Специальности
Кафедра ведет образовательную деятельность студентов по специальности
5В010800 – Физическая культура и спорт (Образовательная программа).
Целью образовательной программы подготовки бакалавров образования по образовательной программе 5В010800 – Физическая культура и спорт" является формирование профессиональных компетенций, необходимых для педагога новой формации (в условиях обновленного содержания образования), обладающего высокой социальной и гражданской ответственностью, способного решать научно-педагогические задачи и проблемы сохранения и укрепления здоровья в процессе обучения и воспитания учащихся образовательных учреждений.
Формы и сроки обучения:
1. Очная и заочная на базе среднего профессионального образования (сокращенная) – срок обучения не менее трех лет
2. Очная на базе общего среднего образования (после школы) – срок обучения 4 года по очной форме обучения.
3. Заочная на базе высшего образования (второе высшее) – срок обучения не менее двух лет.
Образовательные программы
Кафедра осуществляет деятельность по одной образовательной программе специальности 5В010800 - Физическая культура и спорт.
1.1 Сфера профессиональной деятельности
Сферой профессиональной деятельности бакалавра специальности 5В010800 Физическая культура и спорт являются:
- физическая культура;
- физическое воспитание;
- спорт (массовые виды спорта, детско-юношеский спорт, параолимпийский спорт);
- физическая рекреация;
- оздоровление населения средствами физической культуры и лечебной физической культуры;
- адаптивная физическая культура.
1.2 Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности бакалавров специальности 5В010800 - Физическая культура и спорт является педагогический процесс по реализации систем физической подготовки, физического воспитания, спортивной тренировки, рекреации, реабилитации в следующих организациях:
- государственные, общественные, частные образовательные учреждения, (дошкольные, школьные, средние профессиональные учебные учреждения), детские спортивные школы и клубы;
- фирмы, государственные учреждения, органы управления физической культурой и спортивной деятельностью;
- научно-исследовательские учреждения физкультурного, спортивного и медико-биологического профиля, разрабатывающие проблемы физического и психического здоровья.
1.3 Предметы профессиональной деятельности
Предметы профессиональной деятельности бакалавра специальности 5В010800 - Физическая культура и спорт:
- преподавание;
- воспитание;
- спортивная тренировка массовые виды спорта;
- физкультурно-оздоровительная, рекреативная деятельность;
- коррекционно-развивающая деятельность;
- научно-методическая работа;
- проектирование инновационных технологий;
- организация спортивных мероприятий и массовых, праздничных спортивных выступлений.
1.4 Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности «Физическая культура и спорт» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
образовательная (педагогическая) деятельность бакалавра характеризуется:
образовательная (педагогическая) деятельность бакалавра характеризуется:
- проведением научно-обоснованного процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, средних школах, профессиональных учебных заведениях и различных организациях, использующих физическую культуру и массовые виды спорта для укрепления здоровья, совершенствования форм тела посредством физических упражнений, применения гигиенических мероприятий и использованием естественных сил природы, повышающих физическую работоспособность, проведением активного досуга и рекреации;
организационно - управленческая деятельность определяется:
- организацией и проведением педагогической деятельности по физической культуре и спорту в учебно-воспитательных структурах школьного образования; проведением спортивных праздников и судейства соревнований;
- организацией физкультурно-оздоровительной работы в школьных и дошкольных учебных заведениях, колледжах, средних профессиональных учреждениях образования, в коллективах физической культуры, детско-юношеских спортивных школах и спортивных клубах во внеурочное время, а также в период функционирования летних спортивно-оздоровительных школьных лагерей и туристических баз.
- выполнением административной работы в государственно-управленческих структурах по физической культуре в качестве методиста, инструктора по ФК, администратора, зав. кабинетом, помощника по делам физической культуры и др;
- научно-исследовательская деятельность связана с проведением научных исследований в области физической культуры в общеобразовательных и научных лабораториях, учреждениях, в детских спортивных школах, клубах по рекреации и реабилитации спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой; проектная деятельность связана с разработкой тренажерного оборудования, оказания консультативной помощи при проектировании спортивных сооружений, площадок, спортивных снарядов и инвентаря;
- организационно-технологическая деятельность связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых технологий обучения по физической культуре, а также технических средств, тренажеров с целью подбора оптимальных режимов обучения и воздействия на организм учащихся, лиц различного возраста, пола, уровня здоровья и физической подготовки;
- тренерская (спортивная) деятельность характеризуется научно-обоснованным планированием, контролем, коррекцией функциональной, физической, технико-тактической, психологической, интеллектуальной сторон подготовленности организма и спортивных достижений, воспитанием морально-волевых качеств, патриотизма у лиц различного возраста, пола, спортивной квалификации занимающих спортом с целью достижения высоких спортивных результатов без ущерба здоровью, укрепления и сохранения здоровья занимающихся физической культурой;
- организационная деятельность связана с проведением и судейством соревнований по физической культуре и спорту спортивных праздников в учебных заведениях, клубах, учреждениях.
