Государственно-конфессиональная политика за годы независимости.
«В результате реализации собственной модели обеспечения межэтнического, межконфессионального согласия и толерантности, патриотизма народа Казахстана достигнуты внутриполитическая стабильность и устойчивый социально-экономический рост страны».
(из Декларации 20-летия государственной независимости Республики Казахстан Парламент Республики Казахстан).
За годы независимости в Республике Казахстан обеспечено духовное возрождение и самое важное – межконфессиональное согласие.
Главная цель конфессиональной политики Казахстана – содействие сохранению стабильной, спокойной межконфессиональной ситуации без религиозной конфронтации, обеспечение государственно-конфессионального и межконфессионального диалогов.
Государством предоставлена свобода религиозного вероисповедания всем гражданам независимо от их религиозной принадлежности.
Созданная модель межрелигиозного согласия и диалога – это вклад нашей страны в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий. А проведение Съездов лидеров мировых и традиционных религий, председательствование Казахстана в 2010 году в ОБСЕ есть закономерный итог огромной, взвешенной государственной политики в религиозной сфере и конкретный вклад Казахстана в преодоление опасности межрелигиозного противостояния, которая распространяется по всему миру.
В основе государственно-конфессиональной политики можно назвать три базовые составляющие: законодательная, нормативно-правовая база, организационно-практические мероприятия, реализующие эту политику.
С первых лет независимости, государство, следуя принципу равенства религиозных объединений перед законом, создало для них общее правовое поле. Так, Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (1992 год) заложил основу регулирования взаимоотношений между государством и религиозными организациями и объединениями. А Законы Республики Казахстан: «О противодействии терроризму» (1999 год) «О противодействии экстремизму» (2005 год) закрепили нормы по обеспечению безопасности страны и защите граждан.
За последние два года, сформирована новая правовая база, регулирующая религиозные отношения в стране, в рамках которого в соответствии с интересами безопасности страны регламентированы и конкретизированы правовые аспекты религиозной деятельности и функционирования религиозных объединений.
Принятый 2011 году в новой редакции Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» позитивно повлиял на религиозную ситуацию в стране. Реализация его норм позволила более четко и ясно очертить содержание государственно-конфессиональных отношений, упорядочить деятельность религиозных объединений, поставить заслон на пути использования религии в деструктивных целях.
В реализацию принятого 11 октября 2011 года Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» приняты необходимые подзаконные акты в форме постановлений Правительства, определяющих порядок: осуществления миссионерской деятельности; проведения религиоведческой экспертизы; согласования строительства культовых зданий и передачи религиозным объединениям культовых (молитвенных) зданий, сооружений; согласования деятельности иностранных религиозных объединений на территории республики, назначения иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике Казахстан.
Принятие и реализация этих нормативно-правовых актов стало важным вкладом в общую активизацию работы по профилактике и противодействию религиозному экстремизму и распространению радикальных идей. Поставлен серьезный заслон распространению идеологии радикальных религиозных течений в обществе через организацию широкомасштабной разъяснительной и информационно-пропагандистской работы среди населения.
За годы независимости создан целый ряд органов, осуществляющих государственную политику в сфере религии в пределах своих полномочий. С мая 2011 года создано Агентство Республики Казахстан по делам религий, которому переданы функции и полномочия в сфере межконфессионального согласия, обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями.
При подготовке информации использованы материалы Ассамблеи народа Казахстана, Агентства по делам религий Республики Казахстан.
Неправительственная организация на службе обществу.
«Ассоциация центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений» создана в 2009 году по инициативе трех казахстанских центров со схожими целями и миссией. Это некоммерческая, политически, идеологически и религиозно нейтральная Ассоциация, действующая в соответствии с казахстанским законодательством. В настоящее время в Ассоциацию входят 13 Центров, представляющих все регионы Республики Казахстан.
Цель организации:
Координация деятельности своих членов, представление и защита их имущественных и иных интересов, в том числе путем распространения достоверной информации о вероучениях деструктивных религиозных тоталитарных течений, оказание помощи пострадавшим от их негативного воздействия.
Предметом деятельности Ассоциации является:
Оказание в установленном законодательством порядке содействия в реализации мероприятий, направленных на увеличение охвата населения информационно-пропагандистской работой, а также повышение религиоведческой грамотности граждан республики, в том числе:
-пропаганда в средствах массовой информации материалов о негативном влиянии деструктивных религиозных течений;
-оказание помощи пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных течений;
-поддержка некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по повышению религиоведческой грамотности населения;
-взаимодействие с организациями других стран в освещении деятельности деструктивных религиозных течений;
-научно-исследовательская, консультативная, лекционная и издательская деятельность;
-взаимодействие с государственными органами, учебными заведениями в целях эффективного информирования среди учащихся сведений о негативном влиянии деструктивных религиозных течений;
-создание центров социальной помощи, консультативных и реабилитационных центров;
-антипропаганда религиозного экстремизма и сепаратизма; проведение благотворительных и информационно-пропагандистских мероприятий;
-информирование о деятельности Ассоциации в средствах массовой информации Республики Казахстан и за её пределами.
