01 Нұсқа

 1. Укажите ряд слов, где не происходит чередование
A) Рассказать, расскажу
B) Помогать, помогу
C) Хотеть, хочу
D) Друг, друзья
E) Писать, пишу
 2. Слово с непроизносимой согласной
A) Вкус...ный
B) Опас...ный
C) Прекрас...ный
D) Грус...ный
E) Чудес...ный
 3. Найдите существительное среднего рода
A) кофе
B) синтез
C) кипячение
D) предмет
E) процесс
 4. Числительное, указывающее на приблизительное количество предметов,- в словосочетании
A) Около двух дней
B) В трех метрах
C) Пять минут ходьбы
D) В ста десяти шагах
E) Трое суток
 5. Укажите правильный вариант написания местоимений в предложении
Пока бежал до станции н…чего не слышал, н…кого не видел, н… о чем не думал.
A) И-е-е
B) Е-и-и
C) И-и-и
D) И-е-и
E) И-и-е
 6. Безличные глаголы в предложении всегда бывают
A) Подлежащими
B) Сказуемыми
C) Дополнениями
D) Обстоятельствами
E) Определениями
 7. Укажите действительное  причастие прошедшего времени:
A) Читавший
B) Вычитанный
C) Читаемый
D) Прочитанный
E) Читающий
 8. Укажите словосочетание, которое указывает на действие и предмет, на который оно переходит.
A) Рыбачья лодка.
B) Говорить громко.
C) Холодный ветер.
D) Написать сочинение.
E) Золотая медаль.
 9. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение:  Откуда – то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределенный звук. 
A) Чередование явлений.
B) Противопоставление явлений
C) Последовательность явлений
D) Возможность одного события из двух.
E) Чередование явлений.
10. Назови пятый лишний
A) Смелость
B) Храбрость
C) Множество
D) Мужество
E) Отвага
11. Как образовано слово «заморозки»
A) Приставочный способ
B) Приставочно-суффиксальный
C) Суффиксальный
D) Сложение основ
E) Усечение основы
12. Каким способом образовано слово беспощадный
A) приставочный
B) суффиксальный
C) сложение
D) приставочно-суффиксальный
E) бессуффиксальный
13. Словосочетание с относительным прилагательным
A) волчьи следы
B) необыкновенная красота
C) мелкие плоды
D) приморская тайга
E) чудесные растения
14. Наречие
A) обозначает признак предмета
B) обозначает признак действия или признак другого признака
C) обозначает предмет
D) обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете
E) обозначает действие предмета
15. Предлог – это:
A) служебные слова, которые выражают зависимость знаменательных слов от других слов в предложении
B) служебные слова, с помощью которых передаются различные оттенки слов, словосочетаний и предложений
C) служебная часть речи,  служащая для соединения однородных членов предложения
D) служебные слова, для выражения чувств, эмоций
E) неизменяемые  слова, которые выражают чувства, переживания, но не называют их
16. Укажите словосочетание, построенное по способу управления.                                                             
A) Разделю ребятам
B) Рыжий циркач
C) Бегут прочь
D) На старом дубе
E) Живёт далеко
17. Звуки фортепьяно, полные мечтательного томления, рвутся из комнаты.
Обособленное определение в предложении выражено
A) Одиночными причастиями
B) Полным причастием
C) Причастием с зависимыми словами
D) Прилагательным с зависимыми словами
E) Одиночными прилагательными
18. Определи тип односоставного предложения:
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
A) назывное
B) неопределенно - личное
C) определенно - личное
D) обобщенно - личное
E) безличное
19. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:
A) Солнце уже садилось, когда я выбирался из леса.
B) На улице стало так светло, словно её осветили десятком прожекторов.
C) В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе.
D) Я рассказал внуку, что кукушка единственная из всех птиц подкладывает свои яйца в чужие гнезда.
E) Друзья встретились там, где когда-то учились вместе.
20. Фразеологизмы, источником которых является античная мифология
A) Сизифов труд, танталовы муки.
B) Ободрать как липку, за тридевять земель.
C) С корабля на бал, рукой подать.
D) Хранить молчание, орать на всю ивановскую.
E) Казанская сирота, отложить дело в долгий ящик.
21. В каком предложении тире не ставится между подлежащим и сказуемым.
A) Самый верный признак истины простота и ясность.
B) Теперь уж мне влюбиться трудно, вздыхать нелепо и смешно.
C) Каждый вздох как радости глоток.
D) Искренность источник всякой гениальности.
E) Подражать значит завидовать.
22. Укажите безличное предложение
A) Не в свои сани не садись.
B) Коня в гости зовут не мёду пить, а воду возить.
C) Сильный мороз.
D) Только к вечеру ему удалось причалить к острову и перевести дух.
E) Вишнёвый сад теперь мой.
23. Если в предложении два и более придаточных одного типа присоединяется к одному главному, то это
A) Бессоюзное предложение.
B) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
C) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
D) Предложение с разными типами связи.
E) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением
24. Сложное предложение с разными типами синтаксической связи                         
A) Если правильно выберешь профессию, работаешь с удовольствием.
B) Когда шел этот разговор, мы не подозревали, что эта ночь самая проклятая из всех ночей. 
C) Я не знаю, что со мной делается, а они поднимают на смех.
D) Только тот может стать настоящим человеком, кто смотрит вперед.   
E) Может быть, от того эти люди красивые, что люблю я их крепко, всем сердцем люблю.
25. Предложение «Воздух раздражал странным запахом, щекотавшим ноздри». осложнено
A) несогласованным определением
B) согласованным определением
C) обособленным определением, выраженным  причастным оборотом
D) обособленным дополнением
E) обособленным обстоятельством