1. 5 Функции профессиональной деятельности
Основные функции бакалавра физической культуры и спорта связаны с проведением воспитательной, образовательной, спортивной, оргмассовой и оздоровительной работы в качестве:
- учителя физической культуры и физического воспитания;
- тренера по виду спорта – с организацией и проведением работы в группах по видам спорта в дошкольных и школьных учебных заведениях, спортивных школах; обеспечением тренировочного процесса научно-обоснованными средствами и методами тренировки и реабилитации; эффективным управлением функциональным состоянием организма спортивной подготовленностью и результатами выступлений спортсменов ДЮСШ;
1.6 Типовые задачи профессиональной деятельности:
уметь
- вести просветительную работу по ФКиС, ЗОЖ, использовать способы повышения знаний в области физической культуры личности и здорового образа жизни;
- внедрять способы всесторонней гуманизации, оптимизации и гармонизации физического развития; духовного богатства, моральной чистоты, идеалов олимпийского образования; воспитания любви и преданности родине граждан Республики Казахстан;
- работать в качестве организатора спортивных соревнований и их судейства, проведение праздников по массовой физической культуре и спорту;
- планировать, контролировать, корректировать уровни подготовленности занимающихся физической культурой и видами спорта с целью достижения высокого спортивного результата; повышения резервных адаптационных возможностей организма и устойчивости его к воздействию различных факторов внешней среды (повышенной, пониженной температуры, среднегорья, высокогорья, водной среды и других факторов), физических нагрузок с учетом индивидуального режима жизни, тренировок в соответствии с требованиями гигиены;
- развивать и совершенствовать физические, волевые качества;
- организовывать целенаправленно учебный-тренировочной процесс, научно-обоснованно управлять процессом подготовки спортсменов и спортивными результатами без вреда для здоровья, повышать уровни физической работоспособности, индивидуального фонда двигательных способностей, умений, навыков с целью достижения физического совершенства и поддержания здоровья;
- владеть средствами, методами многолетнего сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни; приобщения населения к занятиям физической культурой и спортом; развития двигательных навыков, необходимых в труде и повседневной жизни.
1.7 Направления профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта:
- педагогическая (образовательная);
- тренерская (спортивная);
- организационно-управленческая;
- производственно-технологическая;
- сервисно-эксплутационная;
- расчетно-проектная;
- экспериментально-исследовательская.
1.8 Содержание профессиональной деятельности.
Содержание профессиональной деятельности бакалавра физической культуры и спорта включает такие направления деятельности в сфере физической культуры и спорта, как педагогическая (образовательная), тренерская (спортивная), организационно-управленческая, производственно-технологическая, методическая, сервисная, проектная, экспериментально-исследовательская, научно-исследовательская в области физической культуры и спорта, каждая из которых характеризуется следующими признаками:
• педагогически - образовательная деятельность в качестве учителя, тренера направлена на формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний в области по физической культуры личности привития (мотивационно-ценностного и здоровьесберегающего отношения к здоровью;
• педагогически-воспитательная направленность деятельности учителя-тренера ФКиС связана с воспитанием личности по проявлению самостоятельности, преодолению трудностей, воспитанию воли, формированию ценностных ориентаций, соблюдения общечеловеческой и спортивной этики и др.
• педагогическая спортивно – оздоровительная деятельность связана с процессами:
- планирования и организации учебного и учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию и видам спорта, с контролем за его эффективностью, с учетом уровня подготовленности;
- организации психологической подготовки занимающихся физической культурой и спортом спортсменов и команд, проведения психодиагностики свойств личности, ситуационного управления подготовкой; разработки спортивно-нормативных документов;
- использование как общепринятых методов, так и их научно-методической разработкой, с внедрением инновационных методик и технологий в учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию, спортивной тренировке, с целью совершенствования физического здоровья, физической подготовленности, спортивных достижений всех слоев населения и спортсменов высокой квалификации;
• психолого - педагогическая деятельность направлена на:
- проектирование педагогического процесса, программ развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности; научно-исследовательской; организационно-воспитательной; коррекционно-развивающей; культурно-просветительской; консультативной, обеспечивающей построение межличностных и деловых отношений к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой и др;
• тренерская деятельность связана:
- с научно-обоснованным отбором, планированием, контролем, коррекцией функциональных возможностей, физической, технико-тактической, психологической, интеллектуальной сторон подготовленности спортсменов, учебно-тренерской работой, направленной на достижение высоких спортивных результатов, воспитанием морально-волевых качеств, патриотизма у лиц различного возраста, пола, спортивной квалификации с целью достижения высоких спортивных результатов без вреда для здоровья занимающихся;
- с использованием видов спорта для оздоровления всех слоев населения, пропаганды здорового образа жизни, социальной и спортивной, адаптации лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
• спортивно-судейская организаторская деятельность характеризуется :
- проведением и судейством соревнований по физической культуре и спорту, спортивных праздников в учебных заведениях, клубах и других учреждениях.
- организацией и проведением соревнований по видам спорта.
1.9 Требования к ключевым компетенциям бакалавра физической культуры и спорта.
