Бурдина Елена Ивановна

Проблема работы с одаренными детьми на современном этапе является наиболее актуальной в педагогической науке. Одаренные дети обладают особым потенциалом, одним из которых является гносеологический потенциал. Развитие гносеологического потенциала поможет учителям использовать естественные потребности одаренных учащихся к познанию и сформировать сознание детей для дальнейшего их роста. Специально организованные педагогические условия, есть один из путей эффективной работы с одаренными детьми.

В современной педагогической науке рассматриваются проблемы изучения отдельных показателей человеческого потенциала с различных точек зрения:

- изменений в человеке по «видам», традиционно выделяемых в психологии и педагогике: физическим, интеллектуальным, духовным и т.п. особенностям;

- изменений психических процессов, состояний и свойств человека;

- изменения человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности и т.д.

Для одаренных детей точка зрения об изменений человека как индивида и развитии его индивидуальности, по нашему мнению, является наиболее приемлемой. В эмпирических исследованиях современных ученых, несмотря на наличие многих теоретических расхождений, достигнут высокий уровень объективного понимания данного подхода в связи с систематизацией представлений о наличии потенциальных возможностей человека.

Данный подход позволяет на основе выделенных категорий (индивид, личность, индивидуальность) вычленить основные признаки и показатели потенциальных возможностей ученика на основе его природной сущности.

Представляя собой комплексную характеристику дееспособности человека, понятие «гностический потенциал» одаренных детей позволяет рассматривать целостный «спектр» учащихся с позиций не только его наличного бытия, но и условий формирования, а также социальных перспектив развития. «Потенциал» (от лат.potencia - сила) выступает в единстве пространственных и временных характеристик ребенка. В различной литературе по разному трактуется данное понятие, так по С.И. Ожегову, потенциал есть «степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-нибудь» и «то, что существует в скрытом виде и может появиться при известных условиях» (Ожегов С.И),  по Б.Г.Ананьеву это «внутренние силы личности, значимые для повышения производительности труда, основа деятельности в сфере производства» и т.д.

Гносеология как раздел философии, в котором изучается такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т.д.

Термин "гносеология" в современной литературе употребляется в двух основных значениях:1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о "знании вообще", независимо от его форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках

Таким образом, можно констатировать, что гносеологический потенциал одаренных детей есть скрытые возможности этих детей, которые возможно раскрыть через создание специальных педагогических условий учитывающие закономерности познавательной деятельности этих учащихся.

При формировании гносеологического потенциала одаренных детей мы опираемся на данные психологии, физиологии, медицины, социологии, педагогики и т.д. Так как одаренность учащихся воспринимается нами как наличие у обучающихся деятельности четко проецируемых вовне возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем, то для его формирования и развития необходима специально организованные педагогические условия включающие:

- особую образовательную среду (педагогические кадры, спецкурсы, программы, работа родителями, условия отдыха и т.д.);

- взаимодействие с внешкольными организациями (вузы, конкурсные оранизации и т.д.)

- психолого-педагогическое и методическое сопровождение.

Гностический потенциал одаренного ученика представляет собой эталон наиболее существенных для него личностных качеств и отношений, характеризующих оптимальную степень соответствия общественных и личностных потребностей. Критерием уровня гностического потенциала служат качественные характеристики отдачи познавательной и творческой энергии. Эта отдача находит конкретное выражение в учебной деятельности одаренного ученика.  

В свою очередь природа гностического потенциала способствует выявлению его компонентов:

- коммуникативный;

- конструктивный;

- творческий;

- рефлексивный;

- мотивационный.

Структура гностического потенциала представлена на рисунке 2

Рисунок 2 – структура гностического потенциала одаренных детей

Природа гностического потенциала обладает как заданными изначально внутренними предпосылками, выраженными природно-генетическим компонентом, так и внешними – социально-личностными, которые собственно и способны измениться под влиянием стихийных и специально организованных воздействий. Для выявления сущности и структуры гностического потенциала необходимо выделить те его составляющие, на которые можно оказать воздействие с целью интенсификации его развития.

В рамках исследования, основой которого послужила теория личностного потенциала, в заданных условиях, а именно – развитие одаренности учащихся, мы сочли наиболее актуальными компоненты гностический, конструктивный, рефлексивный, творческий и коммуникативный:

1) мотивационный компонент – получение и накопление знаний, владение способами получения информации о мире в целом, быстрого овладения научными методами исследования, накопление информации о себе и других людях; стимулирование регулирования самоконтроля и саморегуляции, определение мировоззрения, проявляющегося в устойчивых отношениях к миру, труду, другим людям к себе; активная жизненная позиция. Его формирование у одаренных учащихся сопровождается анализом причин успехов и неудач в учебной деятельности, использованием логических приемов мышлении в обучении, которые связаны с преобладанием познавательной стороны учебной деятельности.

