Известный казахстанский историк Н. Масанов в своей монографии «Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества» отметил, что всесторонний анализ пространственно-временных закономерностей развертывания всемирно-исторического процесса, реально определяющих динамику историко-культурного развития различных обществ, является актуальной задачей научных поисков, связанных с изучением стадиальных и цивилизационных особенностей истории человечества. Британский профессор Арнольд Тойнби, разрабатывая цивилизационную концепцию, доказывал, что любая страна, политический союз и т. д., должны рассматриваться не сами по себе, а исходя из «исторического контекста». Он пришёл к выводу, что цивилизации представляют собой общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы; что· именно цивилизации должны рассматриваться историками.
Французский историк Марк Блок в «Апологии истории», в качестве вывода, подчеркнул, что причины истории, как и в любой другой области, нельзя постулировать. Их надо искать. Весь исторический опыт развития человечества подтверждает научный вывод о том, что возникновение и развитие цивилизации и конкретных цивилизаций осуществляется по собственным, внутренним, естественноисторическим законам и закономерностям в диалектике объективного и субъективного, необходимого и случайного, независимо от возникающих затем внешних религиозных или иных форм проявления данных закономерностей. Прежде всего, цивилизация и конкретные цивилизации возникают и складываются на вполне определенных объективных основах и во вполне определенных объективных условиях. Таковыми являются конкретные материально-культурные и социально-культурные основы и условия, складывающиеся в недрах развивающегося общества и в рамках развивающейся культуры. Ведь сама цивилизация, как продукт деятельности определенного народа или народов, формируется на определенной объективной ступени развития общества и культуры.
Поэтому закономерно то, что Президент Казахстана в своей статье «Семь граней Великой степи» прослеживает весь сложный путь становления самобытной цивилизации сложившейся на огромном пространстве современного Казахстана. Примечательно, что преамбулой статьи явились слова – «Пространство – мера всех вещей, время – мера всех событий. Когда смыкаются горизонты пространства и времени, начинается история». И это действительно не просто красивый афоризм, а скорее призыв Лидера страны к учёным, общественным деятелям, молодёжи, понять свои истоки, свою национальную историю во всей её глубине и сложности с высоты современной науки, а не по отдельным фрагментам. Долгие годы в изучении исторических событий и явлений, в воссоздании истории отдельных народов и стран, господствовала теория и идеи европоцентризма. Эта специфичная философская тенденция и политическая идеология в явной или неявной форме провозглашала превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходство образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашался единственно правильным или, по крайней мере, образцовым. Но постепенно в исторической науке в результате освоения обширного неевропейского материала выявилась альтернативность исторического развития человечества, заблуждение привычного представления об истории как едином всемирно-историческом процессе. Стало совершенно понятно и научно доказано, что в исторической ретроспективе формировались и развивались другие, отличные от европейской, цивилизации. Именно такая самобытная общественно-экономическая и политическая форма организации жизни насельников сформировалась на огромных степных пространствах Средней Азии – кочевая цивилизация.
Кочевая цивилизация обширной степной полосы сыграла значительную роль в мировой истории, оказала мощное влияние на развитие западного и восточного общества. Кочевничество становится основным направлением хозяйственно-культурного развития евразийских племен, как минимум, с середины I тыс. до н.э.
Формирование этой цивилизации вполне можно назвать степной революцией, которая имела не меньшее значение для человечества, чем городская или земледельческая. Кочевая цивилизация – это особый мир, отличающийся как от западной, так и от восточной цивилизации, а степной образ жизни такой же исторический феномен, как и городской, сельский, морской.
Значение кочевой цивилизации в истории человечества было огромным, но эта культура, как материальная, так и духовная, до сих пор полностью не изучена. Н. Назарбаев в своей статье прямо пишет о том, что сегодня гражданам страны необходим позитивный взгляд на собственную историю, важно осознать и принять свою историю во всей её многогранности и многомерности.
Достаточно объективно и глубоко изучил особенности исторического развития западносибирской цивилизации академик Л. Окладников, который сделал вывод о том, что здесь существовали мощные по тем временам самобытные культурные очаги, без учета которых история Евразии не может быть полностью понятой.