Бакалавр по физической культуре и спорту должен
иметь представление:
- о всеобщих законах природы, общества, познания, исторической обусловленности, нравственных требований и норм, осмысления и восприятия искусства и художественного творчества как общественного исторического явления и возможности его использования для процессов гуманизации спорта;
- о научных, философских, религиозных основах мироздания, назначении и смысле жизни человека, заботе о своем здоровье и общества в целом, о роли физической культуры и спорта в жизни и культуре общества как средства физического воспитания, укрепления здоровья, и как фактора духовных, нравственных устоев личности человека;
- об образовательном, воспитательном и оздоровительном значениях физической культуры и спорта, в области нравственности, привития любви к Родине и уважения ко всем народам, о роли спорта во взаимоотношениях с другими государствами;
- о целях, задачах, принципах, средствах, методах и формах воспитательной, оздоровительной и спортивной работы на уроках физического воспитания, в учебно-тренировочном и соревновательном процессах;
знать:
- компьютерные методы сбора, хранения, обработки информации и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности;
- лексический минимум одного из иностранных языков и уметь вести диалог, беседу общего и профессионального характера, осуществлять переводы иностранной литературы в области физической культуры и спорта;
- общие и специфически функции физической культуры, разновидности и структуру физической культуры в обществе, целенаправленность основных сторон процесса физического воспитания;
- роль физической культуры в системе воспитания детей дошкольного, школьного возраста, молодежи, людей среднего, пожилого и старческого возраста;
- историю развития спорта, его сущность, функции, формы, условия функционирования в обществе, тенденции развития, основы системы спортивной подготовки и соревнований, структуру спортивной тренировки, основные стадии и этапы многолетней подготовки спортсменов;
- логику развертывания теоретического исследования, общенаучные и интегративные подходы к научным исследованиям по физической культуре и спорту;
- медико-биологические и психолого-педагогические особенности занятий физической культурой, массовыми, избранными и базовыми видами спорта, культивируемыми в школах;
- системы, функции, теоретические, экономические, правовые и организационные основы управления физической культурой и спортом, школы научного управления физической культурой и спортом и ее современные модели, особенности развития современного профессионального спорта;
- принципы построения, теоретические основы, нормы расчета планирования и размещения спортивных сооружений для различных видов спорта и физкультурных оздоровительных комплексов;
- этнопедагогику и этнопсихологию, народно-национальные игры, спорт, физические упражнения казахского и других народов;
уметь:
- методически обоснованно планировать, контролировать и управлять процессом физического воспитания, уровнем спортивной подготовки (физической, технической, тактической, психологической, функциональной и физиологической), здоровьем лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации, в разных условиях внешней среды;
- добиваться высоких спортивных результатов, оптимальной физической работоспособности и совершенствования резервных возможностей организма с учетом закономерностей индивидуальной адаптации организма;
- осуществлять организационно - массовую работу в различных звеньях физкультурного движения; планировать развитие физической культуры и спорта, программно-методическое обеспечение занятий по физической культуре и спорту;
- пропагандировать здоровый образ жизни и занятия физической культурой и спортом;
- научно организовывать менеджмент и маркетинг на разных уровнях управления физической культурой и спортом как эффективное средство оздоровления организма;
- проводить педагогические исследования, комплексный контроль количественных и качественных показателей, математико-статистических данных с оцениванием и анализом, количественных и качественных показателей, осуществлять анализ результатов измерений с использованием, педагогических, психологических и медико-биологических методов исследования;
иметь навыки:
- по планированию, контролю и управлению процессом физического воспитания, спортивной подготовки (физической, технической, тактической, психологической и функциональной), здоровья у лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации в разных условиях внешней среды;
- обучения, показа (демонстрации) технико-тактических действий движений, физических упражнений и их анализа;
- применения медико-биологических, психолого-педагогических, статистических методов исследования;
- использования средств, методов обучения спортивных тренеров с учетом различного возраста, пола, спортивной квалификации;
- анализа адекватности физических нагрузок физиологическим возможностям организма в зависимости от возраста, пола, уровня спортивной квалификации;
- использования методик спортивного отбора, прогнозирования, моделирования, мониторинга;
быть компетентным:
- в вопросах, стоящих перед физической культурой по воспитанию, образованию, оздоровлению населению, организации спортивной подготовки с лицами различного возраста, пола, спортивной квалификации;
- в вопросах использования инновационных технологий по физической культуре и спорту, связанных с обучением, воспитанием, оздоровлением, спортивной тренировкой;
- в особенностях воздействия средств и методов, физического воспитания на функциональные психологические физические и адаптационные возможности организма;
- в вопросах оптимизации физической и спортивной подготовки, рационального использования природных условий внешней среды, средств психолого-педагогического и медико-биологического контроля;
- в особенностях организации, планирования, контроля, управления тренировочным процессом, уровнем спортивной подготовки (физической, функциональной, технической, тактической, психологической), здоровьем лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации в разных условиях внешней среды;
- в использовании средств и методов совершенствования резервных возможностей организма, оптимизации физической работоспособности, направленных на достижение высоких спортивных результатов, без причинения вреда здоровью занимающихся;
- в осуществлении организационно - массовой работы в различных звеньях физкультурного движения, в программно-методическом обеспечении физической культуры и спорта, в планировании, прогнозировании координации и развития физической культуры и спорта в стране;
- в пропаганде здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом;
- в организации менеджмента и маркетинга на разных уровнях управления физической культурой и спортом.
