Құрметті достар!
С. Торайғыров атындағы ПМУ-нің Этносаралық және конфессияаралық үрдістерді зерттеудің аймақтық ғылыми-практикалық орталығы онлайн конференция арқылы ақпараттық-танымдық жұмысын жалғастырады. Интернет кеңістігін пайдаланушыларымен «Жаңа діни ағымдар: идеялық алғышарттары мен мазмұны» - «Новые религиозные движения: идейные истоки и содержание» тақырыбы бойынша келесі диалог 2013 жылдың қантардың 10-ы күні сағат 17.00-ден 18.00-ге дейін өтеді. Онлайн-конференцияның өзекті мәселелері университеттің «Білік» газетінде басылымға шығады.
Сұрақтарды алдын-ала Орталықтың newcenterPGU@yandex.kz электрондық поштасына жіберуіңізге болады.
1.Какие современные религиозные течения мы называем новыми, то есть каковы их характеристики?
2.Хочется узнать: Какие течения ислама у нас в Казахстане можно отнести к новым религиозным движениям?
3. Какие из запрещенных сект действовали на территории нашей Павлодарской области?
4. Не зарегистрированные религиозные культы, течения чем они занимаются? как их находят? что с ними делают гос.органы?
5. Какие законодательные акты были приняты в Казахстане по противодействию экстремизму?
Сұрақтарыңыз интернет-конференция өтетін күні, яғни 2013 жылдың 10 қантарында сағат 17.00-ден 18.00-ге дейін www.psu.kz ақпараттық порталында қабылданады.
Сілтеме: Жаңа діни ағымдарға (дәстүрлі емес діндерге) әдетте жақында (ХІХ немесе ХХ ғғ.) пайда болған; нақты түрде белгілі бір этникалық топпен байланысте емес діндерді жатқызады. Мұндай діндердің мемлекеттің немесе жеке этностардың тарихымен және мәдениетімен терең байланыстары болмайды.
Құрметті облыс тұрғындары!
Сіздерде философия ғылымдарының кандидаты, доценті, орталықтың аға ғылыми қызметкері – Қожамжарова Майра Жанайдарқызына және тарих ғылымдарының кандидаты, доцент, орталықтың аға ғылыми қызметкері - Жапекова Гүлфайрус Қабдұлқызына сұрақтарыңызды қоюға мүмкіндіктеріңіз бар.
Анықтама телефоны: 8 (7182) 67-37-04.
Үлкен құрметпен С.Торайғыров атындағы
ПМУ-нің этносаралық және конфессияаралық
үрдістерді зерттеудің аймақтық ғылыми-
практикалық орталығының қызметкерлері
Құрметті порталдың қонактары!
Сіздердің назаларыңызға, онлайн-конференцияның тақырыбына сәйкес ақпараттык материалды ұсынып отырмыз.
Қазақстандағы жаңа діни ағымдар.
Хочется узнать какие течения Ислама у нас в Казахстане можно отнести к новым религиозным движениям?
Традиционным для Казахстана является Ислам суннитского толка ханафитского мазхаба. Салафитов (ваххабитов), коранитов нельзя отнести к новым религиозным движениям в исламе, но в силу их нехарактерности для нашей территории они являются нетрадиционными.
Какие новые религиозные движения наиболее активно действуют в Казахстане?
Наиболее многочисленными по численности приверженцев для Казахстана остаются традиционные религии - ислам суннитского толка ханафитского мазхаба и христианское православие. Об активности религиозных конфессий в Казахстане можно судить по следующим официальным статистическим данным: религиозные объединения, появившиеся в Казахстане за последние годы, наиболее представлены протестантскими течениями. Например: - Пятидесятничество 189 местных религиозных объединений. - «Свидетели Иеговы» 59 местных религиозных объединений. - Пресвитерианство 55 местных религиозных объединений. - Новоапостольская церковь 47 религиозных объединений. - Адвентисты седьмого дня 42 местных религиозных объединения и др.
Не зарегистрированные религиозные культы, течения чем они занимаются? как их находят? что с ними делают гос.органы?
Религиозные организации, не прошедшие регистрацию, в соответствии с новым законом "О религиозной деятельности и религиозных организациях" (2011 года), которая осуществлялась до 25 октября 2012 года, подлежат реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законами РК. Их деятельность считается нарушением законодательства РК. Выявление их незаконной деятельности осуществляется компетентными органами и к ним применяются меры, предусмотренные законодательством РК.
Какие современные религиозные течения мы называем новыми то есть их характеристики?
К новым религиозным движениям (нетрадиционным религиям) обычно относят религии, возникшие сравнительно недавно (в XIX или ХХ вв.); не связанные четко с определенной этнической группой. Их вероучение, как правило, не имеет глубоких связей с историей и культурой государства или отдельных этносов. Новые религиозные движения часто называют нетрадиционными или альтернативными религиями.
Можно ли считать лиц занимающихся лечением на дому сектантами??
Если эти люди используют религиозные атрибуты, религиозные ритуалы, собирают большие сборища людей на дому, не имеют правоустанавливающих документов (сертификат, лицензия) на осуществление лечебной деятельности, выданного компетентными государственными органами, то, конечно, на наш взгляд, они являются сектантами.
Почему сегодняшняя конференция,мало проинформирована для населения казахстана?(в особенности для молодежи).
Информация об онлайн-конференциях заблаговременно размещается на образовательном протале ПГУ им.С.Торайгырова, одного из ведущих университетов РК. Спасибо вам за пожелания, в дальнейшем запланировано размещать информацию в различных социальных сетях.
В чем отличие САЛАФИТА от ВАХХАБИТА? или это одно и то же?
Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1263-1328), являющегося последователем Ибн-Таймийа (1263-1328). Как правило сторонники его идей сами называют себя салафитами. Характерной особенностью экстремистских религиозных структур является политический характер и противопоставление традиционным религиям, поэтому необходимо добиваться понимания истинных задач этих групп и самое главное угроз, которые они несут. «Вахабиты» или как еще они называют себя «Салафиты» создают условия для дестабилизации общественной жизни, межконфессиональной, и на этой основе межэтнической конфронтации. То есть речь идет, по сути, о подрыве устоев нашего государства, возникновению угрозы для его независимости.
С какой целью была проведена перерегистрация всех религиозных объединении в Казахстане?
25 октября 2011 года вступил в силу Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Реализация ключевых положений Закона позволила навести порядок в правовом регулировании сферы религии. Перерегистрация позволила уточнить вероисповедную принадлежность многих общин.
Разрешено ли в РК вести агитацию за какое-либо из вероисповеданий, официально разрешенных в нашей стране? Реклама по телевидению, листовки, наставления, видеолекции и т.п. (к примеру, в России постоянно показывают духовные программы по официальным телеканалам, да и сам В.Путин часто показывается в церкви по первым каналам).
Согласно требованиям нового Закона осуществление религиозной деятельности, а именно пропаганды той или иной религии вне культовых зданий, не допускается, как и распространение религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения вне культовых зданий и специальных стационарных помещений, перечень которых утверждается постановлением акимата области. Что касается России, то в данном государстве межконфессиональные вопросы регулируются собственной разработанной системой законодательства.
У нас в Казахстане есть детские духовные школы, а если есть, то имеют ли они право на существование? Я так думаю, что до совершеннолетия ребенку необходимо преподносить только официальную информацию.
У нас в Казахстане детских духовных школ нет. Есть воскресные школы при религиозных объединениях. Родители вправе сами воспитывать своих детей, и в том числе давать начальное духовное образование своим детям, но при этом с учетом соблюдения требований закона. Религиозное образование ребенка должно осуществляться с согласия обоих родителей. В соответствии с законодательством если один из родителей против религиозного образования ребенка, то закон отстаивает в первую очередь интересы ребенка.
Разрешено ли в Казахстане в школах вести религиозные предметы?
В соответствии с Конституцией Казахстан является светским демократическим государством, где религия отделена от государства. Так же в соответствии со ст.5 закона "О религиозной деятельности и религиозных организациях" (2011 года) система образования РК отделена от религиозных объединений. В связи с этим в учебных заведениях (школах) запрещено вести религиозные предметы.
Платят ли духовные служащие налоги со своей зарплаты? Ведь они же ее получают? Правильно ли, что за крещение, за возможность фотографировать или снимать в этот момент, духовенство берет деньги? Это касается всех религий - это такой БИЗНЕС?
Духовные служители, как и все граждане РК, осуществляют социальные отчисления (налоги, пенсионные отчисления и т.д.), то есть то, что требуется законом. Заработная плата духовных руководителей устанавливается руководителями их религиозных управлений (например, ДУМК). Осуществление религиозных ритуалов, религиозных обрядов и т.д. регламентируется самими религиозными объединениями. Это внутреннее дело самих религиозных объединений.
Почему появилась практика, когда мулла за прочтение намаза по умершим выставляет таксу? насколько знаю за службу никто платить не должен и ныне это стало просто бизнесом. позволительно ли это?
Внесение пожертвований по умершему (по иному поводу) определяется каждым человеком самостоятельно. Это его личное решение. В случае, когда представитель духовенства требует денежную сумму, установленную им самим, необходимо обратиться в соответствующий уполномоченный вышестоящий орган (к имаму областной мечети или ДУМК).
Какие законодательные акты действует в РК по противодействую экстремизму?
Казахстан имеет достаточно разработанную законодательную базу в сфере религии, в том числе, законодательные акты, регламентирующие вопросы противодействия терроризму и экстремизму: Закон Республики Казахстан «О противодействии терроризму» (13 июля 1999 года), Закон Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» (18 февраля 2005 года), Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам специальных государственных органов РК» (13 февраля 2012 года). Несколько дней назад, принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму".
Какие из запрещенных религиозных течений имели место в нашей Павлодарской области?
Список оккультно-мистических организаций, деятельность которых запрещена на территории РК: «АЛЛЯ-АЯТ», «АТА ЖОЛЫ» - имели место в нашей Павлодарской области. Список зарубежных организаций запрещенных по решению суда на территории Республики Казахстан: В настоящее время в национальный перечень запрещенных в Казахстане террористических структур включены следующие зарубежные организации: I. На основании решения Верховного Суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года 1. «Аль-Каида» 2. «Исламское движение Восточного Туркестана» 3. «Исламское движение Узбекистана» 4. «Курдский Народный конгресс» («Конгра-Гел») II. Согласно решению Верховного Суда от 15 марта 2005 года 1. «Асбат аль-Ансар» 2. «Братья-мусульмане» 3. Движение «Талибан» 4. «Боз гурд» 5. «Жамаат моджахедов Центральной Азии» 6. «Лашкар-е-Тайба» 7. «Общество социальных реформ» III. По решению суда г. Астаны от 17 ноября 2006 года 1. «АУМ Синрикё» 2. «Организация освобождения Восточного Туркестана» IV. Решением суда г.Астаны от 5 марта 2008 года 1. «Исламская партия Туркестана». Наряду с этим в Казахстане признана экстремистской и запрещена деятельность зарубежной организации «Хизб-ут-Тахрир» (решение суда г.Астаны от 28 марта 2005 года, так же имел место в Павлодарской области.).