Большой вклад в изучение кочевой цивилизации Центральной Азии, внес Лев Гумилев, написав свой труд «Древние тюрки», в котором взгляды евразийцев опровергают евроцентристов. Он убедительно показал, что степная культура – это особенная культура, которая складывалась веками, имела древние традиции и глубокие корни. Дошедшие до наших дней письменные источники свидетельствуют о существовании самобытной, интересной цивилизации кочевников, которые сформировали свое хозяйство, разработали особую организацию общества, создали свою культуру. Влияние Степи прослеживается в хозяйстве, культуре, социальных отношениях. Особенность кочевой культуры заключалась в том, что она органично вписывалась в географическую среду, в экологическую нишу. Достоянием и местом проживания кочевников была Степь, на которой ее жители могли кочевать, торговать и вести свое хозяйство. Оптимально приспособившись к природным условиям, кочевники создали оригинальное жилище, теплое, просторное, удобное для переноса. Наличие свободных человеческих ресурсов с хорошо развитыми навыками преодоления больших расстояний, привело к интенсивному развитию торговли, стимулировали расширение Великого Шелкового пути, который просуществовал более трех тысячелетий.
История Казахстана подтверждает развитие различных форм организации общества, что позволило удерживать централизованную власть на огромных пространствах. Более того, совершенно очевиден вывод: степное государство исторически явилось связующим звеном между Востоком и Западом. Кочевники активно участвовали в создании общих евразийских культурных ценностей, социальных институтов, активном освоении новых земель, влияли на темпы и направления развития многих народов и государств, участвовали в возникновении международных коммуникаций и ретрансляции созданной в культурных центрах информации. Именно они сыграли ключевую роль в создании новой геополитической конструкции Азии. Судя по историческим источникам, которые обнаруживаются в архивах, соседние народы воспринимали кочевников как тех людей, для которых чужды нажива, в обществе нет социального неравенства, несправедливости, частной собственности, они умеют уживаться с другими народами, являются приверженцами определённых традиций, в первую очередь, коллективистских.
Н. Назарбаев, как лидер страны, как крупный политик, как патриот своей родины, прекрасно понимает огромную роль и значение объективной и всесторонней истории своего государства в консолидации общества, необходимости эффективного развития экономики, формирования у молодых казахстанцев чувства гордости за свою страну, убеждённости в будущем Казахстана, в том, что нужно воспитывать не пафосный, а истинный, глубокий патриотизм граждан. Именно поэтому им предложены конкретные меры по решению этих очень сложных задач. В первую очередь необходимо модернизировать историческое сознание, для чего планируется провести серьёзные фундаментальные исследования во всех отечественных и зарубежных архивах, создать историко-археологическое движение при школах и краеведческих музеях, открыть учебно-образовательный Парк-энциклопедию «Великие имена Великой степи», подготовить и распространить научно-популярную серию «выдающихся личностей Великой степи». Президент считает возможным создать Музей древнего искусства и технологий великой степи, «Антологию степного фольклора», организовать серию научно-поисковых экспедиций в различные регионы Казахстана и другие страны для поиска исторических основ фольклорной традиции.
Считаю абсолютно своевременной и, пожалуй, наиболее важной задачей в рамках модернизации общественного сознания, которую озвучил Президент, знакомить граждан страны с историей нашего государства средствами кино и телевидения. В рамках решения этой задачи, Президент считает необходимым запустить в производство специальный цикл документально-постановочных фильмов, телевизионных сериалов и полнометражных художественных картин. Сейчас у нас идет своеобразная эпоха казахстанского ренессанса, прослеживается определенный импульс в развитии современного отечественного кино. Причем большинство нынешних фильмов именно исторической направленности. Думаю, научная статья Президента только увеличит этот эффект.
Решение задачи модернизации общественного и исторического сознания казахстанских граждан – проблема архиважная и своевременная. Без изменений в этой сфере общественной жизни, сложно строить эффективное государство, формировать достоинство граждан и гордость за свою страну, позитивный взгляд на будущее нашей родины.
Кандидат исторических наук, профессор ПГУ им. С. Торайгырова Зозуля Т.Н.