2. Основные общенациональные цели образования и иерархия целей по циклам дисциплин
Основные образовательные цели государства в сфере физической культуры и спорта связаны с решением проблем:
- формирования основы для развития общенационального приоритета образовательной системы;
- определения стратегических приоритетов в развитии образования, направленных на повышение качества образования, опережающей подготовки высококвалифицированных кадров, гибкости и мобильной адаптации;
- формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, позволяющей интегрироваться в мировое образовательное пространство;
- удовлетворения потребностей личности и общества для получения качественного профессионального образования, профессиональной компетенции.
Иерархия целей по циклам:
целью циклов по общеобразовательным дисциплинам является:
- повышение общеобразовательного уровня, формирование научного мировоззрения о развитии природы и общества;
- овладение разговорным казахским (русским), иностранными языками, экологической культурой;
- освоение методических и прикладных вопросов, позволяющих решать практические вопросы специальности «Физическая культура и спорт».
Физическая культура - цель дисциплины в вузе обеспечить оптимальный уровень знаний, умений и навыков по развитию психологических, физиологических резервов организма, физических качеств, позволяющих поддерживать физическую работоспособность и здоровье студента в достижении высоких спортивных результатов при занятии спортом.
Целью циклов базовых дисциплин является создание фундаментальных теоретических и методологических основ, повышающих общий образовательный уровень в области естественных и педагогических наук, позволяющих успешно освоить прикладные профессиональные дисциплины специальности.
Целью циклов профессиональных дисциплин является:
- дать полноценные, интегрированные знания с базовыми дисциплинами, сформировать умения, навыки и высокую профессиональную компетентность в области физического воспитания, методик преподавания видов спорта, контроля и коррекции подготовленности школьников и спортсменов, необходимых преподавателю-тренеру по избранному виду спорта или специализации, согласно перечню образовательных программ;
- обеспечить конкурентоспособность на рынке преподавательских и тренерских кадров.
3. Требования к уровню образованности выпускников
3.1 Требования к общей образованности.
Бакалавр должен:
- владеть методами познания на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при исполнении профессиональных функций, методологией профессиональной деятельности, направленной на развитие педагогического творчества и формирования потребности к самообразованию;
- гуманитарной культурой, этическими, правовыми нормами, регулирующими отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;
- культурой мышления и умением на научной основе организовывать свой труд, анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
- государственным и русским языками в сфере профессионального и научного общения; грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику, глубоко изучать и развивать терминологию по физической культуре и спорту на государственном языке;
- обладать теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями, позволяющими ему работать в системе физической культуры (по физическому воспитанию, массовым видам спорта и спорту высших достижений, реабилитации в спорте);
- иметь способность приобретать новые знания при изменении направления профессиональной деятельности;
- владеть и уметь использовать методы смежных дисциплин при оценке степени воздействия средств физического воспитания на организм;
- быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность на английском языке.
3.2 Требования к социально-этическим компетенциям.
Бакалавру специальности «Физическая культура и спорт» необходимо:
- владеть общеинтеллектуальными умениями (гностическими, проектировочными, конструктивными, коммуникативными, организаторскими);
- быть компетентным в вопросах социологии образования, семьи, религии, спорта, социальной коммуникации в качестве потребителя, работника, собственника; уметь составлять экономические расчеты бюджета семьи, прогнозировать спрос, предложения на рынке услуг по физической культуре и спорту;
- иметь навыки по совершенствованию социальной ситуации;
- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных организаций и уметь их анализировать;
- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения в сфере физической культуры и спорта, о спортсменах как специфической социальной группе;
- понимать значение физической культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения, передачи социального опыта, базисных ценностях культуры;
- владеть методикой и техникой социологических исследований;
- знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, спортивную этику.
3.3 Требования к экономическим и организационно-управленческим компетенциям.
Бакалавр специальности «Физическая культура и спорт» должен:
- владеть основами экономической деятельности в сфере ФК и С и товарно-денежных отношений в ФК и С, принципами управления ФК и С, вопросами материально-технического и финансового обеспечения ФК и С, организацией ФК и С в зарубежных странах, подготовкой кадров и организацией работы в ФК и С, планированием и прогнозированием развития ФК и С;
- иметь представление об экономической оценке эффективности в ФК и С, о современном экономическом состоянии ФК и С в республике;
- знать о внешнеэкономической деятельности физкультурных и спортивных организаций, процессах международной политической жизни, политической обстановке, политическом процессе в Казахстане, его роли и статусе в современном политическом мире, о политическом значении спортивных достижений.
3.4 Требования к профессиональным компетенциям.
Бакалавр по специальности «Физическая культура и спорт» должен:
- владеть основами теории и практики различных систем физического воспитания и подготовки спортсменов как массовых разрядов, так и высокой квалификации;
- свободно владеть программным материалом физического воспитания и спортивной тренировки;
- выполнять нормативы спортивных разрядов (первого, второго) по избранному виду и по базовым видам спорта (второго, третьего);
- владеть методикой преподавания физической культуры и массовых видов спорта на всех уровнях существующей структуры образования;
- знать и физиологические и врачебные методы контроля за переносимостью физических нагрузок, средства восстановления, уметь применять их в физическом воспитании учащихся и в спорте;
- уметь научно-обоснованно управлять физическими и функциональными резервами организма для сохранения здоровья и демонстрации высоких спортивных результатов с соблюдением закономерностей адаптации организма;
- владеть основами знаний о строительстве спортивных типовых сооружений, с учетом нормативных требований к их оборудованию;
- ориентироваться в действующем законодательстве по вопросам физической культуры и спорта.
