На этой неделе наши корреспонденты встретились с профессором, кандидатом педагогических наук, доцентом Жумадировой Кайныш Курмашевной и провели с ней интересную беседу, о том, что нужно делать, чтобы достичь своих целей. Кайныш Курмашевна – почетный работник  образования, за плечами которого более 45 лет трудового стажа, за это время она руководила СОШ № 19, возглавляла Школу национального возрождения, 8 лет была директором областной многопрофильной общеобразовательной школы-лицея и 4 года Павлодарский педагогический колледж им. Б. Ахметова находился под ее чутким руководством.  

– Более 45 лет вы посвятили себя педагогике, была ли это ваша мечта с детства?

– В то время это была самая важная профессия. Я училась в сельской школе, была старостой, председателем совета дружины. Активно участвовала в общественной жизни школы, и мое решение стать учителем нельзя назвать спонтанным, я всегда хотела им быть, потому что у меня это получалось, я была вожатой в младших классах и, закончив 8 классов, поступила в Павлодарское педагогическое училище им. В.В Воровского.

– А что касается ваших родителей, они тоже были педагогами? 

– Нет, родители – обыкновенные люди, работали в селе, не имели особого образования, но в то время люди имели  высокие моральные и нравственные ценности и хорошо знали  народную педагогику. Они учили обращению со старшими, обращению с младшими, уважению в семье. Все это закладывалось моими родителями, и то, что  мне привили в детстве, буквально вылилось в то, что я должна реализовать себя в общении с детьми, и только в школе. И именно поэтому я полюбила свою работу.

– За весь ваш педагогический стаж вы выпустили не одно поколение выпускников, есть ли тот выпуск,  который запомнился больше всего?

– Начну с того, что я была директором  школы №19, это была средняя общеобразовательная школа, в которой были смешанные классы, но в то время я понимала, что необходимо отделять особых, одаренных детей, и  был отобран  класс, среди выпускников которого были 10 медалистов. И сейчас все они занимают хорошие должности. Что касается лицея, каждый выпуск имел определенные звездочки, и каждый выпуск для меня был необыкновенным. Это череда детей, которые после окончания школы нашли свое место в жизни.  В аппарате президента есть наши выпускники.  Я всех очень сильно люблю, и все для меня много значат. 

– Можно ли сказать, то, что лицей занимает в вашем сердце особое место?

– Лицей для меня занимает  особое место среди всех учебных заведений, потому что я там сделала то, что не совсем получалось сделать  в общеобразовательной школе. А в лицее я смогла реализовать свои планы и мечты, там, во-первых детей, мало, во-вторых, огромное желание учиться было у этих детей, несмотря на то, что они приходили к нам после 8 и 9 класса. Абсолютно  все поступили в престижные вузы. При отборе мы не обращали внимания на оценки, для нас был важен творческий потенциал, мы брали и троечника, потому что видели в нем будущего специалиста. В лицее я сделала все, что смогла, он был подобием Московского физико-математического лицея, Алматинского лицея, у нас это был первый лицей, я все это изучала, ездила в другие места, и могу сказать, что я сама создала его, и, соответственно, мне было легко работать. Я его полностью организовала так, как хотела, продумала все детали. Каждому пришедшему учителю приходилось учиться учить по-новому, учиться работать индивидуально. Всем было тяжело, и ученикам,  и родителям,  и учителям, они приходили утром, уходили в 6 вечера. Но лицей был уникальным, как светлое пятно в нашей жизни. И все до сих пор вспоминают о нем с трепетом и теплом.

 

– Как по-вашему, с кем легче работать и кого легче обучать, школьников, студентов или же тех, кто учится в колледже?

– Нельзя сказать легче, не легче, везде по-разному. В школе одни приоритеты, в лицее другая атмосфера, ставились и достигались другие цели и задачи, в колледж я пришла – там все было все по-другому. Однако  во время руководства  в колледже я его переделала полностью – и внешний вид, и материально-техническую базу, мы заказали и сшили  новые костюмы студентам. Они ведь закончат, поедут работать в деревню, и то, что они увидят тут, они должны и там реализовать, я им создавала такие  условия и в колледже, и в общежитии, за 4 года я его перевернула с ног на голову. Там ставились другие цели и задачи, велась работа с другими детьми. Сейчас в университете я работаю с магистрантами, это серьезные люди, которые пришли получать дополнительные знания, которые пригодятся им в жизни. Здесь уже более высокий, научный профиль.  Если  раньше я сама созидала, делала все своими руками, то сейчас я работаю с более самостоятельными людьми, и, мне кажется, с ними интересно работать.

– Лучше быть консерватором  или все-таки новатором?

– Лучше творить! Я по натуре творец. Когда ты творишь, ты чувствуешь моральное удовлетворение.  Я всегда хотела в любом коллективе, в котором я работала, чтобы люди приходили с хорошим настроением, чтобы глаза горели и чтобы, уходя, они имели желание прийти снова. Сейчас у меня, конечно, более спокойная и размеренная жизнь, я уже совершенствуюсь и расту  в более личном плане.

– Хочу отметить, что нынешняя молодежь ведет пассивный образ жизни, большинство предпочитает спокойную жизнь, даже порой  впадает в депрессивные состояния… 

– Вы знаете, если сравнивать, у каждого периода свое. Это объясняется теми историческими событиями, который в этот период и происходят. В каждом времени были свои плюсы и минусы, и, конечно, в каждом историческом отрезке есть своя изюминка. Сейчас вы сидите на всем готовом, мы же сами все искали, у нас не было ноутбуков, компьютеров, планшетов, интернета, мы все это читали, а вам не надо прилагать усилий для этого.  Но перед вами стоят другие задачи  –  вам надо свою жизнь выстроить так, чтобы во всем этом не утонуть. Я не могу сказать, что нынешняя молодежь плохая, просто у вас другая обстановка.

 – Так как все-таки выйти из депрессивного состояния? 

– Я всегда говорила своим ученикам, что человек может все, просто нужно захотеть, поставить себе цель, прямо, на потолок, и идти к ней. Постоянно развиваться, чего-то хотеть и стремиться к мечте.

Хотелось бы  поблагодарить Кайныш Курмашевну за интересную и содержательную беседу. Ваш пример вдохновлял и  вдохновляет не одно поколение учеников, студентов и учителей. 

Алтын СМАГУЛОВА

«Білік» №12 (191), 26 желтоқсан, 2016 жыл.