Просторы казахской степи скрывают множество тайн, догадок, мифов. Отечественными историками, археологами, культурологами и представителями других социо-гуманитарных наук ещё не до конца изучены различные пласты истории Казахстана. И это несмотря на то, что за годы Независимости успешно реализуется программа «Мәдени мұра», которая направлена на восстановление фрагментов исторической хроники. Как подчёркивает в своей статье «Семь граней Великой степи» Президент Н. Назарбаев: «… многие документальные свидетельства о жизни предков и их уникальной цивилизации до сих пор не введены в научный оборот и ждут своего часа в многочисленных архивах по всему миру».

Однако в статье Президента речь идёт не только о культуре Казахстана, очерченной в современных условиях, но и о догосударственных образованиях прошлого, далеко выходящих за пределы нынешней политической карты Казахстана. История казахов восходит к истории тюркского этноса, частью которой они являются до сих пор. Именно тюркский мир породил кочевую цивилизацию, простиравшуюся от Сибири до Урала. Не подлежит сомнению, что понятия кочевая культура и кочевая цивилизация выступают в качестве синонимов, поскольку многообразный и богатый тюркский мир сочетал в себе не только кочевой, но и оседлый образ жизни, о чём свидетельствуют артефакты прошлого. В особенности на юге Казахстана, где стало возможным вести сельское хозяйство, ибо климатические условия сыграли не последнюю роль в образе жизни тюрков/казахов.

Вместе с тем, территория современного Казахстана – это место и пространство, где происходили значительные исторические события, повлиявшие на ход развития мировой истории, если судить по свидетельствам отечественных и зарубежных учёных. Поэтому территория Казахстана была и остаётся связующей нитью между Западом и Востоком, Севером и Югом. Такие явления в истории, как Великий шелковый путь, Великое переселение народов, наконец, масштабная коммуникация между культурами не были бы возможными без кочевников. Соответственно, прогресс человечества ускорился после того, как стало возможным одомашнивание лошади. Это утверждение справедливо и относительно колонизации Американского континента.

Важным обстоятельством выступает и природное богатство Казахстана, без которого стало бы невозможным появление металлургии прошлых веков, ранних горнорудных производств: выплавка меди, бронзы, свинца, железа, золота и серебра. Это, в свою очередь, повлияло на возникновение «Зверинного стиля», отличительного символа кочевой культуры. «Зверинный стиль» олицетворял единство природы и человека, являлся средоточием духовности, традиций и обычаев.

Кочевая цивилизация породила известных деятелей Великой Степи: философов Анарыса, аль-Фараби, Абая, Шакарима, суфия Яссауи, Кюль-Тегина, султана Бейбарса и других известных личностей, оставивших заметный след в мировой и отечественной истории. Эти и многие другие вопросы, касающиеся истории казахского народа, были наиболее полно освящены в статье Президента Казахстана Н. Назарбаева: «Семь граней Великой степи», являющейся логическим продолжением принятой ранее программы «Рухани жаңғыру».

Альмуханов С.Х. к.филос.н., профессор