Руководство:
Инициатором создания Ассоциации и настоящим ее директором является Юлия Денисенко. Журналист, автор более ста статей на религиозную тематику, президент Общественного фонда «Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений» в г. Костанай, член Российской Ассоциации центров изучения религий и сект; консультант по выходу из деструктивного культа.
Учредители:
ОФ «Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений», ОФ «Религиоведческий информационно – консультативный центр «Сана» и ОО «Единство» города Усть-Каменогорска».
Структура:
В настоящий момент в состав Ассоциации входит 14 центров, представляющие все регионы Казахстана:
1. Общественный фонд «Центр Помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений, президент Денисенко Юлия Олеговна. Почтовый адрес: 110000, г. Костанай, ул. М. Хакимжановой, 7, офис 314. Сайт - www.antisekta.kz, e-mail: antisektakz2007@rambler.ru, телефон/факс: 8 (7142) 55 89 29.
2. Общественное объединение «Ассоциация практикующих психологов РК», Куликов Алексей Вадимович. Почтовый адрес: 110000 г. Костанай, ул. 1 Мая, 151 «а». Сайт - www.stop-sekta.kz, e-mail: stop-sekta@mail.ru, телефон: 8 (7142) 54 73 79, 8 (7142) 54 09 55, факс: 8 (7142) 54 14 69.
3. Общественное объединение «Единство» города Усть-Каменогорска», руководитель Лебедев Сергей Константинович. Почтовый адрес: г. Усть-Каменогорск, ул. Кабанбай Батыра 158 «а», оф. 510. Сайт - www.edinstvo.kz, e-mail: edinstvo_vko.mail.ru, телефон: 8 (7232) 26-18-29.
4. Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течении «Жайық», директор Аханов Жарас Иебергенович. Почтовый адрес: г. Уральск, ул. Д. Нурпеисовой 12, каб.4. Е-mail: antisekta_zko@mail.ru, телефон: 8 (7112) 51 46 80.
5. Центр социально-психологической помощи «ВИКТОРИЯ», директор Артемьева Виктория Арнгольдовна. Почтовый адрес: 100008 г. Караганда, ул. Жангозина 11. Е-mail: csrk@mail.ru, телефон: 8 (7212) 56 31 78.
6. Общественное объединение «Центр Религиоведческо-Психологическо-Правовой Консультации», директор Мырзахметов Давлат Болатович. Почтовый адрес: 100002, г. Караганда, ул. Лободы 46/2, каб. 11. Сайт - www.religioved.com, e-mail: crppk@mail.ru, телефон: 8 (7212) 97 45 85.
7. Частное учреждение «Информационно-консультативный центр «Жарык», директор Дюсенова Айгуль Егизбаевна. Почтовый адрес: г. Актобе, ул. Рыскулова, 190, 4 этаж, е-mail: daigul2007@yandex.ru, zharyk_aktobe@mail.ru, телефон 8 (7132) 24 40 70.
8. Общественный фонд «Религиоведческий информационно–консультативный центр «Сана», директор Оразбаева Гульнара Какеновна. Почтовый адрес: 020000, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41/110. Е-mail: kokshe_antisekta@mail.ru, телефон: 8 (7162) 25 57 16.
9. Молодежное общественное объединение "Адал", директор Рандюк Иван Владимирович. Почтовый адрес: г. Павлодар, ул. Ак. Чокина 87/3. Сайт - www.adal-kz.info, e-mail: ran_iwan87@inbox.ru, телефон: 8 (7182) 78-10-43.
10. Общественный фонд «Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений по Алматинской области», директор Саимов Рахат Жусупбекович. Почтовый адрес: г. Талдыкорган, ул. Тауелсиздик, 127/133, кв.21. Е-mail: antisekta_taldykorgan@mail.ru, телефон: 8 (7282) 24 74 53.
11.Общественное объединение «Болашак», директор Калиева Галина Зенуллаевна. Почтовый адрес: г. Тараз, ул. Абая, 98, офис, 212/2. Е-mail: bolashak@tarazinfo.kz, телефон: 8 (7162) 50 10 66.
12. Общественное объединение «Прозрение-Көз жету», директор Доценко Максим Юрьевич. Почтовый адрес: г. Петропавловск, ул. Интернациональная 82, офис 6. Сайт - www.prozrenie.ucoz.kz, e-mail: max_dot@mail.ru, телефон: 8 (7152) 46 21 88.