3.5 Требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей.
Бакалавр по специальности «Физическая культура и спорт» обязан быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, что обеспечивается следующими требованиями:
- знать историю физической культуры всех времен и народов мира, передовой опыт организации массовой оздоровительной, учебно-методической, спортивной работы за рубежом;
- быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность на иностранном языке;
- владеть методами познания на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при исполнении профессиональных функций;
- владеть методологией профессиональной деятельности, направленной на развитие педагогического творчества, формирование потребности к самообразованию;
- осуществлять гармонизацию отечественной системы образования и учебных программ с международной;
- развивать инновационные подходы в образовании;
- совершенствовать образовательные программы и информационные технологии;
- в процессе обучения осваивать дополнительные специализации;
- повышать уровень самообразования и творческого освоения знаний.
3.6 Требования к образованности по основным циклам учебных дисциплин по специальности «Физическая культура и спорт».
Цикл общеобразовательных дисциплин:
- знать теоретические и практические основы истории Казахстана, философии, иностранного, казахского (русского) языков, информатики и экологии в объеме, предусмотренном ГОСО;
- освоить социально-гуманитарные и естественно-научные основы знаний, необходимых для профессиональной деятельности (бакалавра) по физической культуре и спорту.
- совершенствовать общеобразовательный уровень, формировать научное мировоззрение о развитии природы, общества;
- овладеть разговорным казахским (русским), иностранными языками и экологической культурой;
- освоить методологические психолого-педагогические и медико-биологические прикладные вопросы, позволяющие решать научно-практические проблемы специальности «Физическая культура и спорт».
- обладать хорошим физическим здоровьем и высокой работоспособностью, позволяющими успешно выполнять учебную и производственную деятельность, которые возможно приобрести при регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Цикл базовых дисциплин должен обеспечить:
- создание фундаментальных теоретических и методологических основ, повышающих общий образовательный уровень в области естественных, педагогических наук, способствующих успешному освоению прикладных дисциплин специальности;
- владение знаниями по теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии физической культуры и спорта;
- глубокое владение знаниями естественнонаучных, медико-биологических и гигиенических особенностей организма; средствами и методами, позволяющими методически рационально осуществлять физическое воспитание и спортивную тренировку с учетом закономерностей развития механизмов организма.
Цикл профилирующих дисциплин:
- определяется углубленным изучением теоретических и методических основ по избранной специализации и совершенствованием в избранной специализации;
- связан с дальнейшим развитием и совершенствованием двигательных умений, навыков, технико-тактического мастерства, выполнением судейской категории, высокой профессиональной компетентностью; повышением спортивной квалификации по базовым и дополнительно избранным видам спорта;
- должен обеспечить владение методикой преподавания физического воспитания, видов спорта, необходимой преподавателю учебных заведений, тренеру по избранному виду спорта или специализации согласно перечню образовательных программ.
3.7 Требования к образованности по отдельным дисциплинам.
Философия, история Казахстана, казахский (русский) язык, иностранный язык, информатика, экология:
- иметь представление о естественно-философских и религиозных основах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
- уметь разбираться в закономерностях социокультурного развития и интерпретировать пути развития современной цивилизации;
- знать традиции национальной культуры и культуру народов мира;
- знать общественно-исторические обусловленности нравственности, ее происхождение, развитие и функционирование;
- знать основные направления деятельности суверенного государства Республики Казахстан, общественных движений и партий в области экономики, социального развития, культурного и научно-технического прогресса, взаимоотношения Республики Казахстан с другими государствами, внешнеполитическую деятельность в названных областях;
- владеть знаниями об объективных причинно-следственных связях исторических событий, явлений в истории Казахстана;
- усвоить закономерности развития исторического процесса, условия зарождения, функционирования политической системы бывшего советского государства, причины распада мировой системы социализма, объективные факторы распада СССР и образования новых независимых государств;
- владеть государственным и русским языками в сфере профессионального и научного общения; грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику, глубоко изучать и развивать терминологию по физической культуре и спорту на государственном языке;
- быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность на английском языке;
- на основе изучения экологии строить правильные взаимоотношения между человеком и окружающей средой;
- совершенствовать компьютерную грамотность, использовать в практике физической культуры и спорта компьютерную диагностику физического состояния;
- знать традиции национальной культуры и культуру народов мира. Дисциплины медико-биологической направленности: анатомия
человека, спортивная морфология и биомеханика физических упражнений, биохимия ФК и С, физиология человека (общая, возрастная физиология); Физиологические основы физического воспитании и видов спорта; спортивная медицина, гигиена физической культуры и спорта:
- иметь знания о строении организма человека, пропорциях и составе тела в зависимости от пола, возраста и режимов двигательной активности и уметь их использовать при отборе;
- изучить основные закономерности роста развития организма, интегральные и частные показатели биологического возраста, владеть методиками антропометрии и соматотипирования, знать морфологические критерии для спортивной ориентации и отбора;
- усвоить данные об адаптационно-структурных изменениях органов и систем, обусловленных мышечной деятельностью для компетентной оценки эффективности влияния применяемых физических нагрузок на организм;
- знать кинематику, динамику и энергетику двигательных качеств и управление движениями, биомеханические характеристики спортивно-технического мастерства;
