Пояснительная записка

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств. Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества. Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого». В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение.

Развитие таких профессиональных умений предполагает глубокие психолого-педагогические знания.

Цель программы: раскрытие теоретических знаний и развитие практических навыков и умений у педагогов общеобразовательных школ в области возрастной и педагогической психологии.

Задачи программы:

1. Ознакомить педагогов общеобразовательных школ с существующими основными положениями возрастной и педагогической психологии;

2. Научить педагогов использовать полученные знания в практической деятельности.

3. Формирование навыков анализа психологических причин, лежащих в основе проблем учащихся.

Программа тренинга разработана на основе трудов: М.Р.Битяновой, А.В.Петровского, Л.Ф.Обуховой и И.В.Дубровиной и др.

Программа будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.


Тематический план

№ п/п
Название темыКоличество часов
Лекции п/п
Сем.

Раздел I. Возрастная психология

1Общие основы возрастной психологии.2

2Дошкольное детство.2
2
3Поступление ребенка в школу.1
3
4Младший школьный возраст.2
3
5
Отрочество.
2
3
6
Старший школьный возраст.2
3

Раздел II. Педагогическая психология


1
Общие основы педагогической психологии.2

2
Образование в современном мире.2
3
3
Психология обучения.2
3
4
Психология воспитания.2
3
5
Психология педагогической деятельности.2
3
6
Психология учебной деятельности.2
3

Всего:                                                                  50ак.ч.23
37


Содержание курса

Раздел I. Возрастная психология

Тема 1. Общие основы возрастной психологии. Предмет и задачи возрастной психологии. Структура возрастной психологии. Методы возрастной психологии. Взаимосвязь возрастной психологии с другими науками.

Тема 1. Дошкольное детство. Особенности психического развития. Ценность дошкольного детства. Проблема развития и обучения в практической работе с дошкольниками. Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2–3 года). Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3–5 лет).  Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Дошкольники «группы риска». Отставание в психическом развитии.

Тема 2. Поступление ребенка в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Понятие «психологическая готовность к школьному обучению».  Диагностика психологической готовности к школьному обучению. Процедура определения психологической готовности к школе.

Тема 3. Младший школьный возраст. Общая характеристика возраста. Особенности психического развития. Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников. Работа по развитию моторики. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми. Младшие школьники «группы риска». Леворукии ребенок в школе.  Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.

Тема 4. Отрочество. Общая характеристика возраста. Особенности психического развития. Проблема подросткового кризиса. Начало обучения в средних классах школы.  Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства. Развитие учебной мотивации. Развитие общения со сверстниками. Развитие мотивационной сферы. Овладение способами регуляции эмоциональных состояний. Подростки «группы риска». Психологическая помощь при трудностях в учении.

Тема 5. Старший школьный возраст. Социальная ситуация развития. Особенности развития личности и межличностных отнощений. Особенностиучебной деятельности.


Раздел II. Педагогическая психология

Тема 1. Общие основы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Методы педагогической психологии. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

Тема 2. Образование в современном мире. Образование как многоаспектный феномен. Основные направления обучения в современном образовании. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

Тема 3. Психология обучения. Научение и учение. Обучение и развитие. Учебная деятельность. Мотивы учения. Усвоение знаний, умений и навыков. Обучение как фактор развития личности. Научение как базовая категория теории обучения.

Тема 4. Психология воспитания. Ученик как субъект воспитания. Методы воспитания.

Тема 5. Психология педагогической деятельности. Общая характеристика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание. Педагогические способности и стили деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Основные функции педагогической деятельности. Педагогические умения. Педагогическое общение. Личность педагога.   

Тема 6. Психология учебной деятельности. Познание. Учебная деятельность. Компонентный состав учебной деятельности. Учебная мотивация. Учебная ситуация. Контроль в структуре учебной деятельности. Оценка и самооценка учебной деятельности. Стратегии формирования новых знаний и способностей. Заучивание. Обучаемостъ. Неуспеваемость.

Рекомендуемая литература

1.    Аминов Н.А. Диагностика педагогич¬еских способностей. М., 1998.

2.    Ануфриев А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Кopрекционные упражнения. М., 2005.

3.    Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание второе, исправленное.

4.    Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.

5.    Возрастная  и  педагогическая   психология:   Учебник для  студентов  всех специальностей педагогических вузов // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М, изд-во МГОПУ АНОО НОУ. 1999. 234 С.

6.    Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.

7.    Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.

8.    Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

9.    Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М., 1996.

10.    Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов / О. В. Нестерова. ¬ М.: Ай¬рис¬пресс, 2006. 112 с. (Высшее образование).

11.    Практическая психология образования/ Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера». 2000. - 528 с.

12.    СтоляренкоЛ.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2000.

13.    Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.

14.    Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.

15.    Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.

16.    Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998.




Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики                                      Колюх О.А.

olg.kolyuh2011@yandex.ru