13.Молодежное общественное объединение «Зергелі Ұрпақ», руководитель Мухаметалиева Айжан Жемисовна. Почтовый адрес: 020000, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41/110. Е-mail: zerdeli_yrpak@mail.ru, телефон: 8 (7162) 25 57 16.
14. «Дін мәселелерін зерттеу және психикалық реабилитациялау орталығы» Қоғамдық бірлестігі. Төраға Диханбаев Бауыржан Жақсылықұлы, телефон: 8 (7172) 50-24-98, Е-mail: bauirzhan90@mail.ru
Результаты деятельности:
За период с 2009 года по настоящий момент Центрами, входящими в Ассоциацию была проделана следующая работа:
-опубликовано материалов в СМИ и в интернет-ресурсах – более 1200;
-проведено лекций – 1352;
-проведено круглых столов – 229;
-проведено семинаров – 478;
-проведено научно-практических конференций – 30.
Наиболее значимыми из них являются следующие проекты и мероприятия:
-составление и редактирование информационного бюллетеня «Религия сегодня» по заказу МКИ РК ;
-участие в заседаниях Мажилиса и Сената Парламента РК в рамках изменения закона о религии;
-социологические исследования;
-документальный фильм о экстремистских течениях «Вторжение»;
-волонтерский клуб;
-срыв мероприятий сайентологов в Костанае;
-обучающие курсы для районных и сельских мулл и имамов (совместно с мечетью);
-документальный фильм о «Свидетелях Иеговы»;
-документальный фильм о оккультно-мистической организации «Ата жолы»;
-дебатный клуб;
-реабилитационные центры для людей, пострадавших от негативного религиозного влияния;
-разработана программа реабилитации;
-пропагандистская работа в детских домах;
-комплекс мероприятий по профилактике экстремизма и терроризма;
-экспертная деятельность;
-авторские программы, ток-шоу на телевидении;
-публичные диспуты с представителями сект;
-конкурс детского творчества по рисункам «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!» и по сочинениям о роли мировых религий и сохранении мира и согласия в Казахстане;
-социальный театр;
-флеш-мобы.
Кроме того, члены Ассоциации по всей республике занимаются реабилитацией пострадавших от сект. Общее количество обращений граждан в центры с момента регистрации Ассоциации составляет более 1500 человек.
Количество выведенных адептов составило более 300 человек.
Количество привлеченных к ответственности (уголовной, административной) лидеров и активистов религиозных общин по материалам Центров достигло 36.
Информация подготовлена на основании информационно-справочного материала Объединения юридических лиц «Ассоциация центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений».
Сведения об истоках и идейном содержании различных экстремистских организаций
Казахстан - светское государство
В ходе своего исторического развития Казахстан приобрел статус классической светской страны. Это закреплено в Конституции страны. Политика секуляризации (отделение государства от религии) характерна не только для Казахстана, но и для всех постсоветских государств. Классическая модель светского государства предполагает нейтральность по отношению ко всем религиозным течениям, отделению государства от религии и религиозных организаций.
Следование концепции светскости позволяет нашей республике успешно соблюдать баланс интересов между верующими и неверующими гражданами и эффективно реализовывать функцию сохранения межконфессионального мира и согласия в казахстанском обществе. Вместе с тем, в настоящее время Казахстан сталкивается с целым рядом серьезных вызовов: сохранение светскости органов государственной власти и государственной системы образования, обеспечение адекватной юридической регламентации форм взаимодействия государства с религиозными организациями, пресечение деятельности псевдорелигиозных объединений и экстремистских групп.
В свете последних событий в Казахстане особое внимание в настоящее время заслуживает проблема усиления активности различных религиозных радикалов, пытающихся дестабилизировать религиозную ситуацию в стране. Для нейтрализации этого дестабилизирующего фактора необходимо иметь четкое представление об его исторических истоках, идеологической базе и формах организационного проявления.
Салафизм
Салафизм – это религиозное направление, которое призывает ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на так называемых «праведных предков», отвергая все позднейшие нововведения в исламе («салафия» в переводе с арабского языка - «предки, предшественники»). Для понимания истинной сути этого движения, необходимо оценить исторический контекст его появления и базовые идеологические постулаты.
Рождение движения салафитов произошло благодаря активнейшей деятельности шейха Ибн Теймии (1263-1328), который создал для него философскую базу. Родился в северной Сирии, жил и творил в период нашествия монголо-тюркских армий потомков великого Чингисхана (конец XIII - начало XIV веков), разгромивших большинство мусульманских государств того времени. Размышляя над причинами катастрофы мусульманской цивилизации, Ибн Теймия пришел к выводу, что все беды и несчастья, постигшие исламские государства, связаны с отступлением от первоначальных истоков. В результате, он создал религиозную доктрину, в основу которой были положены идеалы фундаментализма – возвращение к изначальной «чистоте ислама», существовавшей при пророке и первых поколениях мусульман. То есть фактической идеологической базой этого религиозного учения стал классический утопизм и необоснованная идеализация прошлого.
