Құрметті достар!

С. Торайғыров атындағы ПМУ-нің Этносаралық және конфессияаралық үрдістерді зерттеудің аймақтық ғылыми-практикалық орталығы Cіздерге 2013 жылдың 25 желтоқсанда сағат 17.00-ден 18.00-ге дейін С. Торайғыров атындағы ПМУ-нің rukhanialem.psu.kz сайтында болатын «Қазақстандағы Православиелік дін: бастаулары мен қазіргі жағдайы» тақырыбына кезекті диалогты ұсынады.

Құрметті интернет кеңістігінің пайдаланушылары!

Сіздерде, т.ғ.к., С.Торайғыров атындағы ПМУ философия және мәдениеттану кафедрасының доценті Гүлфайрус Қабдұлқызы Жапековаға, археология және этнология магистрі, С.Торайғыров атындағы ПМУ философия және мәдениеттану кафедрасының аға оқытушысы Тамара Юрьевна Бильге сұрақтарыңызды қоюға мүмкіндіктеріңіз бар.

Осы жерде қалдыруыңызға болады.

Онлайн-конференцияның қорытындысы бойынша мәліметтер rukhanialem.psu.kz сайтында «Онлайн-конференция» модулінде, университеттің «Білік» газетінде «Сырсандық» тақырыптық бетінде басылымға шығады.

Анықтама телефоны: 8 (7182) 673704

 

 

Үлкен құрметпен, С.Торайғыров атындағы
ПМУ-нің этносаралық және конфессияаралық
үрдістерді зерттеудің аймақтық ғылыми-
практикалық орталығының қызметкерлері

 

Вопрос от: Жибек

Есть ли новые религиозные течения в христианстве?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Ответ: Биль Тамара Юрьевна
Общеизвестно, что в христианстве существует три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. В дальнейшем в рамках данных течений появляются новые многочисленные и многообразные религиозные движения. Одним из типов НРД являются неохристианские движения. Они заявляют о своей ориентации на христианское наследие, однако при его трактовке используются нехарактерные для традиционного христианства схемы, привлекаются элементы восточных религий, упор делается на скором приближении конца света. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие организации: «Международная церковь Объединения», «Дети Бога», «Церковь Последнего Завета» (церковь Виссариона), «Богородничное братство», «Белое братство» и др.

Вопрос от: Александра

какое количество православных объединений действует в Казахстане?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Жауап: Жапекова Гульфайрус Кабдуловна:
По данным Агентства по делам религий РК по состоянию на 25 октября 2012 года зарегистрировано 280 православных объединения

Вопрос от: Марияш

Что представляют из себя «Свидетели Иеговы»? И чем они отличаются от традиционного православия?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Ответ: Жапекова Гульфайрус Кабдуловна и Биль Тамара Юрьевна
В 1884 г. было организовано «Общество сторожевой башни, Библии и трактатов», а с 1931 г. организация стала называться «Свидетели Иеговы».
Одним из основных догматов вероучения «Свидетелей Иеговы» является положение о скором конце света, втором пришествии Иисуса Христа и наступлении на Земле тысячелетнего Царства Божьего. Руководители неоднократно объявляли о грядущем конце света, который, по их предсказаниям, должен был наступить сначала в 1914 г., а затем в 1920, 1975 и 1984 гг.
Каждый верующий может оставить себе только ту часть своих доходов, которая обеспечивает скромное существование для него и семьи, остальное же передается организации.
Члены общины обязаны значительное время уделять изучению Библии, распространению религиозной литературы. Им категорически запрещено служить в армии, исполнять государственный гимн, участвовать в выборах, занимать должности в официальных структурах (однако допускается оплата налогов). Отвергается переливание крови, курение, употребление спиртных напитков, танцы, азартные игры.
Рождество, Пасху и все прочие христианские и государственные праздники «Свидетели Иеговы» не признают, не разрешается отмечать дни рождения.

Вопрос от: Александра

Когда на территории Казахстана появилось христианство?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Ответ: Жапекова Гульфайрус Кабдуловна и Биль Тамара Юрьевна
Первое появление христиан на территории Центральной Азии, в городе Мерве, по свидетельству средневекового историка Бируни, относят к началу III в. н. э. В начале IV в. происходит образование митрополии христиан несторианского толка (одно из ранних направлений христианства). Несториане, преследуемые в Византии и Сирии, активно переселялись на территорию Центральной Азии. Есть сведения о том, что при патриархе Тимофее (VIII-IX вв.) значительное число тюрок приняло христианство.
Одновременно с несторианством в Центральную Азию внедряются и яковиты – сирийские монофизиты, утверждавшие, что Иисус Христос обладает только божественным естеством (основные направления христианства признают богочеловеческую природу Христа, в котором божественное и человеческое существуют неслиянно и нераздельно). В регионе также были представлены и мелькиты – представители древнего сирийского православия, подчинявшиеся Антиохийскому патриарху. Однако после принятия тюрками ислама влияние христианства значительно ослабло и к XII-XIII вв. в Центральной Азии практически не осталось христианских общин.
Православие в Казахстане является вторым по численности верующих после ислама религиозным направлением. История появления православия в Казахстане связана первоначально с военными поселениями, возникшими вследствие присоединения Казахстана к России. На юге первые военные притчи (маленькие церкви, молитвенные дома) появляются в 1866 г. в Туркестане и Шымкенте. В 1871 г. была образована Туркестанская епархия.

Вопрос от: Сергея

какого было положение православия в казахстане в советское время?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Ответ: Жапекова Гульфайрус Кабдуловна и Биль Тамара Юрьевна
Установление советской власти в 1917 г. привело к началу масштабной атеистической кампании. Эта кампания сопровождалась уничтожением храмов, преследованием духовенства, конфискацией имущества церкви. В 1920-1930-е гг. многие священники были расстреляны. В 30-х гг. ХХ в. Казахстан стал местом ссылки духовенства. Определенные послабления в отношении религии начались в годы Великой Отечественной войны, когда Русская православная церковь поддержала патриотический дух советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. В Казахстане стали вновь открывать храмы.
Восстановление православной жизни в нашей республике началось с 1945 г., когда была учреждена Алматинская и Казахстанская епархия.
В тяжелые военные и послевоенные годы Казахстан продолжал принимать ссыльных священников, многие из которых нашли приют у местных жителей, в том числе и мусульман.

Вопрос от: Сергея

как можно охарактерезовать положение православия в казахстане в настоящее время?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Ответ: Жапекова Гульфайрус Кабдуловна и Биль Тамара Юрьевна
На наш взгляд, возрождение Православной церкви в нашей стране началось после обретения Казахстаном независимости. По данным Агентства по делам религий РК по состоянию на 25 октября 2012 года зарегистрировано 280 православных объединений. Как уже было сказано выше, в преамбуле к документу Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» 2011 г.государство признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства, а также в качестве официальных выходных дней стали такие праздники как Курбан айт и Рождество. Государство всемерно оказывает поддержку главным религиозным конфессиям - исламу и православию, которые содержат в себе высокий духовно-нравственный потенциал.

Вопрос от: Светланы

Как вы думаете Гульфайрус Кабдуловна, Православие останется одной из ведущих конфессии?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Ответ: Жапекова Гульфайрус Кабдуловна
В преамбуле к документу Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» 2011 г., признается историческая роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа.
О месте православия в жизни нашего общества Президент Нурсултан Назарбаев высказался предельно емко: «…православие и ислам – два столпа, на которых зиждется духовность Казахстана».