- знать биохимические основы процессов жизнедеятельности при занятиях физической культурой и спортом; основные характеристики биохимического контроля при занятиях спортом, фитнессом и оздоровительными упражнениями;
- ознакомиться с биохимическими основами питания при занятиях физической культурой и спортом;
- изучить физиологические закономерности деятельности нервной, мышечной и сенсорных систем, а также систем вегетативного обеспечения в покое и при физической активности для получения базовых знаний о биологических возможностях человека и механизмах их реализации в разных условиях внешней среды;
- владеть знаниями о влиянии занятий физическими упражнениями и нагрузками и видами спорта по школьной программе на индивидуальное функциональное состояние организма, различать эти состояния с целью физиологического обоснования эффективности влияния их на организм, а в случае несоответствия предлагать корректировочные средства управления ими;
- знать особенности воздействий физических упражнений разной интенсивности и биоэнергетической направленности на организм в возрастном и квалификационном аспектах, для правильного адекватного подбора средств и методов спортивной подготовки с учетом индивидуальных адаптационных возможностей организма;
- владеть физиологическими методами исследования функций организма для определения особенности влияния физических нагрузок на показатели тренированности в покое, при выполнении стандартных и предельно-напряженных физических нагрузок в различных видах спорта, чтобы методически обоснованно управлять физической подготовкой и физиологическим состоянием организма;
- владеть методами и средствами управления учебно-тренировочным процессом и физической подготовкой занимающихся физической культурой и спортом на основе получаемой информации о физиологических резервах организма, особенностях их мобилизации и реализации при конкретной физической нагрузке;
- знать особенности развития заболеваний и спортивного травматизма и меры их профилактики при занятиях физической культурой и спортом и методику оказания первой неотложной доврачебной помощи;
- знать о методах проведения врачебно-педагогических наблюдений и особенностях их применения в тренировочном процессе;
- знать гигиенические основы и требования к тренировочным нагрузкам школьников и учебно-тренировочным занятиям спортсменов в рамках избранной специализации; знать основные гигиенические требования к школьным и специализированным спортивным сооружениям.
Педагогика ФК и С, психология ФК и С, история ФК и С, теория и методика физической культуры и спорта, менеджмент в ФК и С:
- знать важнейшие этапы развития педагогической науки, педагогические идеи великих педагогов прошлого и педагогов-новаторов современности, в том числе и в физическом воспитании;
- овладеть методами научно-педагогических исследований с целью поиска новых путей, повышения эффективности процесса обучения и воспитания;
- изучить основные дидактические категории, принципы, методы и формы организации учебного процесса, применяемые в области физической культуры и спорта;
- опираясь на знания дидактики, уметь педагогически верно анализировать и оценивать конкретную учебную ситуацию и находить педагогически целесообразные и творческие возможности ее решения;
- иметь четкое представление о целях, задачах, принципах, средствах, методах и формах воспитательной работы, как на уроке по физическому воспитанию, так и в учебно-тренировочном соревновательном процессе;
- знать этнопедагогику и этнопсихологию казахского и других народов;
- получить четкое представление о предмете психологии, его философских и гносеологических корнях, наиболее важных психологических учениях, эволюционном развитии психики и сознания;
- изучить закономерности проявлений психики, психических процессов, состояний, свойств личности, межличностных отношений; психологические закономерности деятельности и общения, обучения, воспитания и развития личности в онтогенезе; психологические особенности спортивной деятельности, факторы достижения максимального спортивного результата;
цели, задачи, структуру и содержание психологического обеспечения подготовки спортсменов;
- овладеть необходимыми методами исследования общей, возрастной, педагогической и спортивной психологии, а также методами психологического воздействия, применяемыми в физическом воспитании и спорте научиться приемам эффективного общения;
- знать историю возникновения и развития физической культуры и спорта, олимпийского спорта как составной части культуры общества, уметь дать научный анализ используемым методам и формам физического воспитания и спортивной деятельности людей в различные исторические эпохи;
- уметь раскрыть функции физической культуры и физического воспитания как самостоятельного компонента социальной жизни общества, знать структуру, функционирование и развитие физкультурного и спортивного движения как общественного явления в его связи с социально-политической, идеологической, экономической и духовной сферами общества;
- знать социально-экономические функции физической культуры и спорта в обществе, влияние спортивного ритуала, традиции и символики в спорте;
- знать методические особенности социологических методов изучения физической культуры и спорта;
- знать олимпийское движение и его современные тенденции развития в области экономики, политики, идеологии, основы профессионального спорта;
- знать экономическую деятельность в сфере ФК и спорта, формы, методы и средства стимулирования этой деятельности;
- знать основные понятия и функции системы управления физкультурным движением, правовые основы организации и управления физической культурой и спортом, как сферой деятельности бакалавра;
- овладеть знаниями и навыками организации и управления физкультурно-спортивной деятельностью в структурных подразделениях физкультурного движения;
- овладеть основными научно-методическими понятиями и терминами управления физкультурно-спортивным движением, его доступными и целесообразными организационно-управленческими методами и средствами;
- иметь знания и навыки по строительству простейших спортивных площадок, эксплуатации типовых спортивных сооружении;
- владеть методами формирования у населения мотивационно- ценностного понимания, назначения в обществе физической культуры и ее составных частей;
- знать общие основы теории и методики физического воспитания; основы физического воспитания учащейся молодежи и взрослого населения;
- знать основы теории спорта и теоретико-методические основы спортивной подготовки, особенности теории и методики детского и юношеского спорта;
- иметь современные теоретические представления и владеть теоретическими и практическими методами исследований в области физической культуры и спорта;
- иметь предусмотренную квалификационной характеристикой спортивную подготовку.