Особый акцент сторонники салафизма сделали на доктрине единобожия, отрицая при этом введение любых посреднических звеньев в отношениях между Богом и людьми. Салафиты считали недопустимым введение института священнослужителей или духовных авторитетов. Они вступали в ожесточенную полемику с представителями других течений в исламе, в том числе и против представителей основных четырех суннитских мазхабов, осуждавших их радикализм и отрицание вековых традиций официальных школ ислама.
Однако основным объектом их критики стали различные суфийские ордена, которые они обвиняли в том, что они привнесли в ислам нововведения. Кроме этого, они утверждали, что необходимо в своих суждениях опираться на буквальное понимание Корана и Сунны и не использовать для их объяснения доводы разума и методы логики. Салафиты объясняли это тем, что разум человека несовершенен, а священные тексты являются непосредственным словом Аллаха. Языческим отступлением от принципов единобожия, по их мнению, является также молитва, обращенная к могилам умерших святых-праведников и к предкам-аруахам.
На самом деле догматичный фундаментализм салафитов с его идеей возврата к временам пророка – так называемому «чистому» исламу, является не более чем рекламной уловкой. По сути «фундаменталисты» говорят, что в течение многих веков мусульмане всего мира ошибались, что не было в этот период среди них высокообразованных ученых и философов и отрицают тем самым все великие достижения исламской цивилизации в науке и культуре. Появившиеся в последние время радикальные секты, претендующие на «очищение» ислама, утверждают, что именно они обладают монополией на истину. Однако на поверку легко выяснить, что они пытаются исправить общепринятые и веками устоявшиеся мазхабы методом произвольного, то есть субъективного человеческого толкования Священных текстов, следуя лишь сиюминутной ситуационной выгоде. Классические же школы ислама, такие как ханифитский мазхаб, в течение многих веков серьезных непрерывных штудий по Корану и хадисам сформировали сугубо научный метод извлечения смыслов, непреложно восходящих к авторитету самого пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников.
В этой связи важно отметить, что для Центральной Азии и Казахстана традиционной формой ислама являются суннизм ханафитского мазхаба, ориентированный на интеллектуальное восприятие мира, а также «тюркский» суфизм с его традицией аулие (святых), берущим истоки у сакрального отношения степняков к предкам. Догматизм и религиозный радикализм во все времена были чужды жителям Великой степи, восприимчивым к новым идеям и открытым к свободному интеллектуальному общению. В то же время, настоящий казах должен знать и чтить своих прадедов, как минимум до седьмого колена.
Как видим, доктрина салафизма торпедирует базовые духовные ценности и традиции казахского общества и поэтому абсолютно справедливо признается в нашей стране в качестве радикальной и социально опасной идеологии. Между тем история многих стран и различных религий доказала, что социальный и духовный прогресс общества возможен только посредством инноваций и новых знаний. Консервация, возврат к прошлому, рано и или поздно оборачивался застоем, деградацией и в конечном итоге – историческим поражением нации. Вряд ли такая религиозная доктрина соответствует стратегическим интересам Казахстана.
Радикальные салафиты призывают к халифату, отказу от светскости государства, последовательно борются за создание теократического государства и выступают за введение шариатских законов и шариатского судов. Они запрещают женщинам заниматься какой-либо общественной или трудовой деятельностью. В то время как казахские женщины всегда имели очень большую степень свободы самореализации, а их высокий социальный статус хорошо демонстрирует то, как казахи называют свой родной язык – «Анна тілі» (язык матери). Отрицают салафисткие радикалы и такие исконно казахские традиции как поминовение усопшего, посещение могил и чтение там Корана, приготовление ритуальных угощений, считая все это ересью. Здесь стоит отметить, что призыв радикалов отказаться от практики почитая своих предков, разрушает идеологическую базу казахстанского патриотизма, поскольку одним из базовых его понятий является любовь к «Атамекен» (священной земле предков). Кроме этого радикальные салафиты проявляют крайнюю нетерпимость к последователям других религий. Они полагают, что верующие мусульмане не должны считать «неверующих» (кафиров) своими друзьями, не должны иметь с ними никаких отношений (запрещается даже здороваться). Таким образом, в своей жизненной практике они следуют радикальному принципу: «кто не считает кафира кафиром, тот сам кафир».
Все эти идеологические установки прямо противоречат национальным интересам нашей страны. Вместе с тем в настоящее время салафизм представлен и в Казахстане. В некоторых регионах культивируются его агрессивные версии, такие как джихадизм и такфиризм, а также более умеренные вроде мадхализма. В целом, течение салафитов не действуют как религиозное объединение или же структурно оформленное исламское движение. Поэтому они не имеют юридического статуса в нашей стране ни в качестве религиозного течения, ни в качестве общественного объединения.
