БИБЛИОТЕКА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Т. А. АБЕЛЬДИНОВА
Библиотекарь колледжа ПГУ им. С. Торайгырова, г. Павлодар

Библиотека, как социальный институт, всегда занимала определенное место в воспитании духовной культуры личности. Поэтому, поиск ответа на вопрос: каковы функции библиотеки в уравновешивании технократического, прагматического мышления и общечеловеческих ценностей является одной из важных задач.

О духовной миссии библиотекаря говорилось уже в монастырских уставах и наставлениях книгохранителям, где им предписывалось советовать читателям, что читать и как помогать в понимании прочитанного.

Сегодня ситуация с чтением, проблема чтения, вызывает серьезную тревогу общественности. В связи с этим встает вопрос о миссии библиотеки, ее социальных функциях. По этому поводу ведутся серьезные дискуссии в специальной печати [1] . И можно констатировать, что к консенсусу специалисты пока не пришли, а между тем нарастание деструктивных явлений в обществе требует однозначного ответа на вопрос о месте и роли библиотеки в сохранении и воспитании духовной культуры нации.

Нам близка позиция А. Н. Ванеева, который утверждает, что миссия всех библиотек вечна и неизменна и состоит в сохранении и передаче культурного наследия, духовной памяти человечества. Однако мы не можем согласиться с теми теоретиками, которые считают, что деидеологизация нашего общества освобождает библиотеки от воспитательной, культуртрегерской функции, оставляя за ней задачу накопления и передачи информации.

М. Дьюи еще в позапрошлом веке предложил формулу, с которой трудно спорить «Каждому читателю нужную ему книгу в каждой библиотеке». Но вот какую книгу требует читатель в библиотеке, зависит, прежде всего, от уровня его духовной культуры, от того, в каких условиях формировались его потребности. И повлиять на них не запретительными, а образовательными  и рекомендательными методами библиотеки обязаны.

Манифест ЮНЕСКО «О публичной библиотеке» декларирует деятельность библиотек как «одну из главнейших предпосылок непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития личности и социальных групп» [2, с. 156-159].

В современных представлениях о библиотеке можно выделить два аспекта. Один из них заключается в том, что библиотека рассматривается как «память человечества», а это определяет значение мемориальной функции библиотеки, направленной на сохранение культурного наследия для последующих поколений.

Другой аспект – это ориентация на читателя, поскольку библиотека создана для удовлетворения и возвышения читательских потребностей. Отсюда значение просветительской функции.

Соединение этих двух аспектов и определяет гуманистическую миссию библиотеки. Возрождение гуманистической миссии библиотеки, пришедшей на смену идеологической, является одним из перспективных направлений в отечественном библиотековедении.

Однако в ответе на вопрос, в чем заключается сущность и социальное значение библиотечного дела сегодня, ученые не проявляют единства взглядов. Здесь можно выделить несколько подходов к решению проблемы: культурологический, маркетинговый и информационный.

Выразители культурологического подхода убеждены, что библиотека «должна оставаться величественным храмом знаний и культуры, а не превращаться в базар». Так, Ю.В. Климаков видит подобное назначение библиотеки «в собирании и сохранении духовных достижений человеческой цивилизации, содействии в использовании всемирного исторического опыта человечества»

С.А. Порошин расценивает библиотеку как источник духовности [3]. По существу культурологическим можно назвать и подход А.Е. Шапошникова, согласно которому социальная миссия библиотеки состоит в ее «общественно-преобразующей деятельности», имеющей следующие исторические этапы: духовно-нравственный – с XI в., просветительно-образовательный – с XVIII в., культурно-возрожденческий – с начала 90-х гг. ХХ в.

Гуманистическая миссия библиотеки сформирована усилиями философов, просветителей и библиотековедов, которые рассматривали библиотеку как «храм мысли» (А.И.Герцен), «книжное отражение Вселенной» (Н.А.Рубакин). Библиотека – это «могущественное орудие просвещения» (Н.А.Рубакин). Она призвана содействовать гармоничному развитию личности (Л.Б.Хавкина), служить «пользе и интеллектуальному возвышению всех» (В.В.Стасов).

Гуманистическая миссия библиотеки – формировать Читателя с большой буквы, его ценностные ориентации, а не только удовлетворять утилитарные потребности в чтении. Приоритет научно-технической информации и почти полное отсутствие социальной, исторической, эстетической и других видов информации приведет к тому, что цель гуманитарной информации будут видеть, как правило, в информационном обслуживании специалистов в области гуманитарных наук, а не в гуманитарном просвещении читателей.

