Уважаемые друзья!

Региональный научно-практический центр исследования межэтнических и межконфессиональных процессов ПГУ им. С.Торайгырова представляет для Вас очередной диалог на тему «Православие в Казахстане: истоки и современность», который состоится 25 декабря 2013 года с 17.00 до 18.00 часов на сайте rukhanialem.psu.kz ПГУ имени С.Торайгырова.

Уважаемые интернет пользователи!

У вас есть возможность задать вопрос Жапековой Гульфайрус Кабдуловне, к.и.н., доценту кафедры философии и культурологии ПГУ имени С.Торайгырова, Биль Тамаре Юрьевне, магистру археологии и этнологии, старшему преподавателю кафедры философии и культурологии ПГУ имени С.Торайгырова.

Свой вопрос по теме онлайн-конференции Вы можете оставить ЗДЕСЬ.

По итогам онлайн-конференции, материалы будут опубликованы на сайте rukhanialem.psu.kz в модуле «Онлайн-конференция», в тематической странице «Сырсандық» университетской газеты «Білік».

Справки по телефону: 8 (7182) 67-3704

 

С уважением, сотрудники
Регионального научно-практического
центра исследования межэтнических
и межконфессиональных процессов
ПГУ им.С.Торайгырова

 

Вопрос от: Жибек

Есть ли новые религиозные течения в христианстве?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Ответ: Биль Тамара Юрьевна
Общеизвестно, что в христианстве существует три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. В дальнейшем в рамках данных течений появляются новые многочисленные и многообразные религиозные движения. Одним из типов НРД являются неохристианские движения. Они заявляют о своей ориентации на христианское наследие, однако при его трактовке используются нехарактерные для традиционного христианства схемы, привлекаются элементы восточных религий, упор делается на скором приближении конца света. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие организации: «Международная церковь Объединения», «Дети Бога», «Церковь Последнего Завета» (церковь Виссариона), «Богородничное братство», «Белое братство» и др.

Вопрос от: Александра

какое количество православных объединений действует в Казахстане?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Жауап: Жапекова Гульфайрус Кабдуловна:
По данным Агентства по делам религий РК по состоянию на 25 октября 2012 года зарегистрировано 280 православных объединения

Вопрос от: Марияш

Что представляют из себя «Свидетели Иеговы»? И чем они отличаются от традиционного православия?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Ответ: Жапекова Гульфайрус Кабдуловна и Биль Тамара Юрьевна
В 1884 г. было организовано «Общество сторожевой башни, Библии и трактатов», а с 1931 г. организация стала называться «Свидетели Иеговы».
Одним из основных догматов вероучения «Свидетелей Иеговы» является положение о скором конце света, втором пришествии Иисуса Христа и наступлении на Земле тысячелетнего Царства Божьего. Руководители неоднократно объявляли о грядущем конце света, который, по их предсказаниям, должен был наступить сначала в 1914 г., а затем в 1920, 1975 и 1984 гг.
Каждый верующий может оставить себе только ту часть своих доходов, которая обеспечивает скромное существование для него и семьи, остальное же передается организации.
Члены общины обязаны значительное время уделять изучению Библии, распространению религиозной литературы. Им категорически запрещено служить в армии, исполнять государственный гимн, участвовать в выборах, занимать должности в официальных структурах (однако допускается оплата налогов). Отвергается переливание крови, курение, употребление спиртных напитков, танцы, азартные игры.
Рождество, Пасху и все прочие христианские и государственные праздники «Свидетели Иеговы» не признают, не разрешается отмечать дни рождения.

Вопрос от: Александра

Когда на территории Казахстана появилось христианство?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Ответ: Жапекова Гульфайрус Кабдуловна и Биль Тамара Юрьевна
Первое появление христиан на территории Центральной Азии, в городе Мерве, по свидетельству средневекового историка Бируни, относят к началу III в. н. э. В начале IV в. происходит образование митрополии христиан несторианского толка (одно из ранних направлений христианства). Несториане, преследуемые в Византии и Сирии, активно переселялись на территорию Центральной Азии. Есть сведения о том, что при патриархе Тимофее (VIII-IX вв.) значительное число тюрок приняло христианство.
Одновременно с несторианством в Центральную Азию внедряются и яковиты – сирийские монофизиты, утверждавшие, что Иисус Христос обладает только божественным естеством (основные направления христианства признают богочеловеческую природу Христа, в котором божественное и человеческое существуют неслиянно и нераздельно). В регионе также были представлены и мелькиты – представители древнего сирийского православия, подчинявшиеся Антиохийскому патриарху. Однако после принятия тюрками ислама влияние христианства значительно ослабло и к XII-XIII вв. в Центральной Азии практически не осталось христианских общин.
Православие в Казахстане является вторым по численности верующих после ислама религиозным направлением. История появления православия в Казахстане связана первоначально с военными поселениями, возникшими вследствие присоединения Казахстана к России. На юге первые военные притчи (маленькие церкви, молитвенные дома) появляются в 1866 г. в Туркестане и Шымкенте. В 1871 г. была образована Туркестанская епархия.

Вопрос от: Сергея

какого было положение православия в казахстане в советское время?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Ответ: Жапекова Гульфайрус Кабдуловна и Биль Тамара Юрьевна
Установление советской власти в 1917 г. привело к началу масштабной атеистической кампании. Эта кампания сопровождалась уничтожением храмов, преследованием духовенства, конфискацией имущества церкви. В 1920-1930-е гг. многие священники были расстреляны. В 30-х гг. ХХ в. Казахстан стал местом ссылки духовенства. Определенные послабления в отношении религии начались в годы Великой Отечественной войны, когда Русская православная церковь поддержала патриотический дух советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. В Казахстане стали вновь открывать храмы.
Восстановление православной жизни в нашей республике началось с 1945 г., когда была учреждена Алматинская и Казахстанская епархия.
В тяжелые военные и послевоенные годы Казахстан продолжал принимать ссыльных священников, многие из которых нашли приют у местных жителей, в том числе и мусульман.

Вопрос от: Сергея

как можно охарактерезовать положение православия в казахстане в настоящее время?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Ответ: Жапекова Гульфайрус Кабдуловна и Биль Тамара Юрьевна
На наш взгляд, возрождение Православной церкви в нашей стране началось после обретения Казахстаном независимости. По данным Агентства по делам религий РК по состоянию на 25 октября 2012 года зарегистрировано 280 православных объединений. Как уже было сказано выше, в преамбуле к документу Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» 2011 г.государство признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства, а также в качестве официальных выходных дней стали такие праздники как Курбан айт и Рождество. Государство всемерно оказывает поддержку главным религиозным конфессиям - исламу и православию, которые содержат в себе высокий духовно-нравственный потенциал.

Вопрос от: Светланы

Как вы думаете Гульфайрус Кабдуловна, Православие останется одной из ведущих конфессии?

Ответ: РНПЦИМЭиМКП ПГУ имени С.Торайгырова

Ответ: Жапекова Гульфайрус Кабдуловна
В преамбуле к документу Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» 2011 г., признается историческая роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа.
О месте православия в жизни нашего общества Президент Нурсултан Назарбаев высказался предельно емко: «…православие и ислам – два столпа, на которых зиждется духовность Казахстана».