Ваххабизм (одно из радикальных направлений джихадизма)
Появившееся в XVIII веке религиозно-политическое движение ваххабизма является прямым идейным наследником религиозной доктрины салафизма. Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1792), являющегося последователем Ибн Таймии. Как правило, сторонники ваххабизма сами себя называют себя салафитами. Ваххабиты, также как и их предшественники полагали, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда, и выступали против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью.
Ваххабизм как идеологическое течение формировался на фоне острого социально-экономического и общественно-политического кризиса в исламском мире. Для мусульманской цивилизации конец XVIII - начало XIX века были эпохой упадка. Османская империя, Персия, империя Великих Моголов, некогда могущественные исламские государства, разлагаются и умирают под давлением колониальных стран Запада. Влияние Османской империи на Аравийском полуострове было достаточно относительным. Вся территория была разбита на множество мелких эмиратов, фактически находившихся вне сферы влияния наместников турецкого султана. Эти эмираты постоянно враждовали между собой, совершая грабительские набеги друг на друга.
Ваххабизм стал идеологическим обоснованием для объединительных тенденций и национально-освободительной борьбы арабов против турков. Из положений и практики ваххабизма вытекало его вполне определенное антишиитское и антисуфийское содержание. Уничтожение культа святых означало в условиях того периода разрушение идеологической, духовной опоры феодальной раздробленности. Бунт ваххабитов против «тюркского» ислама, как показало развитие событий, далеко вышел за религиозные рамки и приобрел военно-политический характер. Ваххабизм стал знаменем арабского национального движения против турецкого влияния в Аравии. Движение было принято принцем Абдель Азиз ибн Саудом, впоследствии основателем и первым королём Саудовской Аравии (1932-1953). В результате чего ваххабизм стал господствующей исламской доктриной в данной стране.
Наиболее характерная черта ваххабитского движения, отличающего его от всех предыдущих мусульманских течений – это призыв к джихаду. Ваххабиты призывали к священной войне – джихаду против неверных и заблудших, и объявляли отступниками всех, кто их не поддерживает. К числу своих непримиримых противников ваххабиты относили турков – османских наместников и их султана, незаконно, по их мнению, присвоившего себе титул халифа, а также «отступников» персов-шиитов. В основном требование джихада (священной войны против заблудших и неверных) было направлено против турок. Священная война в отношении противника, исповедующего ислам, должна была обосновываться тем, что тот отступал от «чистоты» веры, нарушает ее предписания, ведет безнравственный образ жизни. Именно такие обвинения и были выдвинуты против турок. Таким образом, ваххабизм по своей сути являлся националистической идеологией арабов (оформленной в виде религиозной доктрины), направленной против суфизма (тюрков) и шиизма (персов).
В своих проповедях ваххабиты осуждали алчность, роскошь и ростовщичество, выступали против ношения шелковой одежды, драгоценностей, курения табака, употребления кофе, а также против занятий музыкой и пением. Они призывали к братству мусульман, объединению под знаменем своего учения и к суровой простоте нравов, простой жизни древних арабов. Основные обряды ислама, такие как пятикратная молитва, хадж, ваххабизм сохраняет, однако освобождает от тех мелочных формальностей, которыми их обставил поздний ислам. Ваххабиты мало считаются с омовением, с правилом снимать обувь, азан у них короче, чем у других мусульман. Практику ношения мусульманами талисманов, где написаны аяты священного Корана, называют идолопоклончеством. Утверждают, что Аллах не дает тайные знания аулие (святым). Они также запрещают вставать и оказывать почтение уважаемым людям или старшим, поскольку «покланяться», по их мнению, нужно только Аллаху.
Современные ваххабиты позиционируют себя в основном в качестве радикальных салафитов – одного из самых агрессивных течений джихадизма. Они открыто проявляют свою нетерпимость ко всем последователям других течений, особенно к шиитам и суфиям, называя их «неверными» (кафирами). Главным мировым финансовым, организационным и учебным центром ваххабизма является Королевство Саудовской Аравии. В нашей стране позиции этого крыла салафизма наиболее сильны в Западном Казахстане, который находится под определенным идеологическим влиянием радикальных исламских эмиссаров кавказских республик России.
