«Ишь ты, масленица!». Думаю, многие из вас хоть раз видели этот замечательный мультфильм, тем более, что в душе все мы немного дети. Автор его – Роберт Саакянц, мультипликатор и аниматор от Бога, творивший на студии «Арменфильм». У него еще много прекрасных мультфильмов, однако, наш сегодняшний разговор затронет лишь два из них.

В своих фильмах Р. Саакянц использовал народные мотивы, легенды и сказки. В сказках сокрыта народная мудрость, кроме того, с древнейших времен в них передавалась из уст в уста история народа.

Первый, про Масленицу, мы уже упомянули. Второй же поставлен по мотивам сказки О. Туманяна и называется «Ух ты, говорящая рыба!». Однако обе эти сказки, кроме самобытности и тонкого юмора, роднит еще один образ. Образ этот – символ зла и горя, в первом мультфильме в виде сборщика податей, а во втором в виде «Доброго Ээха» - злого и хитрого демона.

Но почему же мы решили обратиться именно к армянской мультипликации, тем более применительно к теме столетней годовщины геноцида армян? Все дело в том, что человек из любого народа с молоком матери, с кровью предков впитывает определенные характерные только для его народа черты и образы.

Сто лет назад лилась кровь армян, и это навсегда запечатлелось в памяти всех последующих поколений. Таким образом, даже в детском творчестве, мультипликации, Р. Саакянц, возможно, сам того не осознавая, отразил образы горя, страха и ужаса. Достаточно взглянуть на кадры из фильма, и все сразу становится ясно.
«Век меня помнить будете!»
м/ф «Ух ты, говорящая рыба!»
«А за снег платил?»
м/ф «Ишь ты, масленица!»

Глядя на «Доброго Ээха», обратите внимание на его головной убор. Это характерная для тех времен шапочка, которую носили турки. При этом, сам «Ээх» говорит зловещим леденящим душу голосом: «Будешь помнить. Будешь. Век меня помнить будете!». В то же время огромные ржавые гвозди опосредованно напоминают о тех зверствах, что творили турецкие солдаты с армянами, нередко применяя для этого предметы быта.

То же касается и второго фильма, где перед нами предстает алчный сборщик налогов, требующий денег за снег и отбирающий у стариков последний кувшин масла. Все эти образы – прямое отражение пережитого армянским народом в период подданства Турции.

Можно ли описать то, чего не видел? Можно ли прочувствовать то, что случилось не с тобой? Можно ли постичь боль другого человека? Можно попробовать прикоснуться и попытаться понять, но, чтобы прочувствовать, надо к этому народу принадлежать.

Всегда легче говорить о том, что испытал сам. Всегда легче повторять то, что было сказано до тебя. Тема геноцида очень тонкая, и, несомненно, отзывается болью в сердце каждого армянина. Тем более, что об этом написаны тысячи книг, целые тома воспоминаний выживших и очевидцев, а также сотни статей и научно-исторических исследований. В этом отношении нам было очень сложно претендовать на полную объективность. Однако примечателен и тот факт, что в канун этой скорбной даты крупные мировые политики и религиозные деятели официально признали факт геноцида армянского народа.

Теперь же немного о личном.

У древних было такое поверие, что человек может быть неродным тебе по крови, но быть родным по духу. Именно таким был мой Дедушка Геворк Хлгатян. Раньше, глядя на него, я все никак не могла понять, почему его глаза наполнены такой неизмеримой тоской. Бывало, сядет он на скамейку и смотрит куда-то вдаль. И мыслями и душой он был в такие моменты совсем в другом месте. Родина звала его. Его Армения. Армян именно это и выделяет среди других народов: удивительное великодушие и безраздельная тоска по Родине. Родине, которая столько выстрадала. Родине, которая целый век взывала к общечеловеческой справедливости.

В этом году исполнятся ровно 100 лет со дня «Великого Злодеяния», как его называют сами армяне. Ровно сто лет прошло с тех дней, как начался первый в истории ХХ века геноцид целого народа, геноцид армян.

В крови каждого армянина звучит зов предков, который нескончаемой тоской и болью расходится как круги на воде, отзывается эхом заставляя сердце сжиматься.

Люди Земли! Помните, что было с вами! Помните плач матерей. Помните стоны земли опустошенной, обагренной кровью невинных.

Незабвенно горе людское. Незабвенны лики смерти. Незабвенно «Великое Злодеяние».

Помните те кровавые вехи истории, чтобы они уже никогда не случились вновь, ибо такое не каждый народ способен вынести.

Закончить же мы хотим словами из песни:

Жизнь прости.

Прости людей за зло.

Дай время им себя научить любви

Жизнь прости.

Прости всех нас за зло.

Дай время нам себя научить любви

Сейчас самое время, ибо не забудется, будет в веках звучать зов Аястана

РУФИНА ТОРПИЩЕВА

«Білік» № 4 (177), 2015 жыл, 23 сәуір