2)  творческий компонент – представлен потребностью одаренных детей в творчестве, опытом творческой деятельности, преобразовательной деятельностью.

3) конструктивный – основа продуктивной организации учебной и трудовой деятельности одаренных учащихся, обеспечивает стратегическую направленность учебной деятельности, проявляется в умении ориентироваться на конечные цели, дает возможность мыслить, обобщать на основе недостаточного числа признаков, создавать новые сочетания, используя имеющуюся информацию, в основе которых лежит способность к интеллектуальному труду. Развитие конструктивного подхода определяется уровнем сформированности познавательных действий, сформированности образовательных представлений о моделируемых объектах в плане  их отражения внешних свойств и функциональных особенностей; осуществлением планирования действий и контроль конечного результата. Психологическим механизмом реализации данного компонента служит мысленное моделирование образовательного и научного процессов. Конструктивный компонент позволит планировать учебную и научную деятельность присущую одаренным детям, осознавать значимость изучаемого материала в целом учебном процессе, учитывая связи с другимим дисциплинами.

4) Рефлексивный раскрывает принцип мышления личности одаренного учащегося, направляющий его на осмысление и осознание собственной деятельности, предметное рассмотрение знаний, критический анализ его содержания; процесс самопознания, раскрывающий внутреннее строение и специфику духовного мира.

Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, поэтому связан с коммуникативными способностями.

Сформированность данного компонента осуществляется в хорошей интуиции, помогающей в учебной деятельности одаренным детям в результате большой умственной работы, позволяющей сократить путь познания на основе быстрого, логически подсознательного понимания ситуации и нахождения правильного решения. В познании интуиция помогает рождению гипотез, развивает способность видеть проблему, установить связи с другими проблемами, формировать гипотезы, находить критерии измерения изучаемых явлений, описывать, интегрировать и синтезировать научные факты, находить им место в теории.

5) коммуникативный компонент – особый уровень коммуникативного процесса, когда суть диалога представляется взаимодействием сознания и мира культуры [ХХХ]. Основанием поступков, действий человека как личности, направленных на себя, является свобода, определяющая самодетерминацию личности, реализующая ее жизнедеятельность, помогающая человеку выработать идею о самом себе. Диалог в русле самодетерминации понимается как возможность изменить себя, как структурообразующее начало самоактуализации. Внутренний диалог является основой самосознания, способности к проблематизации общения, к лабильности его способов и легкости смены позиций. Приобретается широкий спектр мотивов: самоактуализации, самопознания, преобразования, важное новообразование на основе диалога с собой – способность к выработке новой черты личности в отношении к миру, к людям, к природе, к себе.

Большую роль играет открытие своего «Я», своего внутреннего мира. Образовательная среда школы для одаренных детей должна быть организована таким образом, чтобы она способствовала формированию и развитию образа «Я», причем одним из условий самоактуализации личности является признание ее права на индивидуальный творческий вклад, личностную инициативу, свободу саморазвития

Создание специального учебно-воспитательного комплекса для развития гностического потенциала одаренных учащихся позволит ликвидировать дублирование содержания образовательных программ, обеспечить обучение на основе согласованных учебных планов и единства требований в оценке качества знаний на всех этапах обучения, повысить уровень развития одаренности, обеспечить непрерывный переход учащихся с одного уровня обучения на другой в рамках единой системы, более рационально использовать материальную базу учебных заведений.

Представим структуры, которые выступают по отношению к современному образованию, школе с заказом или требованиями, в обобщенном виде, на следующих уровнях:

- государство – создание условий для развития свободной, мыслящей, деятельной, творческой личности, реализовавшее свои способности при обучении в общеобразовательной школе, адекватно оценивающий свои возможности и способный к ответственному отношению к своему выбор;

- макросоциум – креативная личность, впитавшая в себя систему общечеловеческих и национальных ценностей, приносящая пользу данному социуму;

- микросоциум – помощь в реализации потребностей учащихся, в поддержке эмоционального фона и отношения к любым творческим начинаниям, стимулирование познавательных процессов, разумная требовательность к детям; уважение и соблюдение прав ребенка, обеспечение его физического и душевного комфорта, выполнение санитарно-гигиенических и эстетических требований;

- родители – бережное и уважительное отношение к ребенку, учет индивидуальных особенностей и способностей каждого школьника, комфортное существование.

Использованная литература

1    Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов. – М.: Рус.яз. 1987. – 750 с

2    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.