Такфиризм
Еще одним радикальным направлением салафизма является такфиризм. Данное движение представлено экстремисткой сектой «Ат-Такфир валь-Хиджра» («Обвинение в неверии и уход из общества»), которая была основана в Египте в 1971 году. Идеология «такфиров» обосновывает необходимость насильственного свержения государственных режимов, осуществляющих гонения на мусульман. Присутствующая в названии организации фраза «…уход из общества» имеет вполне практическое наполнение. Членам «Ат-Такфир валь-Хиджра» запрещается учиться и работать в государственных учреждениях, фотографироваться, поддерживать отношения с «неверными», что затрудняет идентификацию «такфиров» правоохранительными органами. В настоящее время секта «Такфир» в большинстве стран мира признана террористической организацией, причастной к убийству высоких должностных лиц в исламских государствах.
Джамааты «такфиров» в Казахстане действуют в западных регионах, на данном этапе их основные лидеры эмигрировали в Чехию. Важным положением секты «Такфир» является то, что последователи данного течения в своих вероубеждениях и воззрениях, считают «неверными» каждого, кто совершает большие и малые грехи, не покаявшись, а также правителей и их граждан, не последовавших их законам. «Неверными» считаются те, кто не признает их учение и не вливается в их ряды. Также известно, что последователи «Такфир» не посещают мечеть, проповедуют полный разрыв с окружающей действительностью.
Стратегия организации исламского государства в «такфири» характеризуется поэтапностью:
• Первый этап заключается в необходимости «доведения до умов» или распространении своих идей и проведения религиозной агитации.
• Второй этап – хиджра, то есть переселение (эмиграция). В ходе этого периода организация работает над строительством мусульманского общества и подготовкой к использованию оружия. На данном этапе члены организации отказываются от «немусульманских» традиций и обычаев, одежды и украшений, оставляют работу в государственных учреждениях и предприятиях (сатаны), изолируются и эмигрируют. Эмиграция у них делится на: местечковую изоляцию («узлятун макания») и чувственную изоляцию («узлятун шуъурия»), чтобы жить в атмосфере истинного ислама. В этот период они только собирают силы для джихада, но не воюют.
• Третий этап – выход организации из подполья и изоляции для нового открытия неверных земель и установления исламского общества. Внешним врагом организации считается Израиль, а внутренним – общество собственных стран.
Таким образом, можно констатировать, что такфиризм представляет собой одну из самых опасных разновидностей религиозного экстремизма. Ключевым финансовым, организационным и методическим центром является Египет, находящийся в настоящее время в постреволюционной фазе развития, в которой различные экстремистские исламистские группировки значительно усилили свои позиции.
Таблиги Джамагат
Движение «Таблиги Джамагат» было основано в 1927 году в местности Меват неподалеку от Дели богословом Моуланой Мухаммадом Ильясом Кандехлеви (1885–1944). Философия движения отличается радикализмом, а именно нетерпимостью к любым другим формам вероисповедания, включая шиитскую ветвь ислама и его синкретические толкования, восприятием любых форм прогресса как несовместимых с исламом, исключением женщин из общественной жизни, а также фанатичным прозелитизмом, основанным на убеждении, что ислам должен вытеснить все другие религии.
«Таблиги джамагат» является одним из деструктивных религиозных организаций. Хотя «Таблиги джамагат» в теологическом отношении соответствует суннитскому направлению в исламе, однако, по мнению экспертов, ее идеология схожа в радикальности с ваххабизмом, а именно не приемлет нововведений или инакомыслия в вере. Ханафитам, как представляется, это не должно быть присуще. Делая акцент на очищении ислама от вредных влияний, движение категорически отрицает право на существование не только иных религий, но и других течений ислама, предрекает неизбежное и жестокое столкновение между вероучениями.
Формально «Таблиги джамагат» призывает своих адептов только к преданности Аллаху, соблюдению подобающих форм отправления молитвы, уважению к единоверцам и проповедованию исламских ценностей. Но в то же время постулаты «Таблиги джамагат» содержат пропаганду исключительности и превосходства граждан по признаку их принадлежности к исламской вере. Внедрение таких идей в массовое сознание способствует отторжению их носителей от идей толерантного отношения к представителям других религий, а главное - от соблюдения светских законов и устоев, в том числе традиций общества. За последние три десятилетия склонность таблигитов к отторжению представителей других религий стало движущей силой религиозного радикализма, экстремизма и даже терроризма в мире.
По сути, сподвижники «Таблиги джамагат», осознанно или неосознанно, проповедуют версию ислама, почти неотличимую от идеологии джихадистов, исповедуемой всеми террористами. Для большинства молодых мусульман первым шагом на пути к радикализации их религиозного сознания становится присоединение к «Таблиги джамагат». Так, по оценкам французких изданий, до 80 процентов исламистских экстремистов вышли из рядов их организации. «Таблиги джамагат» свойственна закрытость. Его центры находятся за рубежом – в Индии, Пакистане и Бангладеш, их программа и установки известны только узкому кругу лидеров движения. Данный подход противоречит традициям ислама, который не приемлет закрытости и слепого подчинения. Особая активность «Таблиги джамагат» проявляется в республиках Центральной Азии. Однако, в Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане ее деятельность уже продолжительное время запрещена. Организация также запрещена в Российской Федерации.
