Для современной педагогической деятельности высшей школы в связи с дальнейшей разработкой проблем развития научно-педагогических кадров актуальным является разработка Закона «Статус педагога». Как известно, одним из ключевых понятий высшей школы является понятие «статус» (rank). Под статусом понимается категория, ряд, класс, которым приписывается та или иная роль, функция. Статусу научно-педагогических кадров присущи как общие, особенные черты, так спецификаторы, определяющие уникальную особенность статуса научно-педагогических кадров каждой страны.

К общим чертам статуса педагога относится то, что, во-первых, в Законе указана должность, которая похожа на статус должности Ученого-исследователя, образуемого с помощью спецификатора «исследование». К такому званию относится ««педагог–исследователь» (взамен «научный сотрудник»). Это звание используется в университетах или подобных его учреждениях обычно по отношению к преподавателям, большая часть которых занимается научными исследованиями (статья 25). По отношению к педагогам, осуществляющих исследование вместе с научным руководителем, используется звание «педагог-экспериментатор» (статья 35).

Во-вторых, особая роль в университете принадлежит наставникам (tutor), как человека ответственного за академические успехи обучающихся (статья 38).

В-третьих, статус научно-педагогические кадров по спецификатору «место работы – основное, неосновное» условно делятся на две категории: штатные сотрудники и внештатные сотрудники. Внештатные сотрудники, как правило, назначаются на должность ежегодно. К спецификаторам относятся следующие по статусу педагога: педагог – стажёр, проходящие испытательный срок (статья 37), педагог-совместитель, приходящие на условиях индивидуального трудового договора (статья 28), педагог-репетитор (статья 29), практикующие репетиторство по лицензии предпринимателя. Важно дополнить эти статьи указанием, как работа в этих статусах зачисляется в общий трудовой стаж педагога.

В-четвертых, статус научно-педагогические кадров по спецификатору «срок выполнения деятельности» делятся на три категории: педагог – эксперт, временно привлекаемый для проведения независимой экспертизы (статья 24), педагог-наставник, добровольно оказывает помощь молодым специалистам в течение 3 лет; (статья 27), статус педагога-экспериментатора даётся на время проведения педагогического эксперимента, одобренного уполномоченным органом организации и контроля в сфере образования и воспитания (статья 35). Следует дополнить статью 59 пунктом о том, входит ли эта работа в должностной оклад иди доплаты и надбавки.

Особенные черты и спецификаторы, определяющие статус научно-педагогических кадров Республики Казахстан изложены в статье 32 « Статус научно-педагогических кадров» определяется наличием «учёной (академической) степени, учёного (академического) звания» (пункт 1статьи 32), а также опытом педагогической, общественной и научной работы. В основе статуса различных категорий научно-педагогических кадров лежит содержание их деятельности и положение на иерархической лестницы (пункт 2 статьи 32). Поэтому целесообразно раскрыть иерархическую лестницу научно-педагогических кадров высшей школы, которая отсутствует в данном разделе. Согласно статья 59. Система оплаты труда» пятой главы «Социальные гарантии педагога» второго раздела, на верхней ступени иерархии профессорско-преподавательского состава вуза стоит профессор. В пункте 6 статьи 59 «Оплата труда» звание профессора имеют три отличающиеся разновидности в оплате труда: профессор, имеющий ученое звание «профессор» и степень доктора наук; ассоциированный профессор (доцент), имеющий ученое звание «ассоциированный профессор (доцент) и степень кандидата наук или доктор философии (PhD); доктор философии (PhD) и доктор по профилю.

С целью четкости и структурированности статусов научно-педагогических кадров высшей школы, а также с учётом иерархической лестницы научно-педагогических кадров и оплаты труда статью 32 «Преподаватель» третьей главы «Субъекты педагогической деятельности» второго раздела «Статус педагога» предлагается дополнить подстатьями о статусе категорий «профессор-педагог», «ассоциированный профессор (доцент)», «Старший преподаватель» «Преподаватель», «Ассистент».

Статус категории «профессор-педагог» определяется деятельностью, которая имеет международное значение и признание; успешной научной деятельностью; наличием ученой степени доктора наук; участием в государственном управлении (он традиционно руководящую должность в системе образования). Статус категории «профессор-педагог» определяется как преподаватель высшего ранга вуза.

Статус категории «ассоциированный профессор (доцент)» определяется деятельностью, которая имеет высокие достижения в своей профессии на национальном /международном уровне, высокие достижения в научно-исследовательской работе и признание среди учёных в области образования; наличием учёной степени кандидата наук / доктора философии (PhD., участием в управлении образовательным учреждением (он традиционно занимает административную должность заведующего кафедрой университета). Временно может исполнять обязанности профессора.

Статус категории «Старший преподаватель» характеризует преподавателя, который внес значительный вклад в преподавание той или иной учебной дисциплины, показывает высокие результаты в научной деятельности, имеет определенный опыт учебно-методической работы, участвует в разработке учебных планов, программ, дидактических материалов, имеет академическую степень доктора философии (PhD) и доктора по профилю. Временно может исполнять обязанности доцента.

Статус категории «Преподаватель» характеризует преподавателя, который занимается преподаванием какого-либо предмета, исследовательской и административной деятельностью, участвует в разработке программ, учебно-методических комплексов, дидактических материалов, имеет академическую степень доктора философии (PhD) и доктора по профилю, магистра.

Статус категории «Ассистент» характеризует преподавателя, который ассистирует в преподавании какого-либо предмета, занимается административной и воспитательной работой, имеет степень магистра.

Учитывая то, что в настоящее время проект Закона «Статус педагога» находится на стадии разработки, в перспективе с целью единообразного понимание статуса преподавателя целесообразно сопоставить текст проекта Закона с такими нормативно-правовыми документами, как Национальная рамка квалификаций, Профессиональный стандарт педагога, Государственные общеобязательные стандарты высшего и послевузовского образования.

Ушакова Н.М.

Кандидат педагогических наук,

профессор кафедры «Психология и педагогика»

ПГУ имени С. Торайгырова