Поэтому нельзя согласиться, когда информационную функцию объявляют главной, а то и единственной социальной функцией библиотеки, а гуманитаризацию библиотеки и библиотечного образования объявляют «чрезмерной» [4] .

Библиотека, по своей природе, является гуманистическим социальным институтом. При этом, решая свои гуманитарные задачи (содействие повышению уровня образованности, культурного уровня, эстетическому развитию и т.д.), библиотека для их решения использует также информационные методы и средства, новые библиотечные технологии, основанные на применении электронных средств хранения и передачи гуманитарной информации.

Основанием для рассмотрения библиотечной среды как информационно-культурологической послужили некоторые работы, связанные с изучением ее технических и культурологических аспектов. По мнению Ю.А. Шрейдера, информационная среда выступает как объект техники, пока она рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации. Как только среда начинает рассматриваться как средство коммуникации…то она выступает как неотъемлемый фрагмент культуры и должна исследоваться в этом качестве [5].

Концепция библиотеки как социокультурного института (автор концепции И.М. Фрумин) утверждается в середине семидесятых годов. В соответствии с данной концепцией функции библиотеки дифференцированы на внешние (или социальные) и внутренние (технологические) [6, С.64-68]. Внешние обозначены как сохранение и трансляция памяти человечества, организация массового чтения; внутренние структурно-технологические, обеспечивающие формирование структуры библиотек, их практическую деятельность и управление ими. Социальные функции были представлены, в свою очередь, как общие и специфические.

В начале восьмидесятых годов в связи с развитием процессов информатизации, была сделана попытка проведения анализа функций библиотек на основе информационных представлений о сущности общественных явлений в целом и библиотечной деятельности в частности. А.В. Соколов, в соответствии с информационным системным подходам, выделил две группы функций: сущностные и прикладные .Сущностные (коммуникативная, познавательная, кумулятивная) были признаны первичными социокультурными характеристиками, не зависящими от конкретных социальных условий. Прикладные обозначил как вторичные, касающиеся практической работы [7, С.19-27]. Основное их свойство – динамичность. Роль библиотеки в обществе зависит, по его мнению, от реализации ее сущностных характеристик. Таким образом, А.В. Соколов теоретически обосновал статус библиотеки как социального института – непосредственного участника процессов коммуникации в обществе.

В середине восьмидесятых годов оформляется культурологический подход к библиотеке, который наиболее полно представлен в работах В.Р. Фирсова [8, С.15-20]. Наряду с коммуникативной и познавательной характеристиками библиотеки к сущностным, в рамках данного подхода, относится и ценностно-ориентационная. Этим подчеркивается, что библиотека как социальный институт является, прежде всего, механизмом социализации человека, а не только средством организации информационных процессов в обществе. Социализация личности, по мнению автора, происходит на основе приобщения к культуре.

Таким образом в восьмидесятые годы четко обозначились два подхода в рассмотрении сущности библиотеки как социального института: информационный и культурологческий.

Культурная функция библиотеки – это совокупность видов ее работы, направленная на свободное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, сама выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов.

Библиотека не создает каких-либо ценностей, выходящих за пределы ее функционального назначения. Главная ее социальная миссия выражается в том, что она играет незаменимую обеспечивающую, а именно информационную роль по отношению к институту культуры вообще, к культуре каждого конкретного читателя.

Библиотеку можно уподобить улице с двусторонним движением: в одном направлении усилиями библиотекарей поступает к читателям информация об имеющихся достижениях культуры, в другом – движется информация о вновь созданных ее ценностях.

Чтобы проиллюстрировать роль современной библиотеки в духовной жизни общества, достаточно сказать, что если в древности великие творения могли создаваться вне какой-либо связи с библиотечным делом, то ныне они практически невозможны без самого тесного сопряжения творческой мысли с «памятью» человечества, сконцентрированной в библиотеках. Современные писатели, режиссеры, художники, ученые, представители других профессий на определенных этапах творчества не могут обходиться без источников информации, которые предоставляет им библиотека. Разумеется, это не единственное, но важное условие творчества [9].

Особенно велика роль библиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека. Библиотеки были и остаются наиболее распространенными общественными очагами культуры, образуя самую разветвленную, самую доступную сеть каналов доведения информации о культуре до широчайших слоев населения. В мире действует более одного млн. библиотек с фондом свыше шести млрд. ед. хранения. Ни одно другое учреждение культуры не идет в сравнение с библиотеками в этом отношении. Несопоставимы они и по масштабам обслуживаемой аудитории, если не считать телевидение.

