Жуманкулова Еркын Нурсагатовна


Проблема сохранения здоровья одаренных детей на современном этапе является не достаточно разработанной. Для достижения определенных уровней знания обучающиеся, особенно одаренные дети, не всегда могут адекватно оценить свои психические и физические возможности, что приводит к ухудшению здоровья. Все это позволяет нам актуализировать проблему формирования здоровьесберегающего образовательного пространства для одаренных детей.

В соответствии с принципами здоровьесбережения, обучение учащихся в общеобразовательной школе должно проходить без ущерба для их здоровья, для этого необходима не только грамотность учащихся в решении вопросов данного направления, достигаемая в результате обучения, но и в развитии потребности в здоровом образе жизни, забота о сохранении, укреплении и развитии как своего здоровья, так и бережное отношение к здоровью других людей.

Как показывают исследования, в настоящее время в системе общего среднего образования наблюдается тенденция к росту заболеваемости учащихся, повышению количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.

В настоящее время все вышеназванное подтверждается проведенным анализом  заболеваемости учащихся по республике за 2007-2008 и 2008-2009 учебные годы.

- заболевание нервной системы – возросло на 3%;

- патология зрения – на 17%;

- заболевание сердечнососудистой системы – на 10%;

- излишек веса – на 17% и т.д.

По исследованию О.А. Рагимовой, приведенной в журнале «Глобальный обзор» по вопросам табакокурения (2006 г.) среди подростков 13-15 лет – 29% пробовали курить, 12% из них курят регулярно.

За последние 4 года, более 5 тыс. подростков впервые встали на учет в психиатрические  учреждения в связи с употреблением психоактивных веществ, алкоголизм среди подростков возрос в 2,5 раза [1].

По наблюдениям ученых города Саратова (Россия) [2], у школьников в процессе обучения в 6-12 раз нарастают негативные изменения органов слуха и зрения, в 10 раз – нарушение опорно-двигательного аппарата, в 15 раз – центральной нервной системы, в целом 75% российских школьников имеют существенное отклонение состояния здоровья.

Школьный возраст – время выражения онтогенетических и социальных перестраиваний личности в результате  взаимодействия индивидуальных свойств детей и социальной среды. Изучение развития и состояния здоровья учащихся в момент трансформации его в социум, позволяет выявить основные социальные факторы и механизмы формирования сознания о необходимости здоровьесбережения.

Признаками снижения здоровья у детей являются следующие показатели:

1) наличие заболеваний и отклонений в развитии;

2) наличие невротических заболеваний и проявлений;

3) наличие снижения общих показателей физического развития.

Растущие требования государственного заказа к образованности граждан зачастую диктуют интенсивные темпы учебного процесса, направленные на результат, а не на развитие личности ученика, что приводит к переутомлению учащихся, что, с одной стороны, мешает качественному усвоению учебного материала, а с другой – вызывает ухудшение здоровья. Содержание и нерациональные формы организации учебной деятельности сами по себе оказывают серьезное негативное влияние на состояние здоровья детей, что требует перестройки учебно-воспитательного процесса и создания необходимых управленческих предпосылок.

Данные определения термина «условие» в контексте нашего исследования позволяют убедиться в обоснованности разработанной нами педагогических условий формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях средней общеобразовательной школы.

Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях средней общеобразовательной школы предполагает проведение специального семинаров «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» для учителей. Это объясняется необходимостью соответствующей теоретической подготовки учителей к формированию здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях средней общеобразовательной школы. Ниже, в таблице 3 приведен тематический план спецсеминара.