Анализ основной книги таблигов «Фазаиль амали» показывает, что в идейных основах движения заложено подавление воли адептов, ограничение их трудовой и интеллектуальной деятельности. Так, в книге дается наставление найти шейха-богослова, который сможет «связать тебя с Аллахом» и «прислуживать ему и следовать его наставлениям, как будто у тебя нет своей воли, и не осталось своих желаний. Выполнять его приказы без промедления». В книге большое внимание уделяется безграничному служению религии, даже в ущерб заботам о заработке на нужды семьи. Согласно идеологии «Таблиги джамагат», рабочее время, потраченное на обеспечение семьи, не соответствует целям религии.
Члены «Таблиги джамагат» подчиняют свою жизнь движению. От активистов «Таблиги джамагат» требуется посвятить сорок дней в году, три дня в месяц, две вторые половины дня в неделю и два часа каждый день работе на организацию. В связи с обеспокоенностью судьбой казахстанской молодежи нами проведен анализ деятельности «Таблиги джамагат», который показал заметное оживление движения в 2012 году во всех регионах Казахстана и активное вовлечение в число сторонников именно молодых людей, действовавших под непосредственным надзором старших «наставников».
Некоторые из них за нарушение законодательства были подвергнуты административной ответственности, со многими проведена разъяснительная работа. Особенного внимания заслуживает методология деятельности «Таблиги джамагат», которая подразделяется на два вида. То есть, когда имеется возможность открытого проведения работы, члены движения осуществляют публичную миссионерскую работу, когда же они сталкиваются с препятствиями со стороны общества и государства, они организованно уходят в подполье. Возможно, по этим причинам имеется практика перехода сторонников «Таблиги джамагат» в джихадистские группировки и их последующее участие в боевых действиях. «Таблиги джамагат» представляет собой среду, из которой террористическими и другими экстремистскими организациями и незаконными военизированными формированиями подбираются и вербуются новые функционеры.
За все годы существования в Казахстане общины «Таблиги джамагат» официально никогда не имели регистрации. Фактически всегда действовали нелегально. А после вступления в силу закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» их деятельность вовсе незаконна. Ежегодно десятки таблигитов привлекаются к административным наказаниям.
Таким образом, «Таблиги джамагат» несомненно представляет опасность для общества, имеет деструктивный характер, поскольку способствует расслоению общества по признаку религиозной принадлежности, игнорированию ее представителями конституционных прав и обязанностей. 26 февраля 2013 года решением Сарыаркинского районного суда города Астаны, по представлению органов прокуратуры, вынесено решение о запрете деятельности организации в Казахстане.
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами
Партия представляет собой международную, панисламистскую организацию. Партия создана в 1953 году в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Такиуддином аль-Набхани, через месяц организацию запретили в Иордании. А в 1955 году самому Набхани запретили въезд в страну. Тем не менее, он продолжал вести активную деятельность в Сирии, Ливане, Ираке, где также подвергался преследованиям со стороны властей. Скончался в Бейруте в 1977 году, но к тому времени у «Хизб ут-Тахрир» появились последователи в разных странах мира. По данным «The Heritage Foundation», партия действует в 40 странах мира, в каждой из которых имеет от 5 до 10 тыс. убежденных членов. Точное количество членов неизвестно, но предположительно, насчитывает миллионы человек.
«Хизб ут-Тахрир» провозглашает себя «политической партией, идеологией которой является ислам». Цель партии – содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни («все стороны жизни должны основываться на нормах шариата») и распространению исламской веры в мире. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоздания единого (объединяющего весь исламский мир) теократического государства - халифата. В документах «Хизб ут-Тахрир» правительства мусульманских стран характеризуются как неисламские, а причиной всех сегодняшних проблем мусульманской уммы объявляется «отсутствие ислама в ее повседневной жизни», в том числе «отсутствие исламской системы правления».
Конституция партии состоит из 187 статей об Исламском государстве, в ней детализируется все – от исламской экономики и системы образования до отношений между мужчинами и женщинами. Главная цель – объединить исламские народы в едином исламском государстве или халифате, которым руководит избранный халиф. Партия призывает к установлению халифата и возвращению стран, где мусульмане составляют большинство населения, к халифату, который представлял собой золотой век Ислама до того, как европейский империализм колонизировал Ближний Восток. Партия фокусируется на пропаганде идеи установления халифата среди мусульман. Предполагается, что борьба за реализацию поставленных целей будет включать три стадии:
• Создание сообщества «Хизб ут-Тахрир», члены которого будут работать вместе подобно соратникам пророка Мухаммеда. Члены партии полностью принимают ее цели и методы как свои, и готовы трудиться для достижения этих целей.