Выступая как мощный и вместе с тем чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей, библиотека способствует развитию общей культуры читателей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт. Показательно, что существует неоспоримая связь между культурой населения и численностью библиотек, качеством их фондов, организацией их работы. Не случайно по постановке библиотечного дела можно судить об уровне культуры той или иной страны.

Библиотеки – универсальное средство развития культуры, пропаганды ее достижений. Они охватывают все документально зафиксированное культурное достояние. В пропаганде сокровищницы культуры, они, в отличие от многих других учреждений культуры, способны дойти до каждого человека, ибо в основе их деятельности лежит индивидуальный подход к конкретному человеку.

Наконец, библиотеки – хранительницы культурного наследия всего человечества, отдельных народов, стран. В их фондах сосредоточена информация о культуре прошлого и настоящего. А такие библиотеки, как национальные, призваны вечно хранить эту информацию в виде произведений печати.

Культурная функция библиотеки реализуется путем использования многообразных форм деятельности: от непосредственной выдачи изданий до организации различных любительских объединений, клубов по интересам т.п. Однако основное содержание данной функции остается неизменным. Оно заключается в том, чтобы максимально большее число читателей овладело духовными ценностями культуры, прониклось высотами, идеалами прогрессивной мировой культуры, освободилось от духовной несвободы встало на такой путь развития, который в конце концов приводит к формированию гармонической, всесторонне развитой личности – идеалу представлений о человеке, в котором все совершенно: и мысли, и чувства, и действия.

Связь библиотеки и культуры взаимообусловлена. При этом наиболее важно, кто имеет право доступа и к какой культуре. Любое общество сложно структурировано, раздроблено на субкультуры (например, богатых и бедных, имеющих власть и отстраненных от нее) и раздираемо взаимным непониманием, что препятствует достижения согласия. Библиотека, владея фондами и ресурсами, смогла бы сократить разрыв между субкультурами современного общества, приняв активное участие в борьбе за социальное согласие и участие в общественной жизни.

В частности, библиотека – это способ приобщения людей к книжной культуре независимо от состояния книжного рынка и его конъюнктуры, единственное место, где независимо от своего положения в обществе человек способен взаимодействовать со всем миром книжной культуры. Библиотеки выполняют, таким образом, функцию социального равенства, социальной справедливости.

Личность библиотекаря и библиотека как социально-культурный институт играют важную роль в формировании духовно-нравственной культуры личности. Х. Ортега-и-Гассет высказался так: «Сущность наших размышлений, нашего опыта работы-жизни в библиотеке можно обозначить так: в библиотеке необходимо создание особой среды, формирование особого духовного пространства, с особой аурой. Библиотекарь – это профессия, в которой требуются качества, казалось бы, несовместимые: кропотливость, скрупулезность – и в то же время – одухотворенность, тонкость, глубина, внутренний поиск. Настоящий библиотекарь в нашем понимании – это практический идеалист, который должен решать десятки непростых и необходимых проблем (особенно «здесь» и «сейчас») и одновременно быть человеком, увлеченным главными гуманистическими задачами – строить себя и отношения между людьми» [10].

 

Список использованных источников

1    Манилова Т.Л. Библиотека и социальная среда: возможности взаимопонимания // ХХI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека. -М., 2001.- С.162-163.
2   Манифест о публичной библиотеке / ИФЛА/ЮНЕСКО // Через библиотеки – к будущему: Сб.материалов по формированию детско-юношеской информационной политики: В 2ч.:Ч.1.-М.: Школьная библиотека,2004.- С. 156-159)
3 Порошин С.А. Философия библиотеки: к постановке вопроса // Библиотековедение.- 1994.- №5.- с.124
4    Мотульский Р.С. Высшее библиотечное образование в Белоруссии : состояние и перспективы // Науч. и техн.б-ки.-1995.-№3.-С.66
5  Шрейдер Ю.А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Информатика и культура: Сб. ст.- Новосибирск,1990.- С.50-81
6      Фрумин И.М. Библиотековедение: объект, предмет, функции // Библиотекарь.- 1977.- №2.-С.64-68
7  Соколов А.В. Социальные функции библиотеки и библиографической деятельности // Науч. И техн. Б-ки.Сер.1.-1984.-№6.-С.19-27).
8  Фирсов В.Р. «Сущностные функции» библиотечной деятельности: Культуроведческий подход // Науч. И техн. Б-ки СССР.-1985.-№5.- С.15-20
9 Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении // Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования  / Сост. Ю.П. Мелентьевой.-М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом,2003.- с.159
10 Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве: Сб. / Пер. с исп.-М.: Радуга,1991.-639с.