Сегодня мы начинаем рубрику, название которой заимствовано из стихотворения известного поэта «золотого века» русской поэзии Алексея Константиновича Толстого (1817-1875). Чтобы понять смысл рубрики, приведем текст произведения А. К. Толстого:
Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре
О, не грусти, ты все мне дорога!
Но я любить могу лишь на просторе —
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега.
Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,
И лишь на землю к нам ее светила
Нисходят порознь редкие лучи.
И, порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струею хладной
И говорят, качаяся, цветы.
И любим мы любовью раздробленной
И тихий шепот вербы над ручьем,
И милой девы взор, на нас склоненный,
И звездный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольем.
Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще — неволя недолга, –
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!
Как видим, стихотворение раскрывает суть жизни Вселенной – любовь – в самом широком смысле: любовь к жизни, к природе, к человеку. Любовь, не знающая границ. Любовь, которая лежит в основе создания мира и определяет все его бытие. Любовь Создателя, которая и стала движущей силой акта творения («Когда Глагола творческая сила// Толпы миров воззвала из ночи,// Любовь их все, как солнце, озарила»). Любовь человека как венца творения ко всему окружающему миру и к своему Творцу.
В нашей рубрике будут публиковаться произведения, созданные студентами кафедры русской филологии ПГУ им. С. Торайгырова. В учебном плане специальности у студентов-филологов есть дисциплина «Литературное творчество», в рамках которой обучающиеся на основе выявления творческой специфики представителей русской и мировой классики творят собственные художественные тексты разных жанров малой формы – лирические (стихотворения в прозе), эпические (рассказ, новелла, очерк), драматургические (сценка и т.п.). Сразу оговоримся, что мы сознательно избегаем стихотворных опусов, не желая плодить графоманов: при всей возможности научить любого писать в рифму стихотворная форма слишком сложна, она требует соблюдения не только рифмы и стихотворного размера, но и глубинного единства возвышенного содержания и адекватной ему формы. Четко определил разницу между рифмоплетами и поэтами значимый поэт начала Х1Х века К. Н. Батюшков: «Поэты есть у нас, есть скучные врали;// Они не в верх летят, не к небу, но к земли». Настоящий поэт обязательно духовно устремлен ввысь.
В рубрике будут представлены лучшие образцы студенческого слова, которые несут в себе ту самую любовь, о которой мы писали выше.
Начнем с произведений студентки 4 курса гр. Фил(р)-402 Т. Дорошенко. Тексты Татьяны, написанные год назад, отличаются особым лиризмом (независимо от литературного рода, в котором она творит), чуткостью восприятия мира, тонкой душевной организацией, вдумчивостью в происходящее с ней и с окружающими, легкой грустью. Итак, знакомьтесь.
Иост О.А., профессор кафедры русской филологии.
Новелла
Я часто просыпаюсь по ночам. Мне снится, что я снова одна всеми забыта, покинута – вздрагиваю и просыпаюсь от ужаса, а напротив спит он: ресницы чуть подрагивают в свете уличных фонарей, светящих прямо в окно. Он тоже видит сон, надеюсь что-то приятное, прижимаюсь поближе и засыпаю вновь.
Он часто не высыпается: что-то пишет допоздна или читает свои книги, никогда не понимала их прелести, мне только нравится, как они пахнут и шуршат, а вот содержание не для меня, он иногда читает мне вслух, но от этого я только быстрее засыпаю.
По утрам его будит мерзкий звук будильника, он открывает глаза и закрывает их снова, будто надеется, что этот звон сжалится и разрешит ему поспать еще. По утрам он особенно забавный: потирает глаза, зевает, возится в ванной, пока я его не позову, а потом мы завтракаем. Я съедаю первой и наблюдаю за тем, как ест он, уверена, что он никогда не думает о еде, даже когда ест, его мысли где-то... эх, если бы я только знала где..., мне безумно хочется быть с ним даже в его мыслях. С тех пор, как мы познакомились, прошло 2 года, и на протяжении этих двух лет - он и только он - мой смысл. Самый добрый и заботливый, я обязана ему жизнью, именно поэтому не претендую на то, чтобы он был со мной 24 часа в сутки, хоть мне и очень хочется, я все понимаю: я не его смысл и никогда не буду им, но я рада быть хотя бы частью его жизни. Зовет меня, и я тут же забываю обо всем, подхожу к нему медленно, сдерживаю себя, чтобы не побежать, он не должен знать, что я чувствую к нему. Улыбается и обнимает меня, а потом, вспомнив о чем-то или очнувшись, быстро собирается и, позвякивая ключами, уходит, а я остаюсь ждать - его я могла бы ждать вечно.
Бывают дни, когда он остается, иногда в такие дни к нему приходят друзья, у меня нет своих, поэтому его друзья стали и моими, они ничего от меня не скрывают и обсуждают любые темы при мне. Некоторых его друзей я люблю больше, чем других, они вкусно пахнут и приносят гостинцы.
Весь день занимаюсь делами, да, у меня тоже есть дела: навожу порядок в доме, мне нравится, как он глубоко вздыхает, когда видит мои старанья и в раздумьях чешет свою голову - ради такого я готова стараться.
А когда подходит время, сажусь у окна и высматриваю его походку среди тысяч других. Вон он! Идет! Несусь к двери и жду, пока ключи звякнут в замке.
Любимый звук, символизирующий, что он наконец дома.
– Привет, Серафима, ждала?
–Мяу!
Жизнь и смерть
Рука соскользнула по морщинистому лбу, смахивая седые волосы:
– Расскажи, расскажи еще, – слышался умоляющий шепот молодой девушки.
Старушка улыбнулась, добавляя морщинок вокруг бездонно голубых глаз, наполненных мудростью и неугасаемым огнем любви, на которую способны лишь сердца, пережившие много боли:
– Да что тут рассказывать, внученька? Тяжело было тогда жить, а умирать сейчас еще тяжелее.
– Не говори так, – возразил сдавленный шепот.
– Помню, когда мне было столько же сколько и тебе сейчас, молодые совсем не думали о смерти. Люди гибли прямо на глазах от голода и холода, в день приходили сотни похоронок и почти с каждого двора слышался плач о погибшем. А я почему-то совсем не думала о смерти, наверное, потому что человек ко всему привыкает, и к ее незримому присутствию тоже.
Мы танцевали, танцевали под дальний грохот снарядов, на холодном полу босые, в лохмотьях, мы глотали морозный воздух ртами, неделями не чувствующими пищи, так жадно, что холод обжигал легкие, но жизнь горячим потоком струилась в нас, – старуха рассмеялась – А сейчас? Посмотри на меня сейчас, разве я живу? Разве это жизнь? Мне бы танцевать, танцевать, вот только ноги отказали... да, – протянула она – тело подводит, а вот душа, внученька, все еще готова танцевать. Поколение у нас такое: мы танцуем под звуки смерти, – бабушка уже не улыбалась. Она замолчала, прикрыв глаза от усталости и заснула.
Девушка, почувствовав это, поправила одеяло, поцеловала бабушку, выключила лампу у ее изголовья и вышла, прикрыв дверь.
В эту ночь старушке приснится чудесная мелодия где-то вдалеке, и она танцующей походкой пойдет на звук.
В эту ночь девушка не уснет до самого утра, размышляя о смерти, а наутро обнаружит тело, покинутое душой, освобожденной, чтобы танцевать в вечности.
Татьяна ДОРОШЕНКО
«Білік» №4 (194), 30 наурыз 2017 жыл.