными фондами выдающихся ученых и писателей.
Научные труды Алкея Маргулана тоже хранятся в его мемориальной библиотеке, насчитывающей около 700 книг.
Как нельзя лучше ученого характеризует слова главы государства Н. А. Назарбаева: «Благодаря открытиям, сделанным А. Х. Маргуланом, Казахстан начали называть колыбелью древней культуры Евразии. Академик А. Х. Маргулан – великий ученый, гражданин и гуманист».
Прочитав эту статью полностью, вы, можете ознакомиться литературным наследием ученого и всесторонне изучить вклад знаменитых ученых в его развитие.
Так же в этой рубрике опубликована статья «Первый советский «менеджер культуры» посвященная к столетию министра культуры СССР Е. А. Фурцевой, «Многоликий остров Сахалин» – о краеведческой работе Сахалинской областной универсальной научной библиотеки и др. Данный номер журнала является бесценным материалом для широкого круга библиотекарей в краеведческой работе.
№17 журнала «Библиотечное дело» освещает тему гумманизма. Еще в середине ХV века во Франции появилась первая Гуманистическая библиотека. Это были времена открытия человеческой индивидуальности. Гуманизм в русской традиции чаще ассациируется не с эстетической, а нравственно-этической направленностью.
Как изменилось мировоззрение и гуманистическое сознание человека на рубеже ХХ-ХХІ веков. Об этом рассказывается в статье «Человек хорош, обстоятельства плохи», Марии Черняк, профессора кафедры новейшей русской литературы Российского государственного университета им. А. И. Герцена, доктора филологических наук.
Статья Аркадия Васильевича Соколова, профессора, доктора педагогических наук, из г. Санкт-Петербурга называется «Библиотечный гуманизм и гуманистическая миссия библиотек в информационном обществе».
Автор предлагает формулу библиотечного гуманизма и обосновывает необходимость гуманистического воздействия библиотек на технократическое информационное общество.
Другой автор, Сергей Басов, в статье «Гуманизм: в поисках безупречной системы ценностей», рассмаривает гуманизм в свете современных этических норм и современного законодательства.
Слова «гуманизм», «гуманизация» в последнее время звучат повсеместно. Но что же они значат применительно к библиотеке как общественному институту, к библиотечной деятельности? Что понимается под загадочной «гуманистической миссией» библиотек? Прочитав эти статьи, можно получить ответ на эти вопросы.
Читать или не читать? Почему дети читают все меньше? Как заставить ребенка читать? Эти и многие вопросы освещены в 18-номере журнала «Библиотечное дело».
Ответы на эти вопросы ищут всем миром – родители, педагоги, библиотекари. Не хочется повторять прописные истины про компьютер и Интернет, и прочие страшилки нашего века.
В данном номере можно выделить наиболее интересные статьи: Юлии Мелентьевой «Некоторые аспекты чтения детей в России в 20-е годы ХХ века», где отражены проблемы чтения детей ХХ века, история чтения; Надежды Кесаревой «Зачем нужны «плакательные» книги?», здесь автор размышляет о чтении классической литературы школьниками начальных классов, пытается ответить на вопросы: «Как пробиться к сердцу современного подростка, как определить, что его взволнует, что тронет? Как найти тот вымысел, над которым он сможет «облиться слезами»? В статье Галины Капустиной и Натальи Строило «Великая это радость – жить на земле читателем», авторы делятся опытом и способами достижения успеха в деле привлечения детей к чтению и предлагают программы художественно-эстетического воспитания детей и подростков «От удивления к восхищению», программу совместного читательского общения родителей и детей «Войдем в мир книги вместе», патриотический проект «Помним, храним, дорожим», программы летнего чтения «Книжный дождь», «Летний колейдоскоп», «Летним днем в гостях у книжек», «Лето вместе с книгой» и др. В целом номер полезен для всех библиотекарей, так как привлечение читателей к чтению книг является основной задачей всех библиотек.
Составитель: Ергожина А.Т.,
библиотекарь высшей категории НМО