Дисциплины базовых видов спорта в школе.
Изучение дисциплин базовых видов спорта, применяемых в школе, предполагает овладение бакалаврами основными технико-тактическими, педагогическими, методическими и организационными методами обучения и проведения соревнований по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм, баскетболу, волейболу, гандболу, футболу, плаванию, лыжному спорту, национальным видам спорта.
Легкая атлетика:
- знать определение понятия «легкая атлетика», классификацию легкоатлетических упражнений, историю развития легкой атлетики, возникновение легкоатлетического спорта;
- знать основы техники легкоатлетических упражнений, определение понятия «спортивная техника», значение техники для повышения спортивных результатов;
- знать теорию и методику преподавания видов легкой атлетики, основы обучения и тренировки, методы обучения, особенности использования показа и объяснения на занятиях легкой атлетикой; уметь подавать строевые команды, правильно объяснять и показывать технику легкоатлетических видов, иметь навыки в подготовке мест занятий по легкой атлетике;
- знать структуру и разновидности уроков и тренировочных занятий с занимающимися в зависимости от условий, сочетания видов легкой атлетики на уроке и тренировочных занятии с обучающимися;
- знать организацию планирования и учета учебной работы по легкой атлетике, общие и специальные упражнения легкоатлетов, овладеть техникой легкоатлетических видов;
- знать спортивные сооружения для занятий легкой атлетикой, их оборудование и эксплуатацию;
- знать организацию и проведение соревнований, правила соревнований по различным видам легкой атлетики.
Гимнастика:
- знать роль гимнастики в системе физического воспитания;
- знать гимнастическую терминологию, методику составления комплексов общеразвивающих упражнений и упражнений на снарядах;
- овладеть техникой выполнения упражнений и их элементов на гимнастических снарядах и методикой обучения гимнастическим упражнениям;
- уметь проводить строевые и общеразвивающие упражнения и знать методику их проведения;
- уметь организовать и проводить соревнования по спортивной гимнастике.
Спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол и др.) и подвижные игры:
- знать теорию и методику преподавания спортивных игр;
- владеть техникой, тактикой игр и методикой обучения играм;
- иметь знания, приобрести умения, навыки по спортивным играм и обладать навыками самостоятельной педагогической работы;
- владеть судейскими навыками, методами и формами организации спортивных соревнований;
- владеть навыками педагогического наблюдения;
- знать теорию и методику преподавания подвижных игр, уметь самостоятельно проводить учебные внеклассные работы по подвижным играм с учетом возрастных особенностей школьников, знать правила судейства соревнований по подвижным играм; уметь составлять Положения о соревнованиях, сценарии проведения Веселых стартов; знать содержание более 50-ти подвижных игр.
- уметь отбирать и применять подвижные игры в соответствии со спецификой конкретного виды спорта.
Национальные виды спорта:
- знать историю возникновения и развития народно-национальных видов спорта, обычаи, обряды и традиции, методику преподавания;
- знать о влиянии национальных видов спорта на физическое и духовное развитие человека;
- уметь организовывать и проводить уроки и тренировочные занятия;
- уметь планировать, вести учет учебной и тренировочной работы;
- знать оборудование и инвентарь;
- владеть техникой и тактикой национальных видов спорта;
- знать правила соревнований, организацию и проведение соревнований.
Плавание, лыжный спорт:
- знать историю развития вида спорта, классификацию, терминологию, технику выполнения, тактику, необходимые физические качества, функциональные и психические свойства организма, контрольно-нормативные требования, спортивные сооружения и материально-техническое обеспечение, правила соревнований, судейство;
- иметь навыки и умения, необходимые в плавании и лыжном спорте;
- владеть методикой преподавания, теорией и методикой обучения.
3.8 Требования к специальным компетенциям.
Бакалавры специальности «Физическая культура и спорт» с соответствующими квалификациями, а именно: учитель ФК и тренер, сотрудник физкультурно-спортивной организации, органов управления физической культурой и спортом, методист (инструктор) физической культуры, организатор в спорткомитете, департаменте, на предприятиях и в организациях, в общественных, физкультурно-спортивных, молодежных и иных организациях, в культурно-просветительских учреждениях, методист (инструктор) лечебной физической культуры, выполняющих реабилитационные функции с помощью физической культуры и спорта должны владеть специальными профессиональными компетенциями:
Педагогическая (образовательная) компетенция связана с владением:
- средствами и методами обучения, воспитания, тренировки, оздоровления;
- фундаментальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, педагогическим мастерством, стилем педагогического общения и руководства;
- культурой речи, организационными формами обучения, средствами и методами обучения и воспитания, инновационными технологиями обучения;
- умения интегрировать биологические, психологические, теоретические и методические знания в профессиональную деятельность учителя и тренера;
- гностической направленностью, предполагающей обогащение собственных знаний о способах и формах повышения эффективности физической рекреации и реабилитации, о ее влиянии на участников физкультурно-рекреационной деятельности;
- коммуникативной направленностью педагогической деятельности, включающей установление конструктивных взаимоотношений между обучающимся учителем и тренером.
