Что ни говори, а работа журналиста так устроена, что не то что заскучать нет времени, а даже похандрить по-осеннему как следует не удается. Ленты соцсетей, привычно для осени пестрящие постами а-ля «укутаться-в-теплый-плед», прямое тому подтверждение. 

В общем, хандрить в этом году мне не дал форум «Иртыш-Инвест», хронику которого я вела как фотокорреспондент.

О форуме было много уже сказано, и по сути своей, для всякого человека, хоть немного умом пытливого, такое событие дает редкую возможность из первых уст узнать что-то действительно новое и расширяющее границы картины мира. 

В этом отношении мой ноябрь «сделал», говоря языком маркетологов, эксклюзивный семинар Александра  Идрисова. Экслюзивность вообще применима ко многим именитым гостям университета в эти дни, но, когда попадаешь на лекцию такого специалиста, сразу становится ясно, что он свой хлеб не даром кушает.

Центрообразующей темой семинара А. Идрисова были стартапы. Да, именно страртапы во всем их многообразии и небывалой актуальности. 

С первых слов г-н Идрисов безоговорочно завладел вниманием слушателей. К слову сказать, выступал он около трех (!) часов, что, согласитесь, задача непростая.

Честно скажу, что в финансах и экономических хитросплетениях я не сильна, но когда материал подается умело, даже такая тематика невольно открывается с иной стороны. 

Начал Александр Идрисов со статистики успешности стартапов. Интересно, что для выхода на окупаемость основатель стартапа должен предпринять три попытки с неизбежными падениями и «набиванием шишек». Почти в каждой мысли лектора звучал тезис о том, что стартап – это в первую очередь большой труд. Тут же был развеян миф, что уже через полгода можно потягивать пинья-коладу на пляжах Капокабаны. Я немало удивилась, что при всей кажущейся легкой на подъем сущности стартапов, для выхода на окупаемость и даже брендовость, стартапу требуется от 7 до 9 лет. 

Одним из формообразующих по своей важности элементов гость выделил тот факт, что стартапы в основной своей массе рождаются в студенческой среде. 

Инновация – это не процесс создания знаний. Инновация – это процесс превращения знаний в деньги.  

В этом А. Идрисов выделил принципиальнейшую разницу того, как у нас воспринимаются инновации. Как пример, была озвучена Финлядндия, где от ученых не требуют инноваций, разумно ожидая, что они создают знания. Ученый может стать предпринимателем, но ему для этого нужно отойти от науки и сфокусироваться на бизнесе. В этом случае к ученому совсем другие требования и финансируется его труд  не из государственного фонда, а из фонда поддержки инноваций, где от него уже ждут отдачи. Но тут он сделал оговорку, что в Финляндии надзорные органы не приходят через три года с ультиматумом «даешь окупаемость», как это часто бывает на постсоветском пространстве. У фонда по инновациям другие показатели эффективности: не возвратность инвестиций, которые нужно вернуть и отчитаться перед начальством, а рост производительности труда в компаниях, которые получили эти гранты и  внедрили свои инновации. Смысл в том, что по такой схеме предприниматель работает на усиление конкурентоспособности своей страны.  

Казалось бы, об этом «из каждого утюга говорится», но настолько просто я эту формулу услышала впервые. В очередной раз убедилась, что такая «простота» подачи – прямой признак высочайшего профессионализма лектора и умения доносить информацию доходчивыми словами.

Живым примером стало разработанное в Финляндии безлактозное молоко. То есть финны осознали, что есть немало людей, которые не переносят лактозу, но молочные продукты, тем не менее, любят. Тогда вышли на рынок с таким продуктом и заняли на нем хорошую долю. 

Тут А. Идрисов немного разрядил терминологическую серьезность семинара, озвучив мнение одного из российских экспертов: «У нас безлактозное молоко не могло стать инновацией, поддержанной сверху. У нас нужно, чтобы сама корова летала с реактивным ранцем, ориентируясь по GPS и тут же осыпала всех сверху шоколадными сырками». 

Мне очень импонируют люди, которые призывают к развитию. Тут А. Идрисов привел в качестве примера свою компанию, где диплом играет третьестепенную роль, а превалирует без малого сотня тренингов каждый год для всех сотрудников. 

Важную роль гость отвел стремлению в огромном потоке информации быть первым, кто узнает больше, раньше, отметив при этом, что интернет как открывает бескрайние информационные ресурсы, так и отвлекает человека развлекательным контентом.

 

В общем, с лекции профессора Идрисова я вышла умная-преумная и теперь могу даже поддержать разговор с финансистами, что для человека, от финансов далекого, большое достижение. 

А если серьезно, то мне очень импонировал сам гость, как харизмой своей, так и широчайшим кругозором, которым он стремится поделиться не только с топ-менеджерами крупных компаний, но и со студентами.  

Еще раз спасибо моей работе, Александру Идрисову и осенней хандре, которая ушла вслед за коровой с реактивным ранцем. 

 

Руфина ТОРПИЩЕВА

«Білік» №11 (190), 21 қараша 2016 жыл.