Таблица 3 – Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Сту-ниСодержаниеМетоды и формыЧасы
1Роль деонтологического сознания учителей при работе в ЗОП школы
2
Психофизиология и возрастные особенности учащихся на каждой ступени обучения в школе2
Психолого-педагогическая модель личности учителя работающего в ЗОП школы2
Деятельностная основа обучения2
Поэтапное формирование культуры здоровьесбережения2
2Методические теории и образовательные здоровьесберегающие технологии
Лекции и эвристические беседы
2
Структура и качество ЗОП школыКруглый стол3
3Методология и методика научно-исследовательской (творческой) деятельности
Исследовательская деятельность в группах
3
Структура научного исследования в УПЛекция 
2
Роль целеполагания в исследовании
Доклады3
Типология экспериментов с учетом специфики материала исследованияТесты и эксперимент
2
Научный стиль и его жанры. Оформление научного проекта учащихсяКонкурс
4
Интегрированный наукоемкий спец. курс в условиях здоровьесберегающего пространства в условиях СОШ  
Презентация своих спецкурсов и факультативов
4
4Илиды и культура педагогического общения
Обсуждение, деловая игра4
Образ учителя-профессионала (внешний, внутренний, процессуальный)Модель структура имиджа профессионала
2
Стили педагогического общения и руководстваЛекция2
Этикет межличностного общения на разных уровнях в разных педагогических ситуацияхРешение ситуативных задач. Составление словаря этикета
2


Всего:42 ч

Данный семинар рассчитанный на 42 часа проводился в течение всего учебного года. Цель семинара: оказание помощи учителю в его профессиональном становлении. В центре внимания семинара – проблема формирования здоровьесберегающего образовательного пространства школы, управление педагогическим процессом, направленным на развитие культуры здоровьесбережения, ознакомление с основами педагогического деонтологии, обоснование использования учителями здоровьесберегающих технологий, перевод управляющей системы обучения в самоуправляющую школу, когда ученик хочет и умеет учиться.

Первый цикл знакомит учителей с теоретическими основами педагогической деонтологии, законов развития психики учащихся, делая акцент на психофизиологические и возрастные особенности учащихся на каждой ступени обучения в школе. Она включает темы, взаимодополняющие и взаимосвязанных между собой.

Тема «Роль деонтологического сознания учителей при работе в ЗОП школы» раскрывает основы педагогической деонтологии, психолого-педагогические особенности формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях средней общеобразовательной школы, Значимость деонтологического сознания учителей при формировании здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях средней общеобразовательной школы.

При изучении темы «Психофизиология и возрастные особенности учащихся на каждой ступени обучения в школе» совместно с учителями обсуждается вопрос о процессе формирования и развития психики и мышления учащихся. Лекционное занятие было посвящено работам психологов и педагогов (Р.С. Немов, Ж.Пиаже, З.Фрейд, И.А. Зимняя  и др.) которые исследуют психофизиологические и возрастные особенности и возможности учащихся. Основываясь на данных закономерностях, учителями были обоснованы роль социума на формирование культуры здоровьесбережения у учащихся.

По итогам обсуждения слушателями лекции о возрастных и психофизиологических особенностях на каждой ступени обучения учителями были предложены формы работы с учащимися.

Тема «Психолого-педагогическая модель личности учителя работающего в ЗОП школы» знакомит учителей с существующими моделями личности учителя, с особенностями построения данной модели. Учителя знакомятся с психологическими особенностями при работе в здоровьесберегающем образовательном пространстве в условиях средней общеобразовательной школы.

Тема «Деятельностная основа обучения» раскрывает сущность понятия «деятельность» и «обучение». На основе работ ученых психологов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.С.Мухиной и других.) и педагогов (В.А.Сластенин, И.П. Подласного и других) слушателями были обоснованы деятельностная основа обучения, как одна из важнейших путей формирования культуры здоровьесбережения у субъектов педагогического процесса.

Слушатели были ознакомлены с ведущей деятельность на каждой ступени обучения.

Тема «Поэтапное формирование культуры здоровьесбережения» на основе ранее пройденных тем раскрывает возможности поэтапного формирования культуры здоровьесбережения. Весь период обучения в школе нами были подразделены на четыре ступени.

- 1 ступень – 1 – 4 классы, ведущая деятельность – учебно-игровая;

- 2 ступень – 5-7 классы – интимно-личностная деятельность;

- 3 ступень – 8-9 классы – отношенческая деятельность;

- 4 ступень – 10-11 классы – учебно-профессиональная деятельность.

Знания о ведущей деятельности позволит учителям запланировать соответствующую педагогическую деятельность, для эффективного формирования и развития культуры здоровьесбережения.