Биологические компетенции обусловлены:
- владением специальными знаниями, умениями и навыками, связанными с оценкой влияния физических нагрузок разной интенсивности, биоэнергетической базовой и избранной направленностью видов спорта на системы организма;
- способностью бакалавра оценивать физиологические состояния организма занимающегося на уроке и тренировочном занятии;
- способностью управлять тренированностью организма на основе знаний о функциях организма, его индивидуальных адаптационных возможностях и резервах с учетом реакции его систем на физические нагрузки (с целью предотвращения состояния перетренированности и нарушении физиологических функций организма, что может явиться причиной инвалидности или смерти занимающегося по вине учителя или тренера).
Психологическими компетенциями являются:
- умение выбирать методы психологического воздействия на обучающихся, адекватные характеру педагогической ситуации;
- знание закономерностей развития личности, развития творческой деятельности, самоопределения личности; методов мотивации учебной деятельности, нравственного поведения, саморазвития обучающегося;
- умение создавать для обучающихся ситуации учебного и спортивного успеха;
- способности к организации педагогического взаимодействия, умения создавать благоприятный психологический микроклимат;
Тренерские (спортивные) компетенции:
- уметь научно-обоснованно управлять физической, технической и тактической подготовкой занимающихся без нарушения механизмов адаптации организма, достигая высоких спортивных результатов и оптимальной физической подготовки на основе интеграции знаний, умений и навыков о теоретических и методических основах физической культуры и спорта, биохимических, физиологических, биомеханических, психологических особенностях организма, о средствах и методах физической культуры, знаний и навыков о планировании, контроле и коррекции тренировочного процесса и подготовленности на этапах многолетней подготовки спортсменов и занимающихся физической культурой;
- знать и владеть инновационными методами организации и проведения научных исследований, связанных с изучением воздействия занятий физической культурой и спортом на организм занимающегося;
- владеть методами педагогического, биомеханического, биохимического, физиологического, психологического анализа и оценки воздействия физических упражнений, состояний организма, возникающих при занятии физическими упражнениями и различными видами спорта;
- владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, необходимой в профессиональной деятельности бакалавра;
- научно-обоснованно вести подготовку и отбор одаренных детей в спорте;
- владеть физическими, технико-тактическими умениями выполнения упражнений и действий;
- уметь использовать современные методы управления физкультурным движением.
Научно-исследовательские компетенции учителя, тренера связаны:
- с практической направленностью решения задач физической, спортивной подготовки, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации, внедрением инновационных технологий;
- с конструктивными процессами по моделированию, проектированию, внедрению и оценке эффективности тренировочного процесса;
- с конструированием урока и тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, заданий разного уровня, самостоятельной работы учащихся, планированием и моделированием предстоящей деятельности учителя, тренера и занимающихся, отбором и структурированием содержания, средств, методов, форм организации учебной/воспитательной деятельности, выделением этапов деятельности и постановкой задач.
Гностические функции включают исследование и диагностику отдельных обучающихся и коллектива, уровней обученности и воспитанности обучающихся, уровней их физического развития и спортивной подготовленности и самого себя как субъекта деятельности;
Организационно - управленческие компетенции отражаются в способности:
- владеть способами организации учебно-воспитательной, тренировочной, соревновательной и оргмассовой работы;
- управлять учебной, тренировочной соревновательной и деятельностью обучающихся и собственной педагогической деятельностью;
- свободно владеть предметным материалом и способностью демонстрировать его практическую ценность;
- принимать педагогические решения по проблемным учебно-воспитательным ситуациям;
- научно-обоснованно использовать методы физического воспитания и спортивной тренировки, уметь применять их на практике;
- уметь использовать потенциал ФК и С в воспитательной деятельности.
Конструктивно-проектировочные компетенции предусматривают:
- перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных, текущих, этапных задач, связанных с организацией тренировочного процесса, спортивной работы на этапах многолетней подготовки;
- планирование деятельности как собственной, так и подчиненных, планирование системы соревнований, выстраивание системы целей, их реализацию и определение необходимых ресурсов для их достижения;
- оформление управленческих решений по требуемой форме;
- проведение соревновании разного уровня;
- проектирование досуга школьников, проведение внеклассной и внешкольной физкультурной работы, организацию активного отдыха разных групп населения, организацию массовых физкультурно-спортивных мероприятий, разработку способов решения задач, содержания физкультурно-рекреационной деятельности, выбор конкретных видов и форм организации активного отдыха для разных групп населения (в зависимости от пола, возраста, интересов, места жительства, состояния здоровья и т.д.), способов и методов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха;
- владение основами знаний планирования строительства спортивных типовых сооружений, с учетом нормативных требований к их оборудованию и умению планировать спортивные площадки, тренажерные залы, трассы.