02 Нұсқа

 1. Слово с ударением на втором слоге
A) падают
B) ребята
C) поле
D) яблоки
E) песни
 2. Фразеологизмы – это …
A) словосочетание и предложение
B) правила, определяющие написание слов
C) состав слова
D) устойчивые сочетания слов
E) звуки речи
 3. Числительное "оба, обе"
A) Относительные
B) Собирательные
C) Порядковые
D) Количественные
E) Дробные
 4. Укажите глагол с ъ после приставки
A) Раз…езжали
B) Рас…крывались
C) Об…жечься
D) Раз…жечь
E) Ис…чезнул
 5. Признак является общим для деепричастия и наречий
A) В предложении могут быть определением
B) Не изменяются
C) Обозначают  добавочное  действие при основном 
D) Образуются только от глаголов
E) Обозначают признак предмета
 6. В словосочетании слова связаны по способу согласования
A) потребовал в столице
B) на больших улицах
C) купить украшения
D) в виде ветвей
E) расположения на улицах
 7. Найдите словосочетание, связанное по способу управления.
A) Гулять в парке.
B) Красная книга.
C) Говорить громко.
D) Раннее утро.
E) Голубое небо.
 8. Укажите предложение, в котором есть определение.
A) Она относилась к детям по – матерински нежно.
B) Мастерская не принимает новые заказы.
C) Производить эффект –  наслаждение для них.
D) Солнце светило по – весеннему ярко.
E) Перед домом росли березки.
 9. Укажите в предложении количество пропущенных знаков препинания:
Хаджи Мурат остановился бросив поводья и  отстегнув чехол винтовки.
A) 5
B) 1
C) 4
D) 2
E) 3
10. Вариант написания корня с гласной  -е-
A) Зам…рать от удовольствия
B) Заб…раю ребёнка
C) Соб…раю ягоды
D) Отд…ру кору
E) Обт…рать лицо
11. Выделенные слова
И ненавидим мы и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
A) Многозначные слова
B) Синонимы
C) Фразеологизмы
D) Антонимы
E) Омонимы
12. Укажите слово с нулевым окончанием.
A) Школа.
B) Школьный.
C) Пришкольный.
D) Школьник.
E) Школьники.
13. Найдите пару слов, которые не являются однокоренными.
A) Радость – радостный.
B) Вода – водитель.
C) Гора – горец.
D) Нос – носовой.
E) Носить – носильщик.
14. Несклоняемое существительное
A) грипп
B) добро
C) щавель
D) метро
E) заря
15. Найдите относительное прилагательное 
A) березовый лес
B) лисья нора
C) высокий дом
D) темный цвет 
E) папин костюм
16. Пишется через дефис
A) (кое) у кого
B) (кому) нибудь
C) (от) чего
D) (ни) за что
E) (ни) кем
17. Найдите предложение с подлежащим, выраженным наречием
A) Обо всем я сегодня расскажу другу.
B) Я приехал сегодня.
C) Мама уедет сегодня.
D) Сегодня - лучший день.
E)  Ты сегодня придешь ко мне?
18. Определенно - личное предложение:
A) После дела за советом не ходят.
B) Не жди рассвета.
C) В палате еще долго вспоминали его рассказы.
D) Не то это было раннее утро, не то наступил вечер.
E) Нечего вам мешаться не в свое дело.
19. Укажите количество запятых в предложении.
Весной степь напоминает ковёр невиданной красоты в узоре которого у множества ярких красок более заметен алый цвет.
A) 1
B) 2
C) 3
D) 4
E) 5
20. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении: Эпохой, изменившей стиль степного орнамента, была эпоха ранних кочевников.
A) Действительное причастие прошедшего времени
B) Краткое страдательное причастие
C) Страдательное причастие настоящего времени
D) Страдательное причастие прошедшего времени
E) Действительное причастие настоящего времени
21. Укажите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым:
A) Он порча он чума он язва здешних мест.
B) Он скептик и материалист.
C) Язык это история народа
D) Воздух у нас здесь как музыка живо так дает о себе знать.
E) Расстояние не помеха для друзей.
22. Укажите назывное предложение
A) Облетевший тополь серебрист и светел.
B) Всем стало весело.
C) Над головой – одинокая звезда.
D) О, весна без конца и без края!
E) Справа и слева синее небо виднеется.
23. Укажите сложное бессоюзное предложение
A) Если дождик, мы не тужим, -
     Бойко шлёпаем по лужам.
B) Будет хорошая погода-
     Пойдем в горы.
C) Сам слушай всё, но каждый раз
     Скупись, брат, на слова.
D) Жил старик со своею старухой
     У самого синего моря.
E) Пока верчусь, я не тужу
24. Сложное предложение с разными типами синтаксической связи
A) И воздух становится слаще, и дали приветливее, и люди милее, и жизнь легче 
B) Сердце мое заныло, когда мы очутились в давно знакомой комнате.
C) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
D) Улыбка постепенно сползла с его лица, и я увидел, что глаза у него совсем не ласковые.
E) Когда настанет вечер ясный, люблю на берегу пруда смотреть, как гаснет день прекрасный.    
25. Предложение «Воздух раздражал странным запахом, щекотавшим ноздри». осложнено
A) несогласованным определением
B) согласованным определением
C) обособленным определением, выраженным  причастным оборотом
D) обособленным дополнением
E) обособленным обстоятельством