• Формирование общественного мнения среди мусульман в пользу халифата и других исламских концепций приведет к возрождению исламской мысли.
• Когда общественное мнение убедится в вышеприведенном, партия надеется получить поддержку армейских генералов, лидеров и т.п., что облегчит смену правительства. Правительство будет заменено исламским, а в дальнейшем созданное исламское государство будет доносить ислам до всего остального мира. Партия не устанавливает сроков воссоздания халифата, рассчитывая в этом вопросе только на помощь Аллаха.
Структура партии централизованная. Партия контролируется центральным руководством. Национальные организации обычно находятся под руководством группы из 12 человек, контролирующих местные ячейки. Женские ячейки существуют отдельно от мужских. Основное подразделение партии – ячейка из пяти членов, лидера которой называют мушриф. Только мушриф знает членов других ячеек. Новые члены проходят 2-х летний курс обучения, изучают партийную литературу под руководством наставника перед тем, как дадут клятву верности партии.
В настоящее время «Хизб ут-Тахрир» стала глобальной организацией, имеющей очень хорошие позиции не только в исламских, но и в западных странах, в частности Великобритании. Вместе с тем ее деятельность носит ярко выраженный экстремистский характер, в связи с чем, она была запрещена в Казахстане в 2005 году. Призыв к созданию исламского халифата является глобальным проектом исламского интернационала и направлен против независимости нашего государства.
Здесь стоит отметить, что радикализированные и агрессивные интерпретации ислама оказываются в определенном смысле также плодом специфического влияния Запада. Современная Европа превратилась в своеобразный инкубатор террористических кадров из числа мусульманской молодежи. Сегодня существует больше возможностей и оснований для формирования исламисткого радикализма в предместьях Парижа, Лондона или Амстердама, чем в Карачи, Каире или Джакарте. Оторванная от своих корней космополитическая исламская интеллигенция, чей язык преимущественно английский, а не арабский, очень часто оказывается носителем радикальных идей и идеологий. Многие радикальные интерпретации ислама рождаются в эмигрантских общностях на Западе, а не в исламских странах. Большинство веб-сайтов, пропагандирующих джихад, базируются на Западе.
***
Таким образом, мы видим, что независимый Казахстан находится под мощным идеологическим прессингом со стороны различных экстремистских религиозных организаций, которые пытаются разрушить духовные опоры казахстанского общества. Зачастую радикальные религиозные течения имеют конкретные «порты прописки» в виде тех или иных стран, которые преследуют свои далеко идущие геополитические цели. Для сохранения духовного суверенитета и политической независимости нашей страны мы должны придерживаться традиционного для нашего общества ханафитского мазхаба.
Подготовлен по материалам ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СБОРНИКА «ВОПРОСЫ УКРЕПЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ» АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ (2012 г.)
Сведения об организациях, чья деятельность судебными органами Казахстана признана экстремисткой.
Самой серьезной проблемой, ставшей актуальной в последние годы, стало проникновение и распространение в Казахстане, в том числе и в нашем регионе, идей религиозного радикализма и экстремизма.
Экстремизм в самом общем виде можно охарактеризовать как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим принятые в обществе нормы и правила. Определенные силы пытаются использовать религию в политической сфере для достижения целей, направленных на насильственное изменение государственного строя или захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение религиозной вражды и ненависти.....
Вопросы противодействия и пресечения проявлений экстремизма и терроризма находятся под постоянным контролем и вниманием органов государственного управления. Создана законодательная и нормативная база борьбы с терроризмом. В частности, приняты Законы “О борьбе с терроризмом”, и “О противодействии экстремизму”.
На сегодняшний день судебными органами Казахстана 17 различных организаций признаны террористическими либо экстремистскими и их деятельность запрещена на территории республики. В их число входят:
- Аль-Кайеда;
- Исламская партия Восточного Туркестана;
- Курдский народный конгресс;
- Исламское движение Узбекистана;
- Асбат аль-Ансар;
- Братья мусульмане;
- Талибан;
- Боз гурд;
- Жамаат моджахедов Центральной Азии;
- Лашкар-и-Тайба;
- Общество социальных реформ;
- Хизб-ут-Тахрир;
- АУМ Синрике;
- Организация освобождения Восточного Туркестана;
- Алля-Аят;
- Ата-жол («Ак жол», «Ак орда»);
- «Таблиги джамагат».
Какое-либо участие граждан в деятельности вышеназванных организаций может преследоваться по Закону РК “О противодействии экстремизму” и другим законодательным нормам.
Подготовлен по материалам брошюры Департамента по делам религий Павлодарской области Агентства Республики Казахстан по делам религий, Управления внутренней политики Павлодарской области «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КАЗАХСТАНЕ И ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ» (Павлодар 2012 г.)