Второй цикл знакомит учителей с основами здоровьесберегающих технологий и путями его применения, с особенностями и преимуществами данных технологии, направленных на  сохранение, укрепление и развитие здоровья учащихся. Раскрывает пути повышения педагогического мастерства посредством здоровьесберегающих технологий, решении различных педагогических ситуаций, обосновании собственной модели личности учителя работающего в школе со сформированным здоровьесберегающим образовательным пространством.

Тема «Методические теории и образовательные здоровьесберегающие технологии» рассматривает сущность понятия «здоровьесберегающие технологии». На основе данных дефиниции учителя знакомятся с различными педагогическими технологиями, направленными не на результат, а на развитие. Также при обосновании необходимости здоровьесберегающих технологий учителя развивают необходимые навыки по использованию данных технологий, обмениваются своим опытом.

Тема «Структура и качество ЗОП школы» раскрывает особенности построения здоровьесберегающего образовательного пространства школы его составляющие. Проводится совместное обсуждение вопросов о том, какими качествами должно обладать исследуемое пространство и какова роль учителей при формировании данного пространства.

Третий цикл раскрывает методологию и методику научно-исследовательской деятельности. Выявляет особенности целеполагания в исследовании и оформление.

Тема «Методология и методика научно-исследовательской деятельности» Цель занятия: ознакомление учителей с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности на основе работ К.М.Кертаевой, И.П.Подласного, Н.В.Хан и др.

По окончании лекции слушателям было предложено обсудить разработку плана научно-исследовательской деятельности учащихся с учетом соблюдения принципов здоровьесбережения.

Тема «Структура научного исследования в УП» основывается на структуре формирования здоровьесберегающего образовательного пространства как на необходимом условии сохранения, укрепления и развития здоровья учащихся. Выявляются особенности построения урочных и внеурочных занятий направленных на научный поиск решений задач. Лекционное занятие было построено на анализе современного состояния проблем научного исследования в школе. В ходе совместного обсуждения учителя пришли к выводу об актуальности названной проблемы и острой  необходимости организации научных исследований совместно с учащимися. Здесь же со слушателями спецкурса была обсуждена структура научного исследования в учебном процессе школы, и рекомендованы методика его проведения.

При изучении тема «Роль целеполагания в исследовании» были раскрыты социально-педагогические факторы развития личности учащихся, значение целеполагания в организации педагогической деятельности для достижения задач направленных на сохранение, укрепление и развитие психологического, духовного и физического здоровья учащихся. В ходе лекции слушателям был предложен анализ индивидуально-личностных факторов учащихся за периоды обучения в школе, в ходе которого слушателями были сделаны выводы о том, что эти факторы, являясь синтезом биологических и психологических факторов, влияют на эффективную организацию научного исследования и цели данной деятельности должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Это позволило учителям понять многозначность и сложность данной проблемы, осознать необходимость целеполагания в исследовательской деятельности учащихся, также значимость подготовки учителей к данному виду деятельности.

При проведении следующего занятия «Типология экспериментов с учетом специфики материала исследования» нами были рассмотрены научные исследования в области психологии (Дружинин В.Н., Либин А.В. и др.), педагогики (Селевко Г.К., Басов А.В. и др.) в которых раскрыты типология экспериментов как психологического, так и педагогического, классифицированы виды и формы ее проведения, этапы организации, обоснованы особенности организации эксперимента, а также разработана методики его проведения в зависимости от первопричин.

При изучении темы «Научный стиль и его жанры. Оформление научного проекта учащихся» с учителями обсуждались вопросы, касающиеся сущности и содержания научного стиля и жанров, особенности трактовки данной категории в философии, в литературе и педагогики. Причем при выявлении сущности данных понятий выявлялось их соотношение с такими категориями как «стиль», «образ», и др. Выявленные особенности позволили учителям ознакомиться с особенностями оформления научного проекта учащихся.

В ходе занятия учителям было предложено задание: дать характеристику научного проекта учащихся, используя содержание лекционного материала и на основе предложенной схемы.

Лекционное занятие на тему «Интегрированный наукоемкий спец. курс в условиях здоровьесберегающего пространства в условиях СОШ»  Цель занятия: обоснование необходимости проведения спецкурсов по подготовке учащихся к научно-исследовательской деятельности для развития и укрепления духовного и психического здоровья.

Лекционное занятие было построено на анализе современного состояния проблем состояния духовного и психического здоровья учащихся. В ходе совместного обсуждения учителя пришли к выводу об актуальности названной проблемы и острой необходимости формирования здоровьесберегающего образовательного пространства школы и одним из путей данного процесса – это организация научного сообщества учителей и учащихся.

Четвертый цикл акцентирует внимание учителей к особенностям формирования культуры общения с учащимися. В нем раскрываются стили педагогического общения, через практическую деятельность и решение ситуативных задач, формируется культура педагогического общения.

При изучении темы «Культура педагогического общения» внимание учителей было акцентировано на культуре педагогического общения связанной с общей культурой педагога как частное с общим, она выполняет инструментальную функцию в деле развития культуры, с другой стороны, культура общения и педагогическая деятельность базируется на общей человеческой культуре и которая во многом зависит от уровня развития последней и является одним из основных средств ее проявления. Культура педагогического общения учителя сказывается на качестве успеваемости учащихся по предмету, на организации учителем общения в детском коллективе и межличностных отношениях учащихся, на формировании культуры здоровьесбережения как учащихся, так и родителей.

Для обсуждения учителям было предложены вопросы:

- как культура педагогического общения влияет на духовное, психическое и физическое здоровье учащихся;

- что может служить источником развития культуры педагогического общения.

При изучении темы «Образ учителя-профессионала (внешний, внутренний, профессиональный) обсуждались вопросы:

- характеристика этических норм в деятельности учителя при формировании здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях общеобразоваетльной школы, их цели, содержание;

- педагогическая этика и профессиональный долг.

Раскрывая первый вопрос, мы провели анализ понятия норма, которое рассматривалось с позиций учителей и учащихся. При изучении второго вопроса «Педагогическая этика и профессиональный долг» были раскрыты философские понятия «этика», «долг» и «нравственность».

В лекции использовались следующие методы обучения: объяснение, анализ, учебная беседа.

В ходе занятия на тему «Стили педагогического общения в здоровьесберегающем образовательном пространстве в условиях средней общеобразовательной школы» учителями обсуждены вопросы видов и стилей общения, которые необходимы при взаимодействии в здоровьесберегающем образовательном пространстве школы. Виды, такие как: деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение и др.

На практических занятиях учителя знакомятся к кодексом общения, например:

1) вклад в общение должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора;

2) говорить не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;

3) говорить правду;

4) не отклоняться от темы, уметь найти решение;

5) выражать мысль ясно и убедительно для собеседника;

6) уметь слушать и понять нужную мысль;

7) уметь учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

Занятие на тему «Этикет межличностного общения на разных уровнях в разных педагогических ситуациях» раскрывает особенности межличностного общения на каждом из ступеней обучения учащихся в школе. Слушателями обсуждались факторы, которые могут помешать правильно воспринимать и оценивать людей, например такими как наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека; наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт; стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация; отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его и т.д.

Эффективность создания здоровьесберегающего образовательного пространства подтверждается такими показателями как устойчивый оздоровительный эффект, высокая учебная мотивация, креативность и обученность, увеличение числа учащихся с гармоничным физическим, духовным и психическим развитием. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья обучающихся. Постановка задачи развития культуры здоровьесбережения может рассматриваться в два этапа.

На первом этапе основные акценты делаются на сохранение здоровья учащихся. В этот момент происходит выявление факторов, оказывающих или способных оказать вредное воздействие на организм учащихся.

Второй этап включает программу формирования у учащихся физического, психического, духовного здоровья через целостный педагогический процесс школы. На этом этапе создание здоровьесберегающего образовательного пространства следует рассматривать как совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов и технологий. В рамках организации здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующей сбережению здоровья учащихся, важнейшим фактором является обеспечение нормативно-правовой базы данной деятельности.


Использованная литература

1    Колонина В.С. Состояние здоровья детей и подростков в Республике Казахстан (статистические данные)// Валеология, физвоспитание и спорт. – 2006. - № 3. – С.26-27

2    Здоровье младших школьников Саратова // Социальные исследования. - №4. - 2006.- С.69-72